Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Поляки ненавидят Россию за русские корни своих героев

Когда и почему разошлись пути Великой, Малой и Белой Руси

11499
На фото: вид на памятник Тадеушу Костюшко на площади в Жешуве.
На фото: вид на памятник Тадеушу Костюшко на площади в Жешуве. (Фото: Zuma/TASS)

Важной причиной разделения путей развития Малой, Белой и Великой Руси стали различия в действиях русских князей и дворян. Да, в русских княжествах IX-XIV веков у простых людей был свой говор. Но государственный язык был один — древнерусский.

Система наследования на Руси в X-XIV веках была горизонтальной. Например, умирает киевский князь Иван, и ему наследует не сын, а следующий по старшинству брат смоленский князь Федор. Он занимает стол в Киеве, а следующий брат, вяземский князь Петр, занимает смоленский стол.

Князья регулярно переезжали из княжества в княжество с сотнями дружинников, придворных и администрации. То же происходило и при перемещении иерархов церкви. Так что правящий класс был абсолютно однородным с IX по XIV век.

Читайте также
Сколько украинских солдат уже в плену: 2 тысячи, 7 тысяч или больше 10 тысяч Сколько украинских солдат уже в плену: 2 тысячи, 7 тысяч или больше 10 тысяч Тюрьмы Донбасса и юга России стремительно пополняются в ходе спецоперации, есть нацисты, но много и мобилизованных пацанов

В середине XIII века города Малой и Белой Руси стали приходить в упадок. Это было связано с нашествием монголов, ликвидацией гособразующего «пути из варяг в греки» и рядом менее значимых причин. Поэтому князья Рюриковичи уезжали во Владимир, Суздаль, Рязань и другие города центральной Руси. Если до 1210 года Рюриковичи ожесточенно сражались между собой за право сидеть в Киеве, то затем они в лучшем случае оставляли в Киеве своих наместников, а сами возвращались в свои удельные столицы.

Так, хан Батый последовательно выдал ярлыки владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу, а затем его сыну Александру Невскому. Оба ярлыки взяли, но в Киев не поехали. И оба практически не вмешивались в дела Южной Руси.

Место уехавших Рюриковичей в Малой и Белой Руси заняли литовские князья. Они были храбрыми воинами и имели сильные дружины. В большинстве случаев города Малой и Белой Руси сами приглашали литовских князей Гедиминовичей. Воцарение литовских князей, которые со временем объединились в Великое княжество Литовское, практически ничего не изменило в Западной и Южной Руси. До занятия русских городов Гедиминовичи были двоеверцами: в этнической Литве — язычниками, а в ходе поездок в Польшу или Тевтонский орден — католиками.

После вхождения русских земель в ВКЛ литовские князья становились троеверцами — язычниками, католиками, а теперь еще и православными. Большинство князей имели три имени — по одному для каждой веры.

Язык общения в русских областях ВКЛ был русский, и все деловые документы до XVI века составлялись на русском языке.

Поэтому литовских князей часто приглашали к себе и города Великой России. Так, например, литовский князь Довмонт был призван на княжение псковичами и правил в Пскове с 1266 по 1299 год. Он успешно отражал набеги немцев, литовцев и новгородцев. За храбрость и мудрое правление Довмонт (православное имя Тимофей) сразу после смерти был причислен к лику святых.

В 1382 году хан Тохтамыш двинулся к Москве. Князь Дмитрий Донской срочно уехал собирать полки в костромские леса. Из Москвы бежали родственники Дмитрия и митрополит. Но тут в Москву с дружиной прибыл литовский князь Остей, внук великого князя Ольгерда. Остей организовал оборону Москвы, но, увы, погиб в ходе неудачной вылазки.

Несколько литовских князей приглашал и Господин Великий Новгород.

Конец XV и XVI века в Западной Европе — время Великих географических открытий, эпоха Возрождения в искусстве и резкий скачок в науке и технике. Все западные новшества свободно попадали в Речь Посполитую, но с огромным трудом — в Московию.

В 1579 году иезуиты основали коллегию в Полоцке, а в 1582 году — в Риге.

Иезуиты всецело захватили воспитание юношества в свои руки. Им давали своих детей не только католики, но и «разноверцы», в том числе и православные, а они делали их горячими приверженцами латинства, преданными и послушными своими слугами. Под влиянием иезуитов дети знатных протестантов и православных начали быстро переходить в лоно католической церкви. Естественно, польские короли предпочитали давать должности и имения князьям и дворянам-католикам.

В коллегиях и университетах юные русские шляхтичи оказывались в окружении толпы сверстников, в совершенстве овладевших польским языком, знакомились с родней однокашников-католиков.

Юные польки были куда более раскованы и фривольны, чем православные шляхтянки. В итоге повсеместно заключались смешанные браки, причем венчание обязательно проводилось по католическому обряду, и жениху приходилось переходить в латинскую веру.

Главное, что иезуитские коллегии и университеты прививали презрение к православным людям — как к хлопам, так и к дворянам и попам. Во врата коллегии входили православные юноши, а выходили католики, считавшие всех православных невежественными схизматиками.

Вот несколько характерных примеров. Начнем с самого знаменитого и богатого польского рода — князей Чарторыских. Их в XVIII веке именовали просто Фамилией, подразумевая, что Чарторыские фактически правят Речью Посполитой.

Они происходили из рода Рюриковичей — боковая ветвь волынских князей. Фамилию они получили от родового владения — старого русского города Чарторыска на берегу реки Стырь на Волыни. Впервые город упомянут в летописи под 1100 годом, тогда он был передан князю Давыду Игоревичу. Сейчас это село Старый Чарторыйск.

До 1622 года все князья Чарторыские были православными. А в 1622 году князь Юрий Иванович перешел в католичество и стал «оказывать сильно покровительство иезуитам». Вместе с ним перешел в католичество и его сын воевода волынский Николай-Юрий. Второй сын Юрия Андрей стал монахом Адрианом в ордене бернардинцев. Наконец, сын Николая Казимеж-Флориан стал архиепископом гродненским, а с 1673 года — примасом Польши.

Читайте также
Конфискация: Чехия легко будет забирать квартиры и дома у русских Конфискация: Чехия легко будет забирать квартиры и дома у русских Россиянам придется попрощаться с Карловым мостом и Карловыми Варами

Как видим, с переходом в католичество у Чарторыских русские имена менялись на польские. Внуки русского князя Юрия Ивановича говорили только по-польски и считали себя поляками.

А теперь перейдем к еще одному знаменитому польскому аристократическому роду — Вишневецким. Род свой они ведут от Дмитрия (Корибута), князя Новгород-Северского, сына великого князя литовского Ольгерда. Правнук Корибута Солтан построил замок Вишневец.

Воевода Русский (Киевский) Константин Константинович первым в роду Вишневецких в 1595 году перешел в католичество.

Другой знаменитый представитель рода Вишневецких — Иеремия-Михаил — в 1631 году в возрасте 19 лет, после учебы у иезуитов перешел в католичество, за что был проклят своей матерью. Иеремия или, как его звали казаки, Ярема, стал палачом украинского народа в ходе войны с Богданом Хмельницким. Замечу, что Ярема первоначально командовал не королевской, а собственной частной армией. Сын же Яремы Михаил-Томсен (1640−1673) в 1669 году был избран королем Речи Посполитой.

Самое забавное, что герой польского эпоса пан Володыевский по национальности… русский. Бедный род волынских дворян Володыевских в начале XVII века раскололся после того, как часть их приняла католичество.

Итак, все князья и дворяне Белой и Малой Руси полностью растворились в массе польских панов. Они говорили только по-польски и считали себя исконными поляками.

Ну, а далее пути Малой и Белой Руси кардинально разошлись. В Малой Руси в конце XVI века возникло казачество. Их вожди полковники вели себя по отношению к посполитым (крестьянам) как и паны. Полковники регулярно вели междусобойчики и воевали с соседними панами.

И вот в XXI веке украинские националисты выдумали свою историю. Мол, вначале в IX-XII веках была «Киевская Русь». Потом у них пробел на 300 лет, а затем — история казачества, которое якобы с конца XVI века вело героическую борьбу за независимость Украины.

А были ли казаки в Белой Руси? Да, были! Но их роль старательно умалчивали польские, царские, а сейчас и «свядомые» историки.

В 1595 году гетман Северен Наливайко вторгся в Белую Русь и захватил Петриков, Слуцк и Могилев. Среди белорусских хлопов тоже стали образовываться казацкие отряды.

В 1654 году Богдан Хмельницкий направил в белую Русь полковника Золотаренко, который в том же 1654 году объявил себя гетманом казацкого войска Белой Руси.

Однако к 1667 году польским панам удалось уничтожить белорусское казачество. Таким образом, с 1667 года по 1795 год, когда Белая Русь была присоединена к империи, в ней проживали лишь польские паны и тутейшие (крестьяне). Тутейшие не приняли католичество, а остались православными или униатами.

Паны презирали тутейших и категорически не желали их учить грамоте.

К моменту воссоединения с Россией западнорусская версия письменного языка уже была мертва. Устный язык стал «мовой попа да хлопа» — именно так презрительно называли белорусскую речь польские паны.

Польский революционер Тадеуш Костюшко родился в усадьбе Меречевщина (сейчас Брестская область).

В мае 1789 года Тадеуш Костюшко писал своему соседу Михаилу Залевскому, что усмирение русинов невозможно без успокоения их фанатизма. А это можно осуществить «верным и наимягчайшим способом… Приучать их, русинов, надо к польскому языку, пусть по-польски все их службы будут. Со временем дух польский в них войдет… Начнут ненавидеть москаля, пруссака и австрияка так, как француз ненавидит англичанина».

Ну а теперь Тадеуш Костюшко объявлен национальным героем Республики Беларусь. 12 мая 2018 года в его усадьбе установили бронзовый постамент. В Гродно, Бресте и других белорусских городах именем Костюшко названы улицы.

Все польские паны, хотя бы несколько лет прожившие в Белой Руси, в XXI веке названы белорусами и им по всей стране установлены десятки памятников.

Читайте также
Мариуполь «распечатывает» порт Мариуполь «распечатывает» порт Турецкое судно идет к Новороссийску из ДНР

В XXI веке в белорусских университетах преподают сказки о том, что Великое княжество Литовское представляет собой «историческую форму белорусской государственности».

Преклонение перед польскими панами и литовскими князьями доходит до маразма. В 2013 году в Брестской крепости начались раскопки. Подогнали мощные экскаваторы. Что искали? Следы боев 1915 и 1941 годов? Нет! Искали мифический замок литовского князя Витовта. Где он находился, точно никто не знает, как выглядел — тоже. Но вот фундамент замка был найден. Белорусская пресса ликовала, готовились проекты восстановления оного фантастического замка.

Увы, «свидомым» не повезло — они нашли остатки русского порохового погреба постройки 1857 года, взорванного немцами в 1944 году. Ну и что? «Свидомые» опять копают в крепости. Благо, раскопки оплачивает государство. В советское время часть цитадели Брестской крепости восстановили, но и сейчас девять фортов Брестской крепости разрушены, и до них никому нет дела. А вот шесть фортов, оказавшихся на польской территории, приведены поляками в относительный порядок.

Большинство стран, как Россия и Франция, имеют непрерывную историю с успехами и неудачами. Но в официальной истории Украины и Белоруссии огромные на много веков белые пятна. Это создает комплекс неполноценности, как у правителей, так и у большинства творческой интеллигенции. Единственный выход — создать образ врага, который столетиями обижал «щирых» и «свидомых».

К чему сие приводит? Смотрите новости.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня