История

Россия vs Америка: Полярная дуэль на «ядерных дубинах»

Для атомного удара по США у берегов Аляски создали первый в мире плавающий аэродром

  
5615
На фото: самолет ЛИ-2
На фото: самолет ЛИ-2 (Фото: Шогин Александр/ТАСС)

2 апреля 1950 года, почти 70 лет назад, севернее Берингова пролива (фактически у берегов США) начала свою полярную вахту станция «Северный полюс-2» («СП-2»). Долгое время об этой научной экспедиции в советской историографии Арктики и Антарктики практически ничего не было известно: в печать просачивались лишь крохи информации. Даже в списке нумерации станций об «СП-2» в некоторых документах просто не сообщалось. Сведения о ней стали известны широкой общественности лишь в постсоветское время. Примечательно, что даже в наше время в Википедии, например, об этой полярной станции сообщается всего один (!) абзац информации плюс список членов экспедиции без упоминания других специалистов, побывавших на «СП-2». Почему такая секретность?

Когда в августе 1945 года американские самолеты сбросили две ядерные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, стало ясно, что это сделано с одной единственной целью — запугать Советский Союз новым супер-разрушительным видом оружия. Поэтому, как только кончилась Вторая мировая война, СССР был вынужден прибегнуть к превентивным мерам — сформировать на ближайших подступах к своим границам вблизи Америки группировку вооруженных сил для противодействия агрессии. А таким советским регионом, от которого до США всего 86 км, является Чукотка.

Читайте также
Целый час 30 мигрантов зверски насиловали женщину с дочкой Целый час 30 мигрантов зверски насиловали женщину с дочкой Итальянка пришла в лагерь для беженцев «помочь и защитить», а над нею и ребенком жестоко надругались

Именно там 14 сентября 1945 года на основании постановления Совнаркома СССР товарищ Сталин приказал создать мощный боевой кулак в виде 14-й армии. Фултонская речь Уинстона Черчилля лишь ускорила эти приготовления. Поэтому одновременно решено было в секретном порядке оборудовать недалеко от Аляски несколько военных аэродромов подскока для транспортных самолетов и новых тяжелых стратегических бомбардировщиков «Ту-4». Понятно, что часть из них должны были построить на Чукотке, а остальные где?

И тут на помощь военным пришел опыт полярников первой советской арктической экспедиции «Северный полюс-1» 1937 года, а также уроки, извлеченные из более ранней эпопеи по спасению в 1934 году полярников с раздавленного льдами парохода «Челюскин». Тогда самолеты, эвакуировавшие людей, садились прямо на лед. А чем же многокилометровые толстые льдины не подходили в качестве аэродромов? Сказано — сделано! Тут надо пояснить, что толщина льда в Северном Ледовитом океане составляет примерно 3−4 метра. Иногда попадаются так называемые паковые льды толщиной 5−7 м. Однако, как рассказывают бывалые полярники, редко, но все же встречаются настоящие ледовые многокилометровые острова, основа которых — мощный многолетний лед, достигающий порой 30 метров толщины!

Именно такие ледовые острова и искали в первую очередь, правда, их не всегда удавалось найти сразу. Как правило, советский военно-транспортный самолет «Ли-2» вылетал на разведку и, если летчики замечали с воздуха то, что могло служить для взлета и посадки самолетов тяжелой авиации, садились на такую льдину. А дальше дело техники: вызывали по рации другой транспортный самолет, привозивший пару вездеходов, оборудованных ковшами-отвалами, которые и расчищали взлетно-посадочную полосу для дальнейшего использования. Так создавался очередной секретный военный аэродром, куда прибывали уже основные самолеты: истребители, борты транспортной авиации и прочие типы крылатых машин. И, конечно же, бомбардировщики, которые должны были нести свои атомные бомбы на Нью-Йорк, Вашингтон и другие города США (в случае начала Третьей мировой).

Читайте также
Жадность сгубит: Каких еще санкций добивается Россия в Венесуэле от США Жадность сгубит: Каких еще санкций добивается Россия в Венесуэле от США Американский Госдепартамент угрожает нефтяным компаниям по всему миру, а Москва действует наперекор

А вот главной авиабазой — штабной, так сказать, льдиной и должна была стать «площадка», на которой располагалась станция «СП-2». Оттуда планировалось вести все управление и координацию предстоящего ядерного удара. Для этого была выбрана подходящая льдина площадью 7 квадратных километров (3 на 2,4 км)! Со временем планировалось найти еще более мощное ледовое поле. И его нашел летчик-фронтовик Виктор Перов. Виктору Михайловичу удалось обнаружить ледовый остров площадью почти 100 (97,5) квадратных километров: 6,5 км в ширину и 15 км в длину! Правда, к тому времени «СП-2» уже прекратила свое существование, а центр координации полетов «ядерной» авиации переместили в другое место. Но свято место, как говорится, пусто не бывает. Этот гигантский ледовый остров быстренько «оккупировали» американцы, направив туда «мирную» экспедицию «океанологов», «метеорологов», «аэрологов», «геофизиков» и прочих уже откровенно военных «специалистов-полярников» под патронажем ВВС США.

Они создали там свою станцию «Т-3». А саму экспедицию, прибывшую на льдину в 1952 году, возглавил офицер ВВС Джон Флетчер. Впрочем, американцы и не скрывали, что база «Т-3» имеет чисто военное назначение. И целью ее было создание такой же ледовой группировки самолетов с ядерным оружием на борту. Другое дело, что вскоре, после смерти товарища Сталина, наступила некоторая разрядка в отношениях между СССР и США. Поэтому накал страстей несколько поутих. А плавающие военные аэродромы перестали носить откровенно милитаристский характер. Начиналось время правления Никиты Хрущева, который мечтал накормить народ кукурузой. И он же, рубанув с плеча, стал резать «на иголки» корабли и сокращать армию. Входила в силу эра ракетостроения. Освоение же Арктики постепенно получило другое, более мирное направление — таким оно, слава Богу, пока и остается.


Сводки с Донбасса: В ЛНР обвинили СВУ в провокации

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Как вы проведете «майские каникулы»?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня