Имя генерала Дмитрия Карбышева вспоминали несколько лет назад в связи со скандалом: малоумная девица на популярном юмористическом шоу сострила на его счет.
Шутница будто бы не очень понимала о ком речь. Скорее всего, в ее картине мира он был кем-то схожим с графом Дракулой. Но если у трансильванского клыкастого ужаса символ — кровь и зубы, то здесь — лед.
Брр. Холодом повеяло за спиной. Никак это генерал Карбышев… Примерно так шутили.
Вроде бы глупость, но каждая глупость по своему симптоматична. Тем более, что та юмористическая девица — лишь следствие культурного опыления, в котором мы пребываем в последние десятилетия.
Например, одно из направлений этого опыления — дегероизация.
Это в советской стране говорили про массовый героизм советского народа. После все чаще объясняли, что героизм избыточен, что он — следствие огрехов и провалов руководства страны, которые сродни преступлениям. Отсюда и героизм был — вынужденный. Он и не нужен был бы вовсе, если все было бы по уму, да грамотно.
Вот сдались французы. Сохранили свои жизни. Зачем героизм? Для рек крови? Такой вот обывательский подход пронизывает любой разговор о той войне. Но при этом отчего-то не задается вопрос: не приложили ли те же французы опосредованно через это руку к последующим убийствам многих миллионов, к тому же Холокосту? Вроде как очевидный вопрос, резонный. Но нет, мы не виним, не задаем. Даже наш режиссер Андрей Кончаловский снял свой «Рай» об их героической борьбе с оккупантами и о многих страданиях. Про ту самую опосредованную руку он ничего не сказал…
Обыватель не понимает героев и героическое ему чуждо, если это, конечно же, не эффектная киношка со спецэффектами. Герой этот киношный тоже желательно, чтобы был максимально далек от человеческого, с массой опций, недостижимых для простого человека, чтобы сам героизм был запечатан в разряде фантастического. Для обывателя героизм — патология. Но вот в советской стране не то, что понимали, но и проявляли тот самый массовый героизм. Причем, сам обыватель стал подключенным к героическому. До тех пор, пока все не «прозрели» и не договорились, что все это избыточно. Теперь у нас торжествующий обыватель доходчиво объяснит, что, во-первых, если подвиг разобрать по микронам, то не таким уж подвигом он и будет, а, во-вторых, никто не отменял аксиому о «преступном» руководстве из-за чего у людей не было выхода, иначе бы пили себе спокойно баварское пиво…
У нас с бухгалтерской точностью и дотошностью так по всем героям прошлись. При этом старались не просто развенчать, но объяснить их обывателю, истолковать в обывательском ключе, а вовсе не обывателя к героям подтянуть. Поэтому и у Карбышева не героическая мученическая смерть, а… так ему было по приколу. Любил холодок. Этакий сказочный персонаж, занимающий место между Дедом Морозом и тем самым Дракулой, даже ближе к инфернальному. Если так пойдет, то персонажем Хэллоуина станет. Да, так, что и никто не удивится этому.
Пошлость? Безусловно. Но так выходит, что сами же инфантильно кутаемся мы в эту пошлятину, а после удивляемся, что какая-то девица из телевизора пошла чуть дальше в пошлости.
Генерал Карбышев сейчас очень не удобен. Он ломает картину истории начала 20 века, которую нам нарисовали в перестроечные годы, когда вся страна вдруг «прозрела».
Потомственный военный, начавший свой путь еще с Русско-Японской войны. Крупный военспец, еще до революции послуживший на отечественном пространстве от Владивостока до Бреста, приложил руку к строительству там крепости. Прошел первую мировую, участвовал в брусиловском прорыве. Потом уже — профессор, оставил после себя огромное количество трудов по военно-инженерному делу. В Красной Армии он с декабря 1917 года. Эту тогда было уже 37 лет. То есть можно говорить о совершенно осознанном выборе. Может быть, увидел, что в ситуации, когда все вокруг рушится, есть сила, которая собирает и восстанавливает государственность, ее крепость…
Его вступление в Красную Армию во много объясняют слова, сказанные генералом незадолго до смерти: «Я солдат и остаюсь верен своему долгу». Не ошибка, не помутнение, не какой-то конъюнктурный выбор, а следованием долгу. Значит, РККА для него именно что олицетворяла ту страну, которой присягал.
И дальше также неудобное: ни каких тебе традиционных для нашего мировосприятия того времени репрессий, арестов, лагерей, кроме тринадцати немецких, по которым он прошел после пленения. Да, кстати, занимался вопросами реставрации древнерусских храмов. Благодаря его заключению Троице-Сергиева лавра получила существенные средства на реставрацию.
Читаешь биографию и никак не можешь понять, где «воронки», где заломанные руки, пытки и лагеря. Где все неизменные атрибуты советского «кошмара», который для нас стал совершенно аксиоматическим. Как и трактовка феномена Революции: в практически идиллическую Россию закинули в пломбированном вагоне «бесов», которые и устроили здесь свою бесовскую круговерть и кровавую баню террора. Все это якобы были либо фанатики, либо люди, которым нечего терять, любо всяческий сброд и люмпены. Потом в перестройку в прозрении объяснили, что в стране и восторжествовал тот самый люмпен, уничтожавший и вытаптывающий все вокруг себя, а сама Революция — преступление, она извратила ход отечественной истории, отправила через череду бесконечных преступлений в цивилизационный тупик. Примерно такова ныне магистральная линия восприятия отечественной истории 20 века.
Но, вот посмотришь на героического генерала Дмитрия Карбышева и в пыль и прах оборачивается вся эта пошлейшая конструкция. Начинаешь понимать, что в ней что-то не так, далеко не так. Он ведь всю жизнь следовал долгу, от долга этого он не отказался перед лицом смерти. Долг и привел его на службу советской стране. А, может быть, и не было никакой отдельной такой страны, а речь идет о единой отечественной цивилизации?.. С генералом Карбышевым было бы любопытно на этот счет поговорить. Хотя пошляки и юмористы осудят: в их картине мира все четко, как на ценнике в супермаркете. Правда, не факт, что там написанному следует верить…
Эти самые пошляки, именно из-за несоответствия реальности с их картиной мира, продолжают мстить генералу. Советская пропаганда, миф, «страшная сказка» — так они поливают словесной ледяной водой его память. И не только его одного, это общий прием торжествующей пошлости. Надеются заморозить навсегда, чтобы сделать его персонажем своей сказки. Примерно такой, какую транслировала юмористическая девица. Брр, что-то холодно стало, не иначе генерал Карбышев пожаловал…
О нем говорят «несломленный». Но так повелось, что после смерти пытаются разбить его крепость. Он всю жизнь служил России, принял ее и советской, потому как именно Россия это и была. Мы до сих пор осмысляем развал большой страны и задаемся многими вопросами, в том числе о трагических ошибках, о логике истории, не самозванка ли та, которая сейчас зовется Россией? Думается, что многие вопросы отпадут, если нынешняя станет достойной не шутникам, а тому же Карбышеву, подключенной к логике его жизненного пути. Чтобы он, посмотрев на нее, мог бы сказать про тот же долг. Пока же нам сложно понять его, ведь дело даже не в мученической смерти, а жизни, она же плохо вписывается в навязанную нам картину отечественной истории.
Генерал Дмитрий Карбышев — безусловный святой отечественной цивилизации, продолжатель давней традиции святых воинов. В его эпоху ведь не только массовый героизм, но и святость входила в мир.