В эти дни, 76 лет назад, на Дальнем Востоке проходила скоротечная советско-японская война, длившаяся с 9 августа по 2 сентября 1945 года. А 15 августа японцы каждый год отмечают День окончания Второй мировой войны.
Очевидно, к этим датам ФСБ России приурочило снятие грифа «секретно» с архивных документов, рассказывающих о бактериологической бомбе, которую милитаристская Япония планировала применить еще в 1944 году. Об этом сообщило «РИА Новости».
Профессиональные историки и все желающие теперь могут ознакомиться с протоколами допросов последнего главнокомандующего Квантунской армией Отодзо Ямады. Его допрашивали несколько лет с 1945 года и до 1949 года, в рамках Хабаровского судебного процесса. Конечно, генерал был страшно занят, но однажды ему доложили о применении бактериологической бомбы «системы Исии».
Эксперт Общества «Россия-Япония» Олег Казаков уверяет, что специалистам все это давно известно:
— Тот Хабаровский процесс дал правовую оценку японским разработкам химического и бактериологического оружья. Существуют судебные решения по тем нечеловеческим опытом, которые ставились над пленными. Но сейчас каждая из стран участников этих событий опять по-своему интерпретируют те или иные события.
Тут есть такой любопытный нюанс: в Японии не принято выпячивать негатив, исходящий не только от японских военных во время войны, но даже говоря про бомбежки Хиросимы и Нагасаки, сейчас стараются не упоминать США. Хотя все знают, кто это сделал. И конечно японские политики максимально деликатно обходят крайне неприятные для японской стороны моменты, такие как Нанкинская резня. В учебниках истории тоже сглаживаются острые, неприятные для Японии моменты.
Активная общественная поддержка, связанная с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки говорит о том, что Япония успешно пытается представить себя отнюдь не инициатором развязывания Второй Мировой войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В целом Японию стараются представить в виде жертвы.
Но вообще-то в этом регионе вопросы истории стоят чрезвычайно актуально. Они являются частью сегодняшней политической повестки. Например, китайцев возмущают посещения японскими политиками храма Ясукуни, в котором поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора. Корейцы возмущаются тем, как японцы использовали их женщин. Все это накапливается, становится поводом для выяснения политических отношений, отравляет общую ситуацию между странами, участниками тех трагических событий во время Тихоокеанской войны.
Это создает напряженность, предпосылки для каких-то экстраординарных действий. А нужно стремиться к написанию единого учебника истории — идея пока недостижимая.
«СП»: — На кого японцы предполагали сбрасывать эти бактериологические бомбы — на нас, корейцев, китайцев или на американцев?
— Поскольку Япония вела войну со всеми, на всех и хотели их сбрасывать. В те годы японский милитаризм был достаточно агрессивен. Наше и наших союзников счастье в том, что они не успели довести дело до широкого практического применения. Мы находим только следы варварской исследовательской работы, а не конечные результаты…
Бактериологическую бомбу японцы назвали в честь генерал-лейтенанта Сиро Исии — микробиолога, начальника специального отряда 731 Квантунской армии. Он занимался руководством биологическими опытами над корейскими, китайскими и советскими военнопленными. У этой бомбы был керамический корпус, начиненный чумными блохами. Она взрывалась бы на высоте 50−100 м над поверхностью земли, что обеспечивало огромную площадь заражения.
В свое время, в 1949 года Хабаровский военный трибунал Приморского военного округа приговорил Отодзу Ямаду к 25 годам лагерей. А вот создателя той бомбы Сиро Исия в 1945 году укрыли американцы, спустя годы он по-прежнему работал и у себя на родине, в Японии, и в США. Умер в 1959 году. Как и генерал Ямадо, окруженный заботой и уважением.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов ничего не слышал про конкретный приказ сбросить бомбу с чумными блохами:
— Если бы был такой приказ, то нужно было бы указывать, на кого и в каком месте сбросить бомбу, в какое время? Но ничего этого нет. Был приказ «усилить подготовку», «увеличить массу» бактериологического оружья, что повлекло за собой интенсификацию варварских опытов на живых людях.
Важно отметить то, что документы свидетельствуют об использовании в качестве несчастных жертв бесчеловечных экспериментов не только китайцев, были там, как я понял, и советские граждане. Те, кто подозревался в работе на советскую разведку. Я думаю, что здесь идет речь о русских людях, которые проживали в Харбине. Там было после революции 1917 года много наших эмигрантов. Случалось, что людей просто хватали на улице — их легко заметить по лицам — и отправляли в лагеря.
Хотя про деятельность отряда 731 давно уже известно, изложенные факты публиковались и ранее, но интересны рассекреченные протоколы допросов. Можно познакомится со свидетельством военачальника высокого ранга, более крупной фигуры не найти. Речь идет о командующем Квантунской армией Отодзо Ямадо. Он подтвердил, что под его руководством готовилась бактериологическая война.
Поскольку в 1944 году мы с Японией не воевали, японцы планировали применять бактериологическую бомбу против американцев и англичан. У них были планы применить такие бомбы на территории Соединенных Штатов. Проблема стояла техническая — как доставить? С подводными лодками сложно, самолетов таких не существовало. Рассматривался вариант доставки на воздушных шарах. Японцы в условиях дефицита сырья, проявили большую изобретательность. Делали эти воздушные шары из рисовой бумаги. Снабжали их механизмом, который рассчитывал скорость ветра и сбрасывал бомбу не раньше, чем шар пересекал Тихий океан.
Однако навести точно оказалось невозможно. Бомбы падали где попало. Японцы так запустили взрывчатку на большом количестве шаров. Но долетело их мало. Из достоверных источников о потерях известно только об одном пасторе, который вместе с семьей неудачно выехал на пикник. Тем не менее паника в США из-за этого началась нешуточная.
Повторять этот опыт с бактериологическими бомбами японцы не стали. Опасались гнева мирового сообщества. Точно так же, как немцы, имея большие запасы химического оружья, во время Второй мировой побоялись его применять, понимая, что англичане и их союзники в ответ зальют Германию своим отравляющим газом. Так же и японцы побоялись, но подготовка велась мощная.
Они живьем резали людей, без конца их заражали. Подопытных называли «бревнами», по-японски «ма ру та». Без всякого наркоза, по живому извлекали органы. Это было зверство.
Сейчас об этом важно говорить с той точки зрения, что Япония представляет собой жертву войны. В отношении Советского Союза в Японии есть такой термин «вор на пожаре». Дескать, «несчастная Япония» горела, в конце войны Советский Союз вступил в войну и «вынес мебель» в виде четырех островов, которые не хочет возвращать. Но не такая уж Япония была белая и пушистая, как хочет себя представить.
Если серьезные японские политологи используют этот термин «вор на пожаре», то напрашивается вопрос: а кто разжег этот пожар? Японцы и разожгли. Они творили в Азии страшные вещи. Эти рассекреченные сведения об этом наглядно свидетельствуют.
«СП»: — Сейчас Япония очень популярна, особенно среди молодежи. Многие любят японскую культуру: манга, аниме, компьютерные игры. Если людям старшего поколения на уроках гражданской обороны в школе или в ВУЗе рассказывали про бактериологическое оружье, в том числе про японские «опыты», то сейчас об этом не говорят. Япония выглядит очень привлекательно.
— Да, действительно. Но это и в самом деле, замечательная страна. Там много интересного, полезного и поучительного. Это отдельная японская цивилизация. Был такой ученый Сэмюэль Хантингтон, который насчитал девять цивилизаций, японскую он выделил особо.
Над своим имиджем умело работает сама Япония. Она хорошо применяет мягкую силу за рубежом, создавая свой положительный образ. В том числе и в России. Этому нам надо у нее поучиться…
К сожалению, все меньше людей помнят и интересуются тем, как в двух отрядах 731 и 100 Квантунской армии ставили бесчеловечные опыты по заражению людей. Это были и бактерии чумы, и сибирской язвы, и холеры, и тифа. Специально вызывали у здоровых людей газовую гангрену. Большинство зараженных умирало сразу, а выживших — подвергали повторным опытам до смерти. Так методично уморили от 3 до 10 тыс. человек, среди которых достоверно установлено трое русских: боец Красной Армии Демченко, и Мария Иванова 35 лет с четырёхлетней дочерью, которые были убиты 12 июня 1945 года в ходе «эксперимента» в газовой камере. Может быть, Федор Достоевский эту девочку и имел в виду, когда говорил, что счастье целого мира не стоит слезы замученного ребенка?
И вот теперь оказывается, что по итогам Второй Мировой войны Россия и Япония так и не подписали мирного договора. Японцы хотят Южные Курилы, острова Кунашир, Итуруп и Малую Курильскую гряду, по итогам войны перешедшие СССР. У них такова национальная традиция — вежливо просить не переставая. У нас же национальная традиция читать классиков и делать выводы.