В свое время в школьной программе был такой «Календарь природы», в котором и надо было отмечать всякие природные явления.
И как-то так вышло, что с тех пор я каждый год отмечаю, когда прилетают стрижи.
Когда я учился — это 60-е годы — зимы были холоднее, но и весны были относительно ранние. Стрижи прилетали обычно 9−12 мая. А вот сейчас чаще встречаются вёсны холодные — прилет бывает и позднее. То 16-го, а один раз — впервые — аж 20-го числа прилетели. Но в этом году произошло что-то необычное — первого «разведчика», пролетавшего к тому же молча, я заметил только 26-го числа. Лето запоздало против обычного на две недели. Такой вот год, не только весна.
Ничего особенно страшного для нас в этом нет, бывает еще и не такое. Вон, в 1485 году вообще сады зацвели в январе-феврале! Потом грянули морозы, и все плодовые на Руси погибли. И в этой связи вспомнилась одна более близкая к нам история.
В начале 17-го века нашу страну поразила страшная трагедия — «Смутное время». А началось всё как раз с природной катастрофы. В 1601 году после ранней и дружной весны началось аномальное лето — 70 дней подряд лил дождь, ветра почти не было. Но мало этого — зима грянула в августе. Волга встала 18 августа, по ней ездили на санях. Погиб не только хлеб, но и все плоды, культурные и дикие. Начался голод.
Власти России — а тогда правил царь Борис Годунов — многое делали для спасения народа. В частности, в Москве раздавали материальную помощь, серебряные деньги. Но вот ведь какое дело, хлеба-то от этого не прибавлялось! Только цены на хлеб повысились в 25 раз (а в некоторые моменты и в 100).
В результате только в Москве было зафиксировано 127 тысяч умерших от голода, а сколько не зарегистрировано и сколько умерло по всей стране — Бог весть. Конечным итогом этих событий был жесточайший внутренний конфликт, гибель династии Годуновых, гражданская война всех против всех, вторжения иноземных войск и собственных разномастных повстанцев, череда царей и самозванцев на российском престоле.
К чему это я? Война, голод, чума — это всё приходит неожиданно и по неизвестным причинам, не то «Бог наказал», не то действуют какие-то исторические или биолого-климатические закономерности, что можно рассматривать как эвфемизм того же «Божьего попущения». Но из того же источника нам, людям, дан также разум. И разум говорит нам, что поздновато в разгар эпидемии делать глубокомысленные замечания, что вот неплохо бы Минздраву иметь аварийный запас защитных средств и медицинского оборудования — надо бы это иметь заранее, тем более что сигналы о возможных таких событиях были уже давно.
В истории же с началом Смутного времени есть и еще одна деталь — кроме трагикомичного эпизода с раздачей серебра, когда нужен был хлеб, были и еще подробности — в поисках хлеба находились запасы, о которых уже и забыли, скирды необмолоченного хлеба, на которых уже и деревья выросли. И вот эти скирды разбирали, что уж там за хлеб получался, не знаю, но ели и его. Это говорит о том, что были ведь до эпохи Годунова какие-то люди с правильным представлением об экономике, особенно экономике катастроф, которые этот хлеб убрали и худо-бедно, но заложили на хранение. А ведь, как подумаешь, могли бы продать и деньги вывести в офшор… отставить, это меня куда-то уже не туда занесло.
В этой связи очень мне понравилось известие из Вьетнама. Как известно, в этой стране, несмотря на близость и тесные связи с Китаем, за всё время заболело 268 человек, причем никто не умер. Естественно, это всё не из воздуха получилось, а тестирование, жесткий контроль на границах и не менее жесткий карантин, не дожидаясь многотысячных жертв. А страна-то небогатая, как поддержать лишившихся заработка?
Интересное решение — поставили «рисовые банкоматы». Если уж совсем плохо, по крайней мере, дневную пайку риса получишь. Не знаю уж, как там фиксировалось, чтобы без злоупотреблений, может быть по социальной карточке. И сработало, из карантина уже выходят.
В общем, эта заметка всё о том же — о финансовых «фондах» и «резервах». В собственной валюте они бесполезны — если припрет, правительству просто придется печатать сколько нужно, в финансовом отношении это будет совершенно то же самое, что и «распечатать резервы». В ценных бумагах вероятного противника — не слишком они помогут во время войны. Даже и золото надо еще и суметь обменять на что-то нужное.
Нужна промышленность, нужны материальные запасы, хоть и бывают исторические периоды, когда новые поколения власть имущих не понимают, зачем они нужны, и пытаются избавиться от них. Надо только по возможности представлять, к чему и как готовиться. Кстати, важные работы на эту тему выполнялись в Математическом институте им. Стеклова.
Как верно заметил историк Ключевский — история не учительница, а классная дама, которая больно наказывает за невыученные уроки. Ну, вот чтобы хотя бы понять, за что — надо иногда почитывать историю. Чтобы быть готовым к тому, что однажды стрижи прилетят поздно, или вообще не прилетят.