В первое десятилетие 2000-х Российский ВМФ потрясла целая череда катастроф и аварий подводных лодок. Самая известная из них — гибель атомного подводного крейсера проекта 949 К-141 «Курск» с экипажем в 118 человек на борту.
12 августа 2000 года «Курск», находившийся на полигоне в Баренцевом море должен был произвести условную атаку 24 крылатыми ракетами, а затем выполнить стрельбу «практическими» торпедами по корабельной группе в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», больших противолодочных кораблей «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов».
В 6 часов 8 минут 12 августа с «Курска» донесли о занятии установленного района и готовности к выполнению торпедных стрельб. А в 8 часов 35 минут крейсер «нанес» условный ракетный крылатыми ракетами по надводным кораблям «противника», о чем в 8 часов 51 минуту командир доложил на командный пункт Северного флота. И это была последняя информация с «Курска». В 11 часов 28 минут огромная — 154 метра в длину и 18 в высоту — лодка погибла почти мгновенно.
Вся катастрофа уложилась в 135 секунд. Никакими средствами спасения — ни индивидуальными, ни коллективными — никто из экипажа не смог воспользовался. Никаких аварийных сигналов подано не было. Чудом выжившие расчёты восьмого и девятого отсеков — 23 моряка смогли продержаться ещё несколько часов, но из-за возникшего там пожара все они погибли до прибытия спасателей.
Несмотря на тянувшееся несколько лет следствие и официальные выводы, до сего дня причина гибели АПЛ является предметом горячих споров и многочисленных расследований.
Существуют две версии гибели атомного подводного крейсера «Курск».
Главная версия, выдвинутая следствием — взрыв по неизвестной причине торпеды в торпедном отсеке с последующей детонацией всего боекомплекта.
Вторая — столкновение «Курска» с иностранной субмариной, в результате которого произошло разрушение прочного корпуса лодки и затопление первого и второго отсека, последующее затем через две минуты столкновение с дном и, как следствие этого столкновения, детонация торпед в торпедном отсеке.
Версия столкновения, хотя и была исключена следствием, до сего дня остаётся наиболее приоритетной в среде экспертов. Несмотря, на исчезающе малую вероятность, реальные столкновения лодок под водой не редки. Так, например, именно в результате столкновения с американской АПЛ «Свордфиш» 8 марта 1968 году погибла наша лодка К-129. Лодка бесследно исчезла в северной части Тихого океана, и через несколько месяцев была тайно поднята на поверхность, специально построенным для этой цели американским кораблём.
За следующие 40 лет произошло ещё 20 столкновений наших подводных лодок с американскими. 11 из них непосредственно у берегов России (и СССР) на расстоянии от 10 до 100 миль от берега на подходах к нашим базам и в полигонах боевой подготовки. Так, в июне 1970 года на полигоне боевой подготовки у Камчатки произошло столкновение АПЛ «К-108» с американской АПЛ «Тотог», где нашу лодку от гибели спасли только удача (удар был нанесен в проницаемую часть легкого корпуса) и мастерство командира лодки капитана первого ранга Бориса Багдасаряна и его инженера-механика.
За семь лет до гибели «Курска» на том же полигоне, где погиб «Курск» в марте 1993 года стратегический ракетоносец «Борисоглебск» столкнулся с американской субмариной «Грейлинг», в результате которого американская лодка получила настолько тяжёлые повреждения, что с трудом вернулась на свою базу, где надолго встала в ремонт.
Основная причина столь частых столкновений — полное пренебрежение американскими моряками правил безопасности в море. Ведущие слежение за нашими субмаринами, американские командиры лодок настолько привыкли полагаться на своё техническое превосходство, что игнорируют все требования правил предупреждения столкновений кораблей в море, осуществляя опасное маневрирование на дальностях недопустимо близких. Как следствие, при внезапном изменении курса нашими лодками, происходит резкое сближение объектов огромной массы и инерции при остром дефиците информации, времени и пространства. От катастрофы в такой ситуации отделяют секунды и считанные метры.
В пользу именно этой версии гибели «Курска» говорит, то, что всего через два дня после гибели «Курска» состоялся совершенно внезапный визит в Москву директора ЦРУ. Официально было объявлено, что это был плановый визит, но в графике директора ЦРУ такой визит не был обозначен. Так зачем же приезжал директор ЦРУ, и кто всё-таки убил АПЛ «Курск»?
Согласно данным радиоразведки и акустического сканирования в районе проведения учений Северного флота, с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса «Лос-Анджелес», другая, предположительно, класса «Си Вулф». Также действовал корабль разведки ВМС Норвегии «Марьята», до пяти разведывательных самолетов «Орион». Эксперты придерживаются версии, что 12 августа 2000 года подводная лодка класса «СиВулф» находилась на мелководной каменной «банке» полигона Северного флота, откуда скрытно следила за учениями флота. И именно через эту банку был проложен курс «Курска». Американцы совершенно не ожидали, что российский тяжёлый крейсер высотой более 18 метров пойдёт в подводном положении через район, где глубина падает до 104 метров. И в такой ситуации возможности избежать столкновения практически не было…
Эта катастрофа выявила целый «букет» серьёзнейших проблем, промахов и недостатков в действиях флота и его командования на всех уровнях. Часть из них стали следствием почти десятилетней деградации Вооружённых Сил в условиях обвальных сокращений и недофинансирования, но другие явились следствием пренебрежения базовыми требованиями уставов и наставлений, а то и прямых ошибок командования.
Так, совершенно не ясно, почему, выявив иностранную активность в районе учений, командование Северного флота не обеспечило изоляцию района учений и не вытеснило из него иностранных разведчиков.
Почему группа кораблей, участвовавшая в учениях, была урезана до пяти единиц, без судов обеспечения и поддержки?
Почему к учениям не были привлечены поисково-спасательные силы флота, которые до момента получения информации о исчезновении «Курска», находились на своих базах в дежурном режиме?
Бывшее командование флота объяснило всё это полным отсутствием финансирования, при котором денег едва-едва хватало только на выход в море нескольких кораблей, но, приняв эти слова, как объяснение, необходимо признать, что в таком случае моряки «Курска» фактически стали заложниками русского «авось» и чрезвычайных обстоятельств.
И, к сожалению, даже их гибель не смогла переломить эти негативные тенденции. Всего через три года 30 августа 2003 г. затонула буксировавшаяся на утилизацию субмарина К-159. В аварии погибло 9 моряков. И снова игнорирование руководством погодных условий, отсутствие сопровождения буксировки фактически мёртвого куска стали поисково-спасательным судном.
А ещё через два года, и снова в августе 2005 г. — в бухте Березовой у Камчатки на глубине 190 метров запутался в рыболовных сетях и тросах береговой инфраструктуры военный батискаф АС-28 «Приз». И снова полный паралич военных спасателей, невнятное мычание командование. Только экстренное вмешательство высшего политического руководства страны, срочно запросившего помощи у британских военных спасателей, позволило буквально на последних часах спасти батискаф и его экипаж.
Эта авария снова выявила вопиющую неподготовленность флота к чрезвычайным происшествиям под водой. На момент катастрофы из двух спасательных глубоководных станций Тихоокеанского флота одна уже несколько месяцев находилась в ремонте. Отряд глубоководных водолазов был расформирован ещё в 2003 году.
У флотских спасателей не было ни современных многофункциональных манипуляторов, ни передвижных видеокамер, ни специальных режущих устройств для освобождения от сетей, ни даже современных аварийных буёв, с помощью которых можно было бы не только поддерживать связь, но и подавать на аппарат энергию. Более того, в распоряжении ТОФа никаких исправных средств спасения и обследования вообще не было! Ни глубоководных специальных водолазных скафандров, так называемых «бочек», которые ещё в 60-е годы стояли на вооружении ПСС флота, ни автономных подводных аппаратов типа того же английского «Скорпиона», который собственно и спас «Приз», ни даже простых глубоководных видеокамер.
С тех пор прошло вот уже 20 лет. И сегодня можно утверждать, что уроки катастроф 2000-х были усвоены. Сегодня в составе всех наших флотов сформированы и развернуты спасательные подразделения, имеющие на вооружении самые современные средства спасения от уникальных отечественных глубоководных автономных обитаемых спасательных аппаратов, способных поднять моряков с предельных глубин погружения и подводных глубоководных станций, способных несколько суток работать на предельных глубинах, до глубоководных исследовательских «роботов».
Полностью восстановлена отечественная школа водолазов глубоководников, которые сегодня уже покорили глубину в 450 метров, сделав её «рабочей». Регулярно проводятся учения спасателей, в ходе которых подводные лодки выходят в море, ложатся на грунт и перестают выходить на связь, после чего спасатели поднимаются по тревоге, выходят в район поиска, находят «аварийную» лодку и проводят полный комплекс спасательных работ вплоть до подъёма части экипажа на поверхность. Сегодня делается всё, чтобы драма «Курска» не повторилась.