Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Осада Львова: Казаки были для евреев и поляков страшнее Гитлера

Премьер-министр Польши сравнил действия запорожцев Богдана Хмельницкого с Холокостом

16353

С недавних пор в отношениях Польши и Израиля наступила зима. Официальный Тель-Авив весьма прохладно отреагировал на то, что Варшава поправками к закону об Институте национальной памяти запретила любые разговоры о польском коллаборационизме времен гитлеровской оккупации.

«Холодный циклон», пришедший с территории столь влиятельного игрока на мировой арене, похоже, расстроил польские власти, и заставил главу правительства РП Матеуша Моравецкого обратиться к истории, чтобы хоть немного «поднять градус» в отношениях с еврейским государством. При этом польский премьер решил опираться на самый «убойный» аргумент — наличие общих исторических врагов. Правда, вопреки обыкновению последних лет, польский чиновник избрал на роль «мальчика для битья» не кого-то из украинских коллаборационистов времен Второй миррой войны (посчитав, очевидно, подобных исторических персонажей слишком «мелкими»), а личность куда более масштабную — Богдана Хмельницкого.

Во время встречи в публичной библиотеке с жителями города Холм Моравецкий заявил, что «первым крупным преступным актом против евреев, который в еврейской историографии часто приравнивается к Холокосту, было восстание Хмельницкого». Самого гетмана премьер сравнил с Гитлером и Гиммлером. Более того, он сказал, что в ходе осады Львова казацким войском, местные поляки якобы отказались выдавать запорожцам на расправу евреев. Отдельно глава польского правительства подчеркнул тот факт, что восстание Хмельницкого стало трагедией не только для евреев, но и для самих поляков — с него, мол, начался упадок Речи Посполитой.

Нужно сказать, что во время восстания под руководства Богдана Хмельницого, евреям, живущим в восточной части Речи Посполитой, действительно, пришлось очень плохо. Известный религиозный деятель иудаизма и ясский раввин Натан бен Моисей Ганновер назвал эти события «Пучиной бездонной». Он же описал страшные пытки и казни, которым казаки Хмельницкого подвергали евреев, включая, женщин и детей. Демографические потери еврейского населения Речи Посполитой в результате казацкой освободительной войны оцениваются в различных источниках от 30 до 200 тысяч человек (сюда включают убитых, умерших от болезней и бежавших в другие страны или регионы). Это, конечно, страшно. Однако есть ли объективные основания для обвинения запорожских казаков в «рафинированном» антисемитизме и для приравнивания деяний, связанных с восстанием Хмельницкого, к Холокосту?

Читайте также

Сразу нужно сказать — как и любые другие события, погромы времен Богдана Хмельницкого нет смысла разбирать вне исторического контекста.

Итак. В Речи Посполитой в XVII веке проживала одна из самых больших, а по мнению части историков, и самая большая, еврейская община в мире. Посоперничать с ней могла только еврейская община Османской империи. В чем была причина такого «польского магнетизма» для иудеев? В первую очередь в том, что в Речи Посполитой к ним обычно хорошо относились и, в отличие, практически от всех остальных европейских стран, не подвергали гонениям.

Так, из Англии евреи под страхом смерти были изгнаны в 1290 году королем Эдуардом I. Из Франции — в 1306 году Филиппом IV Красивым. Из Испании в 1492 году — Изабеллой и Фердинандом. К таким же мерам в разное время прибегали власти Швейцарии, Венгрии, Португалии, Сицилии, Флоренции, ряда германских княжеств. В южной Франции массовыми убийствами и грабежами еврейского населения сопровождались Крестовые походы.

В Польше же было все строго наоборот. Сегодня об этом мало говорят, но по легенде, именно еврей был родоначальником польской государственности! Речь идет о первом польском правителе Абраме Проховнике, избранном панами своим властителем и короновавшем затем Пяста… Кроме того, уже в XVI веке шляхта якобы избрала на одну ночь польским королем приближенного Стефана Батория — Шавла Юдича Валя. Историки спорят о том — правда это или миф. Но сама постановка вопроса свидетельствует о том, насколько евреи были уважаемы и влиятельны в польском государстве. В Англии или Испании в те времена ничего подобного себе и представить было нельзя.

Среди представителей польской шляхты и ремесленников, разбавленных мигрантами из Германии, случались всплески антисемитизма, но они, как правило, пресекались королями и магнатами. В 1264 году калишский князь Болеслав Набожный гарантировал права евреям особым статутом. А в XIV столетии Казимир III распространил действие документа на всю Польшу и передал на откуп влиятельным евреям часть фискальных функций государства. У Казимира была любовная связь с прекрасной еврейкой Эстеркой, родившей ему нескольких детей, которые впоследствии стали основателями знатных дворянских родов. Защитниками прав евреев также были Ягайло, Сигизмунд I и Сигизмунд II. Благодаря массовому притоку беженцев из Западной и Центральной Европы, в XVII столетии евреи составляли уже почти 5% от населения Речи Посполитой.

Однако комфортно под властью польско-литовских королей жилось, в отличие от евреев, не всем. Во второй половине XVI века, собственно, после создания Речи Посполитой, польская корона, опираясь на шляхту и магнатов, начала наступление на права русского православного населения (предков современных украинцев). Жителей Поднепровья, Подолья, Волыни и Галичины закрепощали, лишали всех основных прав и силой вынуждали перейти в католицизм или униатство. Основным защитником прав православного населения стало созданное в низовьях Днепра Запорожское казачество. Впрочем, на первых порах даже оно мало что могло противопоставить мощи одного их сильнейших государств Европы. По свидетельствам известного украинского историка Дмитрия Яворницкого, детей из православных (условно говоря, украинских) семей польские власти сжигали заживо или варили в котлах, взрослых — топили, вешали, обливали водой на морозе.

Католические священники, по словам Яворницкого, запрягали православных в повозки, а еврейские арендаторы — заставляли таскать плуг при распашке полей… Вот на этом моменте стоит остановиться особо. Далеко не все знатные поляки-помещики желали сами вникать в хозяйственные вопросы. И поэтому они передавали свои земли вместе с крепостными в аренду еврейским предпринимателям. Те же, чтобы заработать побольше, заставляли людей помимо четырех дней, которые те «должны» были польским панам, еще два дня работать на них лично. Таким образом, у «холопов» не оставалось возможности выращивать что-либо для себя лично. Кроме того, в литературе можно найти упоминания о том, что арендаторы якобы брали деньги за доступ православных в церковь — на богослужения, крестины и венчания. Также, в аренде у еврейских торговцев постоянно были местные кабаки — «шинки». Казаки и крестьяне часто топили горе в выпивке, а пропив все, виновником всех своих бед считали именно «шинкаря».

Читайте также

Более того, по данным уже упомянутого выше Ганновера, именно еврейские «бизнесмены» дважды доносили польским панам лично на Богдана Хмельницкого — первый раз, когда у него отняли принадлежавший ему хутор, а второй — когда он якобы из мести сообщил татарам о готовящемся против них польском походе. Вот и получилось так, что личные мотивы Хмельницкого могли переплестись с тем, что простые крестьяне и казаки считали еврейских «арендаторов» верными подручными своих заклятых польских врагов.

Однако никакого целенаправленного геноцида «по этническим мотивам» не было. Уже сам тот факт, что общие демографические потери Речи Посполитой в тот период составили около 3 миллионов человек — говорит сам за себя. Поляков и русских (украинцев) в ходе войны погибло куда больше, чем евреев. Сами же казаки зачастую предлагали евреям перейти ради сохранения жизни и имущества в Православие, а красивых евреек в принудительном порядке крестили и венчали. По факту, значительное количество евреев не только приняли в XVII веке христианство, но и влились в состав Запорожского войска! Еврейские рода Марковичей, Боруховичей, Герциков и Крыжановских стали видными представителями казацкой старшины. Их потомки прекрасно себя чувствовали и во времена укрепления Российской империи, став представителями уже российской элиты…

Таким образом, мы видим, что нападки казаков Хмельницкого на евреев носили социальный и религиозный, но никак не этнический характер. Хорошее отношение к евреям в Польше в условиях Европы тех времен было, к сожалению, не правилом, а исключением. То, что творили по отношению к израильтянам англичане, испанцы и французы смахивало на геноцид, порою, куда больше, чем восстание под руководством Хмельницкого. Но эти народы Моравецкий упоминать в своих публичных речах не спешит. Обвинять в чем-либо подобном своих европейских партнеров — неполиткорректно. А вот облить грязью ненавистного Хмельницкого — как раз плюнуть. Да как он вообще посмел взбунтовать холопов, которые так хорошо таскали за собой телеги с панами и чьих детей предки современных поляков тысячами убивали просто ради развлечения?

Впрочем, очень может быть, что злоключения Хмельницкого на этом не закончатся. Уж слишком неудобным персонажем он является и с точки зрения актуальной исторической повестки современной постмайданной Украины. А ради дружбы с европейскими партнерами Киеву нужно делать им шаги навстречу. Не Бандерой же жертвовать, в самом деле…

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня