Крепостное право генерала Мороза из потёмкинских деревень

Наша история всегда будет использована против нас сторонними «доброжелателями»

4335
Крепостное право генерала Мороза из потёмкинских деревень
Фото: картина С. Иванова «Юрьев день»

160 лет назад Александр II, «императоръ и самодержецъ», подытожил крестьянскую реформу Манифестом. То была не одна бумажка, а около 17 различных законодательных актов, превращавших «крепостных людей в свободных сельских обывателей». Предания давно минувших дней? Ага, щаз!

Период российской истории, начиная с 1497 года («Юрьев день»), среди наиболее почитаемых нашими «доброжелателями». Ну теми, кто разбирается в «генетических предрасположенностях» и «принципиальной алогичности» государства (не важно — Московии или СССР) в здешних широтах. Они же специалисты по «комплексам неполноценности», которые действительно могут стрельнуть эффективнее ракетных и довести до «самоподрыва» без всякой красной кнопки.

Читайте также
Топили мы, топили-на, а оно все равно не тонет... Топили мы, топили-на, а оно все равно не тонет… Советники по всему: на каких постах отдыхают «сбитые летчики» власти

Надо только правильные установки развернуть: про «исконное (сермяжное, посконное, домотканое) рабство», про «вековую отсталость», и обязательно — «немытую Россию». Стихотворение, между прочим, появилось спустя 32 года после смерти Лермонтова, первоисточника, написанного рукой поэта, не существует — Шолохову в своё время отказывали в авторстве «Тихого Дона» по гораздо меньшим основаниям. Казалось бы, у «немытой России» все признаки того, что потом назовут «цитатой из интернета» с поправкой на PR-технологии 19 века. Но президент зачем-то читает вслух, вернее, зачем читает Порошенко украинцам — понятно, а вот для чего Путин гражданам России — не совсем. Впрочем, это так, к слову.

Нынешний термин «гибридная война» не более чем политолоХия, то есть переименование элементарного громоздким. Попытки влиять на сознание «враждебных коллективов» известны с Древней Греции, а может и ещё раньше. Эка невидаль! Другой вопрос, что не всегда мир был опутан «телекоммуникационной сетью», поэтому Интернет «не всё запомнил».

Вон, испанцы до сих пор спорят с англосаксами о «чёрной легенде» — название протестантской пропаганды 16−17 веков, выставлявшей католическую Испанию тогдашним «Мордором». Даже нас сейчас спроси об освоении Американского континента, в сознании всплывут испанские «конкистадоры» (завоеватели) и английские «отцы-пилигримы» (путешественники). И по фигу, что «завоеватели» как-то умудрились сжиться с местными и положить начало латиноамериканцам, а там, где прошли «путешественники» коренное население массово поумирало. «Отцы», иху мать!

Нам ли, пережившим «потёмкинские деревни» (с подачи саксонского дипломата Георга Гельбига), «генерала Мороза» (сочинённого Наполеоном, додуманного командующим вермахта фон Боком) и прочее тому подобное, не понимать, что наша история всегда будет использована против нас. Тут главное сохранить баланс, не впасть в самовосхваление или в самоуничижение — две грани одного и того же явления. Попробую проиллюстрировать на примере «крепостного права», частенько подаваемого в этих «ваших интернетах» как «в Лондоне построили метро (1863год), а в России отменили рабство». Рабство, кстати, отменили в 1865 году, причём не у нас, а за океаном, но это самый мелкий нюанс.

Читайте также
Тайно поработал, скромно поел – в тюрьму! Тайно поработал, скромно поел — в тюрьму! Все чаще получающих нищенское пособие безработных преследуют за случайный приработок

Итак:

1) Крепостное право, как институт, впервые утверждено в Англии, в 9 веке (по факту, начиная с 7-го). Если для русского крепостного иметь корову и небольшое хозяйство являлось обычным делом, то для европейского сие было роскошью. Реформы там начались после восстания Уота Тайлера и продолжались с 14 по 16 век. «Освобождённых» от всего потом загнали в «работные дома» и насколько там было «сладко» можно почитать в мировой литературе.

2) Первые намётки об отмене крепостного права в России сделаны Павлом I в 1797 году с подписанием Манифеста о трёхдневной барщине и ограничении подневольного труда.

3) К 1861 году — из 62,5 млн. населения Российской империи 23 млн находились в крепостной зависимости.

4) Главное отличие крепостного от раба, можно передать одним вопросом — Кто? В отличие от: Что? (имущество). Со всеми вытекающими из этого последствиями.

5) Суть «крепостного права» в государственном масштабе — прикрепление к земле для упорядочивания налогов и прекращению бродяжничества. Распределение «крепостничества» происходило не по «генетическим предрасположенностям», а с учетом географическо-климатических особенностей. Мало обрабатываемых земель — нет смысла и «прикреплять».

6) Можно ли было уйти (не убежать, а именно уйти) от помещика? Можно. Дед Ленина (по отцовской линии, 1770—1838) крепостной крестьянин Николай Ульянин отправился на заработки для уплаты оброка в город и обратно к помещику Брехову так и не вернулся.

И напоследок: отрицать проблемы крепостного права глупо, но придавать им какое-то «особенное» значение ещё глупее.

Последние новости
Цитаты
Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня