Первое масштабное наступление Красной армии во время Великой Отечественной войны началось под Москвой 5 декабря 1941 года — сегодня этой операции исполняется 80 лет. В её результате немецко-фашистские войска были потеснены на всех фронтах, угроза захвата советской столицы отступила и уже больше никогда не возникала.
В той успешной контрнаступательной операции военный талант проявили многие советские генералы, мужество и героизм — солдаты и офицеры, надёжность и эффективность — новые тогда танки Т-34 и реактивные установки «Катюша». Был в боях под Москвой, который сыграл свою немаловажную роль в успехах наступления Красной армии, и незаметный «участник» — канал «Москва-Волга». Вода тоже «воевала» против захватчиков.
Накануне годовщины того контрнаступления, Министерство обороны РФ опубликовало секретные архивные документы о специальной операции советских военных инженеров по искусственному затоплению территорий, помешавшее немцам окружить Москву зимой 1941 года. Документы опубликованы в рамках нового мультимедийного историко-познавательного раздела «Великий поворот под Москвой. Бессмертному подвигу защитников столицы посвящается». Нашлось в нём место и для использования в обороне столицы канала, который в 1947 году Сталин, в честь 800-летия Москвы и героизма защитников столицы, переименовал в «Канал им. Москвы» (КиМ).
«Одной из серьёзных причин провала немецкого наступления на севере от Москвы стало создание советскими инженерами искусственной водной преграды в долинах рек Яхромы и Сестры», — отмечает Минобороны. По информации военного ведомства, подробности этой уникальной инженерно-технической операции раскрывает впервые представленный широкой аудитории рассекреченный план командования Западного фронта. «В этом сложном и масштабном мероприятии были задействованы инженеры управления военно-полевого строительства фронта во взаимодействии со специалистами канала Москва-Волга», — говорится в сообщении.
Насколько секретны были эти архивы до недавнего времени для самого Минобороны, судить сложно — историю затопления территории на пути наступления немецкой армии с северного направления на Москву, хорошо знали и раньше многие местные жители — в Дмитрове, Яхроме, Деденево, станции Труд. Понятно, что это уже не свидетели тех событий, но рассказы о том, как здесь «топили немцев» в 1941-м с гордостью передаются из поколения в поколение.
— Вот если посмотреть на нынешнее состояние рек Яхромы и Сестры, то так сразу и не скажешь, что их можно использовать для затопления, — рассказывал ещё несколько лет назад один из местных жителей Сергей Голованёв, отец которого родился здесь ещё до войны, а в последствии был главным энергетиком одного из участков канала. — Эти реки и раньше не были, так скажем, судоходными, но воды хватало. В основном использовалась волжская вода в канале, которую как у нас говорят «бросают» от плотины к плотине, для обеспечения судоходства и подачи воды в сторону Москвы. Тогда были затоплены огромные площади, в которых и увязли немецкие танки. Да и сам канал стал огромным противотанковым рвом.
Здесь можно ещё заметить, что использовали затопление территорий не только в районе Яхромы. Началось ещё с Иваньковского водохранилища, где вначале произвели сброс воды, в результате чего подо льдом образовались пустоты и немецкие танки стали проваливаться, а затем воду пустили обратно, чем окончательно сломали весь ледовый покров.
На участке канала в районе Дмитрова произошло практически тоже самое, только воду потом пустили в «обратку» и затопили пути немецкого наступления. «Водой залило большое пространство, что сделало невозможным перемещение по нему военной техники, — отмечается в опубликованном документе. — Было также предусмотрено и недопущение использования этих мест в качестве посадочных площадок — в лёд были вморожены колья».
Изначально канал «Москва-Волга» (нынешний КиМ), протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой (80 процентов всего запаса), а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в Белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы.
В 1941-м, продвигаясь к столице СССР с двух направлений, чтобы взять её в «клещи», немцы канал не бомбили, даже движущиеся по нему суда не обстреливали. Берегли по той причине, чтобы использовать воды Волги для затопления Москвы. Гитлер планировал опустить этот ненавистный ему город на дно, скрыть под водой. В итоге получилось так, что именно волжские воды в Подмосковье помогли приостановить продвижение его танков, а затем сыграли свою роль в успешном развитии контрнаступления Красной армии.
Сыграл канал, вернее его люди, и другую роль в «Великом повороте под Москвой». Большая часть его сотрудников добровольцами ушли на фронт, но и оставшиеся, казалось бы, в тылу работали на победу на своём участке. Канал предоставил армии свою телефонную связь, в том числе и с Москвой. Работники гидросооружений участвовали в наведении переправ через русло канала при наступлении советских войск (автомобильный и железнодорожный мосты в районе Дмитрова были взорваны).
Была война, была и неразбериха — переброшенные с Дальнего Востока войска поначалу оказались без тылового обеспечения и частей связи. Управление рабочего снабжения канала распорядилось собрать со своих складов и магазинов все продукты для организации питания военнослужащих, но в «сусеках» были в основном крупы и жиры, которые ещё и приготовить нужно.
С полевыми кухнями у армии была проблема, их просто не успели ещё подвезти, пришлось помогать и в этом — солдат должен быть накормлен, в том числе и горячим. Котлы собирали по всем участкам зоны Икша-Яхрома-Дмитров, их снимали даже с детских садов и бань. В итоге подошедшие войска удалось прокормить почти в течение недели. В атаку красноармейцы ушли сытыми.
Уже 6 декабря началась битва за Москву, 8 декабря была очищена от немецких войск Яхрома, к 10 декабря полностью освобожден Дмитровский район — советские войска перешли в наступление по всему фронту. Это был первый перелом в ходе всей войны. Как отмечается сейчас в документах Минобороны, именно благодаря заранее выстроенной оборонительной системе удалось выиграть время для того, чтобы подготовить резервы и впоследствии с их помощью нанести решительный удар по немецко-фашистским войскам, в частности, в районе к северу от Москвы. Сыграл здесь свою роль и канал, ставший каналом обороны, а потом и местом наступления Красной армии в декабре 1941 года.
К слову, с момента начала Великой Отечественной и до начала контрнаступления под Москвой, канал бесперебойно поставлял воду в столицу, даже несмотря на её использование в зонах затоплений.
В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали, но Государственный Комитет Обороны принял решение о восстановлении канала и его пуске к навигации 1942 года. Полное восстановление канала «Москва-Волга» было завершено в 1943 году.