Редкий «Буран» до МКС долетит: Первый полет стал последним

Сможет ли когда-нибудь Россия догнать СССР в космосе

  
4606
Редкий «Буран» до МКС долетит: Первый полет стал последним
Фото: AP/TASS

От «Буранов» былых времен не осталось уже имен — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия-Буран», уже не существует. Он был полностью уничтожен при обрушении монтажно-испытательного комплекса № 112 на космодроме Байконур 12 мая 2002 года. Последующие экземпляры «космического челнока» носили названия «Буря» и «Байкал», но в космос им полететь так и не довелось — первый пылится на Байконуре, где к нему не имеется доступа, второй — в подмосковном Жуковском. Двум другим «изделиям» названия так и не дали по причине того, что их разобрали и уничтожили в цехах Тушинского машиностроительного завода еще на начальном этапе строительства.

Не лучшая судьба оказалась и у семи макетов «Бурана», которые были изготовлены для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Часть из них оказались в зарубежных музеях. После закрытия в 1993 году программы «Буран», НПО «Молния» продемонстрировало самолет-аналог на МАКСе, он даже использовался во время испытательных полетов в атмосфере. В 1999 году макет передали для показа на Олимпийских играх в Сиднее, потом он попал в Бахрейн, а сейчас является собственностью музея техники в немецком Шпайере. Еще один макет стал собственностью Казахстана. Наши можно увидеть на территории ВДНХ (это тот, что стоял в парке Горького в качестве аттракциона), в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Остальные либо на Байконуре, либо в НИИ, либо в ЦАГИ — в полугазобранном состоянии.

Читайте также

Сохранилась еще в приличном виде кабина-тренажер, на которой обучали будущих пилотов «Бурана» в Центральном музее авиации и космонавтики ДОСААФ.

На фото: семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина у тренажера Бурана в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России (Фото: предоставлено автором)

— Для проведения испытаний космического корабля «Буран» готовили 27 кандидатов, как военных, так и гражданских летчиков-испытателей, — рассказывает директор этого музея Игорь Исаков. — Была создана и разработана тренажерная система, которая является не просто точной копией кабины «Бурана», но и позволяет имитировать полет, отрабатывать нештатные ситуации, да и просто позволяет пилоту «притереться» к креслу и приборам. В отличие от тренажеров, позволяющих проводить обучение пилотов тех же самолетов, это более совершенная система — лететь ведь предстояло в открытый Космос, а затем оттуда совершать посадку «вручную» на Землю. Уникальный тренажер, аналогов которому нет в мире, тем более, что он еще и действующий. К счастью, этот раритет удалось сохранить в музее в первозданном виде, несмотря на многочисленные попытки продать его за границу, большой интерес к нему в начале 1990-х проявляли и американцы, которые летали в Космос на аналогичных «челноках» — Шаттлах. Ко Дню космонавтики нам привезли скафандр «Стриж», разработанный для пилотов «Бурана».

На разработку программы «Энергия-Буран» Советский Союз потратил 16,4 миллиарда рублей, 12 лет разработок и испытаний, в создании многоразовой авиакосмической системы участвовали 86 министерств и ведомств, 1286 предприятий, было задействовано 2,5 миллиона человек. Свой первый полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Орбитальный корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя, дважды обогнул Землю и произвел посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный». При этом полет прошел в полном автоматическом режиме без экипажа — людьми на этот раз решили не рисковать, хотя экипаж в составе летчиков-испытателей Римантаса Станкявичуса и Игоря Волка (по его фамилии отряд пилотов прозвали «Волчья стая») был готов к полету. «Буран» и по нынешний день является самым мощным беспилотным летательным аппаратом, на котором предусмотрен режим ручного управления. В отличие от американского Шаттла, который совершает посадку с выключенными двигателями, «Буран» способен маневрировать даже при приближении к земной поверхности и способен совершить посадку на любом оборудованном аэродроме (во время первого полета предусматривались запасные «точки» — в Крыму и Приморье).

По сути, это такой космический истребитель-бомбардировщик, которым «мирный» «Буран» мог стать в перспективе, особенно на фоне противостояния России и США в Космосе. Но что-то пошло не так в нашей стране после 1991 года, в том числе и в космической отрасли. Пусть дорогостоящую, но перспективную программу как-то спешно свернули, прекратили и полеты, и дальнейшее строительство «Буранов». Заметим, что американские шаттлы с 1981 по 2011 годы 135 раз штурмовали небо, при двух катастрофах — Челленджер (28 января 1986 г.) и Колумбия (1 февраля 2003 г.). Опасение за господство в Космосе было очевидным.

В Советском Союзе еще в середине 80-х прошлого века нашел особый интерес проект создания спутника-«камикадзе», который, взрываясь сам, уничтожает цель. Рассматривался вариант не абсолютно точного попадания спутника-перехватчика в объект поражения, а вариант взрыва на некотором расстоянии от цели и ее поражение осколочным зарядом. Это был самый дешевый, самый простой и самый надежный вариант. Впоследствии он стал известен как программа «Истребитель спутников».

Суть ее заключалось в следующем: с помощью мощной ракеты-носителя на орбиту вокруг Земли выводился спутник-перехватчик. Уже на околоземной орбите, с помощью бортовой двигательной установки спутник осуществлял ряд маневров, которые позволяли сблизиться с целью и уничтожить ее, взорвавшись самому. Перехват цели предполагалось осуществлять на первом, максимум — на третьем витке. В дальнейшем собирались увеличить потенциал спутника, чтобы было можно осуществлять повторный перехват в случае промаха при первом.

Читайте также

Это такой прообраз «Бурана», который при многократном применении мог атаковать спутник, а потом возвращаться на Землю для пополнения боезапаса. Практически каждый спутник, космический аппарат, американского, российского или иного производства, имеет двойное назначение, второе из которых — военное. Это общеизвестный и практически никем не оспариваемый факт. При том, что подробности военной составляющей спутников (космических челноков) известны лишь узкому кругу специалистов, все остальное лишь догадки и предположения.

В космосе многое изменилось. Самих спутников стало неизмеримо больше (счет идет на тысячи), а военная составляющая, быстро минув период мирного сосуществования на околоземной орбите, превратилась в настоящее противостояние. Если есть объект противника — его нужно уничтожить. Кто первый затеял противоспутниковые программы, понятно — США, которые еще в конце 50-х годов прошлого века запустили ракету Bold Orion с бомбардировщика В-47 Stratojet, чтобы проверить возможность поражения космических аппаратов ядерным оружием. Впрочем, проект был признан неэффективным и его свернули. Как свернули и в России проект «Буран». Если посмотреть на него — то только в музее.

Фото: предоставлено автором

Военные новости: Американские военные боятся проиграть войну русским и китайцам

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня