
«Войной оружейных конструкторов» часто называют Вторую мировую. За те годы, что она продолжалась, появилось огромное число новых для того времени винтовок, пистолетов, автоматов, огнеметов. Причем, не только в тех странах, в которых властвовал Вермахт.
Известно, что вся тяжесть противостояния с армией Германии легла на Советский Союз. Переговоры с союзниками об открытии Второго фронта растянулись на долгих два с половиной года. Несговорчивость коалиции во главе с британским премьером Черчиллем, дала толчок к пробуждению творческой мысли у наших конструкторов. Именно в тот период отступлений и потерь заявили о себе Дегтярев, Судаев, Шпагин, Токарев, Симонов и другие.
Им и созданному ими оружию, сыгравшему свою важную роль в разгроме фашизма, посвящена новая выставка в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Она так и называется: «Оружие Великой Победы».
Одно из видных мест занимает на ней пистолет-пулемет Георгия Шпагина — легендарный ППШ. На фронтах Великой Отечественной он был в числе самых популярных. В отличие от стоявшего тогда на вооружении ППД-40 Дегтярева, ППШ был несложной конструкции и достаточно прост в изготовлении. К тому же, дешевле, что в тот период оказалось едва ли не решающим фактором.
Практически любое промышленное предприятие было в состоянии выпускать его. По ходу войны автомат не раз модернизировали с учетом замечаний, получаемых от бойцов. У красноармейцев он стал основным боевым оружием. Хотя вплоть до 1944 года многие воинские подразделения по-прежнему пользовались винтовкой Мосина. Как вспоминали много позже ветераны войны, «ждали обещанного ППШ, а получали «штык Мосина».
Из фильмов, по художественной литературе мы привыкли считать, что воевали с нацистами наши солдаты, по крайней мере, первые год-полтора, преимущественно именно с этой винтовкой в руках. В то время как у гитлеровцев были самые современные на тот момент автоматы и пулеметы. Потому, мол, наши и отступали. Так ли это?
— Оружие первой половины ХХ века использовалось и Третьим рейхом. Например, винтовки системы «Маузер». Слишком много их было выпущено перед Первой мировой, — вносит ясность Федор Зорин, начальник выставочного отдела Музея артиллерии. — В ходе Второй мировой войны она претерпела различные изменения, главным образом, чтобы удешевить её производство. Всего изготовлено их было около 11,5 млн. штук. Именно она, а не пистолет-пулемет «МР 40», как считают некоторые эксперты, была основным оружием гитлеровцев.
Что касается пятизарядной винтовки Мосина, то она в дореволюционной России была самой массовой, я бы сказал, привычной для нашего солдата. Таковой осталась и после Октября 1917-го года. К тому же с 1891 по 1930 годы её постоянно модернизировали. А кроме неё на вооружении советской армии находились также винтовки системы «Винчестер» образца 1895 года, которые американцы производили и поставляли по заказу Российской империи в первой четверти ХХ века.
В 1941 году ими вооружали части народного ополчения. Схожая история с английскими винтовками системы Энфильд образца 1914 г. Они были захвачены красноармейцами у «белых» в годы Гражданской войны, и очень пригодились в 1941-ом - ополченцам и милиции.
Сегодня увидеть «пятизарядку» Мосина можно, в сущности, только в выставочных залах. Заменять её стали в 1944-ом на карабин той же системы.
Привлекает внимание и 7,62-миллиметровый пистолет Токарева образца 1930 г. Он был усовершенствован с началом Великой Отечественной войны. Из короткоствольных считался самым мощным и надежным. Предназначался для офицеров и генералов практически всех родов войск.
Очень кстати оказался в войну пистолет системы Коровина. Не удивительно — это первый серийный самозарядный пистолет отечественной конструкции. Он был сконструирован Сергеем Коровиным по заказу Пролетарского спортивного общества «Динамо», производился с 1926 до середины 1930-х годов.
Рядом с боевым оружием представлено и именное, дарственное. В частности, испанский пистолет, врученный Сталиным маршалу Воронову за операцию «Кольцо» — заключительный этап Сталинградской битвы. Отмечен был Верховным главнокомандующим также хирург Джанелидзе, именем которого названо теперь в Петербурге НИИ скорой помощи. Иустин Ивлианович получил «Вальтер» за спасение во время войны адмирала Исакова и маршала Казакова.
А чем разили врага, открыв, наконец, в июне 1944-го Второй фронт союзники? Среди трехсот экспонатов представленных в экспозиции, посвященной 75-летию Победы, есть образцы и их огнестрелов.
К слову, пополняться эта часть музейной коллекции начала ещё во время войны. Немалая её часть — трофейное оружие, добытое у солдат антигитлеровской коалиции. Тут и давно известные револьверы «Кольт», «Браунинг», пистолеты-пулеметы Томпсона (все американского производства), ручные пулеметы Льюиса, револьверы системы «Веблей» (Великобритания). И такие редко демонстрируемые, как «Джунгли-карабин» британского производства. Это неофициальное название винтовки № 5 Mk I, которая в свою очередь является модификацией другой винтовки — Lee-Enfield № 4 Mk I, в облегченном и укороченном виде предназначенной не столько для ведения войны в джунглях, сколько в операциях воздушного десанта. После окончания Второй мировой войны ею ещё долго пользовались в армии Великобритании. А в некоторых странах Третьего мира она и сейчас в ходу, в основном у партизан.
Военное обозрение: Морской бой: Какие русские торпеды наводят страх на ВМС США и Британии