В декабре исполняется 100 лет со дня создания Службы внешней разведки Российской Федерации
20 декабря 1920 года вышел приказ Феликса Эдмундовича Дзержинского № 169 — создать при ВЧК РСФСР Иностранный отдел (ИНО) — Внешняя разведка молодой республики советов или, как потом станут называть его на протяжении всей истории страны, — Первое главное управление КГБ СССР.
Поводом для создания этой организации стала непростая внешнеполитическая ситуация, сложившаяся во враждебном окружении страны Советов. Кроме того, в «незалежной» начался процесс формирования многочисленных организаций украинских националистов. Так, в том же 1920 году на территории Западной Украины была создана Украинская войсковая организация — одна из крупнейших террористических организаций того времени. УВО была сформирована из махровых националистов Галичины, а также других территорий Западной Украины. Руководителем ее очень скоро стал полковник Евгений (Евген) Коновалец.
Практически все исследователи радикально- националистического движения в «незалежной», в том числе и историки ОУН* утверждают, что возникновение такого рода направления в радикальном движении стало реакцией части украинского общества на ликвидацию украинской государственности и потерю некоторых исконных территорий, переданных ряду соседних государств, как то Польша, Чехословакия и Румыния.
Как бы то ни было, отношение лидеров СССР к таким ультрарадикальным организациям и партиям, как УНА-УНСО* стало резко отрицательным, особенно после сближения их с немецким нацизмом в 1930-е годы и сотрудничества, в частности, с германскими спецслужбами.
Конечно, главным врагом советской власти оставался еще со времен Гражданской войны пресловутый Русский общевоинский союз (РОВС), штаб-квартира которого находилась после революции в Париже. Однако основная опасность подобных антисоветских организаций (как РОВС, так и УВО) представлялась в том, что основу их составляли строевые офицеры дореволюционных вооруженных сил царской России — как правило, профессиональные и хорошо обученные военнослужащие с огромным опытом боевых действий и диверсионной работы, не принявшие существование молодого советского государства.
Реакцией на нездоровый симбиоз украинских националистов с поднимающим голову нацизмом было принятое в Москве решение физически ликвидировать Коновальца. Впрочем, он был заочно приговорен к смертной казни советским судом еще в 1918 году за зверский расстрел в Киеве революционных рабочих «Арсенала». Сделать это поручили человеку проверенному, входившему в так называемую «группу Яши» (Якова Серебрянского) из «литерного» отдела ИНО ОГПУ (Внешняя разведка) — старшему лейтенанту НКВД Павлу Судоплатову.
Павел Анатольевич Судоплатов (псевдоним Андрей) родился в 1907 году в украинском городе Мелитополь. В юном возрасте он ушел в Красную армию вместе с проходившим через город полком РККА, служа в котором связал свою судьбу с революционной армией. Позже служил в Особом отделе дивизии, стал чекистом, а с 1922 года продолжил службу в пограничных войсках.
В 1925 году был направлен в ГПУ Мелитополя, в 1928 году — Харькова, а затем и Украинской ССР, вступив в том же году в ВКП (б). И уже в 1933 году зачислен в Иностранный отдел ОГПУ, где продолжил службу уже в «группе Яши».
Именно ему, в конечном итоге, в 1938 году была поручена (по личному приказу Сталина) операция по ликвидации Евгена Коновальца.
Подбираться к Коновальцу советская разведка начала еще в 1933-м году после ряда громких терактов, совершенных украинскими националистами. Цель операции — внедрение агента в ближайшее окружение лидера ОУН для получения точной информации. В последствие задача изменилась.
Но сначала до него надо было добраться — с этим заданием Судоплатов с группой разведчиков-нелегалов перешел в мае 1938 года советско-финскую границу. Правда, представлено все было так, что это была группа украинских националистов из УВО, перешедшая из СССР на запад. И руководил ею якобы один из главарей украинского националистического подполья Василий Лебедь, подручный Коновальца, — настоящая фамилия Хомяк.
Во время Первой мировой он, как и Коновалец, воевал на стороне Австро-Венгрии. Они вместе были в плену. Потом оба вернулись в Киев. И Лебедь стал заместителем Евгена Коновальца на посту командира сечевых стрельцов. Когда Армия Петлюры была разбита, Коновалец сбежал в Европу, а Лебедь остался на Украине и вскоре был завербован советской контрразведкой.
Через границу Лебедь под видом племянника приводит с собой в Финляндию старшего лейтенанта госбезопасности Павла Судоплатова. Молодому чекисту предстояло внедриться в ближайшее окружение Коновальца.
«Расчет строился на Лебеде. Почему? Потому что Коновалец ему, безусловно, доверял. У него даже в мыслях не возникало, что тот является агентом НКВД. И вот Лебедь рекомендовал Коновальцу в качестве помощника Павла Анатольевича Судоплатова. То есть здесь сработала вроде бы и родственная связь: по легенде Судоплатов был родственником Лебедя. А с другой стороны — националистом.
В общем, первый этап операции (переход границы) прошел успешно. Но Судоплатову еще предстояло пройти проверку службы безопасности ОУН*: возглавлявший ее Евген Коновалец отличался большой осторожностью. Коновалец все-таки был опытным человеком. Он прекрасно понимал, что за ним наверняка ведется охота. И прежде, чем человека к себе приблизить, его надо было проверить.
Словом, в то время, как сам Лебедь поехал в Берлин на встречу с Коновальцем. (В Германии располагалась штаб-квартира организации украинских националистов) Павла Судоплатова оставили для проверки в Финляндии. Проверяли серьезно — не сам Лебедь, а его помощник — Полуведько. И проверку эту Судоплатов прошел.
В Москве работу Судоплатова оценили, наградив его в ноябре 1937 года орденом Красного знамени. После награждения нарком НКВД Ежов привел его к Сталину, который в личной беседе посоветовал использовать при ликвидации Коновальца его слабость к шоколадным конфетам.
А вскоре Судоплатова проверял уже сам Коновалец, который повел его в Париже на могилу Петлюры, землю с которой лже-племянник Лебедя вызвался привезти к себе домой, на Украину, чем вызвал восторг Коновальца — тот поверил в его преданность идеям украинского национализма и проникся к нему полным доверием.
Встреча Судоплатова с Коновальцем была назначена в ресторане гостиницы «Атланта» в Роттердаме (Нидерланды), куда прибыл советский сухогруз «Шилка» с Судоплатовым на борту. Рандеву прошло без осложнений. Советский офицер передал Коновальцу коробку шоколадных конфет, под которые и была замаскирована бомба. Судоплатов отдал ее и ушел. В результате, когда Коновалец с «гостинцем» вышел вслед за ним из ресторана, коробка в его руках взорвалась, и он погиб. Задание Родины было выполнено.
А Павел Судоплатов вернулся в Москву и продолжил службу в разведке. Героически проявил себя во время Великой отечественной войны. Позже, правда, попал в опалу. Но, тем не менее, он стал настоящей легендой Службы внешней разведки и внес огромный вклад в дело защиты и безопасности нашей страны.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.