Россия всю свою историю оглядывалась на Запад, с той или иной мерой успешности пыталась стать для него своей, но редко когда задумывалась — а те ли там люди, с коих стоит брать пример? Мы уже говорили о том, что западная мораль, внедренная в славянские души, зачастую рождает монстров. И в любом случае ни к чему хорошему не приводит. Но вернемся к тому, на чем эта мораль формировалась.
Тысячу лет в Средиземноморье длится гибридная война Запада. Первой фазой её стали 1−8 крестовые походы (1096−1291 гг.).
Как и сейчас, гибридной войне предшествовал «девятый вал» пропаганды. В XI веке СМИ ещё не существовали, а их роль играли католическая церковь и светские власти. Суть пропаганды — «Святые места Палестины захвачены свирепыми арабами. Они оскверняют храмы, насильно обращают христиан в ислам. Христиане Палестины молят западных королей и рыцарей спасти их».
Надо сказать, что пропаганда была успешной, и в неё поверило практически всё население Западной Европы. И вот в Палестину отправились три крестовых похода. Были убиты десятки тысяч мусульман и христиан. За время крестовых походов христианское население Палестины, составлявшее к 1096 году большинство, уменьшилось в 10 раз. Крестоносцы создали в Палестине Иерусалимское королевство. Рыцари стали феодалами, а мусульмане и православные христиане — их крепостными. Древние православные храмы были обращены в католические костёлы, а православные иерархи, включая Антиохийского и Иерусалимского патриархов, вынуждены бежать в Константинополь. Вернулись оба патриарха только после того, как арабы отвоевали у крестоносцев Антиохию и Иерусалим.
С начала XII века мусульманские государства начали наносить болезненные удары по Иерусалимскому королевству. И вот в 1203 году крестоносцы на венецианских кораблях отправились в своей 4-й поход на Иерусалим. Хитрые венецианцы вместо платы за перевоз предложили разрушить и разорить их главного конкурента в Адриатике — город Зару.
Сказано — сделано: Зару разграбили. Рыцарей охватила непомерная жажда наживы. Они забыли о Палестине и в 1204 году напали на Константинополь. Город разграбили, а в его окрестностях основали Латинское королевство, в религиозном отношении подчинявшееся римскому папе. Уцелевшие православные греки бежали в Никею, Трапезунд и другие удалённые от Константинополя места Византийской империи.
В Константинополе крестоносцы разграбили и сожгли русский купеческий квартал у церкви св. Маммы. До 1204 года в Царьград ежегодно приходили два больших каравана русских ладей — «осенний» и «весенний». Венецианские, генуэзские и каталонские пираты полностью уничтожили русскую торговлю на Чёрном море.
Так погиб государствообразующий путь «Из варяг в греки». Разгром Константинополя стал основной причиной запустения Киева.
В Западной Европе продолжалась кампания по спасению Иерусалимского королевства. Однако лишь 6-й крестовый поход (1228−1229) направился в Палестину, и при том без особого успеха. 5-й и 7-й походы имели целью захватить Египет и кончились позорным поражением.
В 1270 году французский король Людовик IX отправился в 8-й крестовый поход, целью которого был опять Египет. Но по пути крестоносцы собрали совет. Возникло сомнения, а не накостыляет ли крестоносцам опять египетский султан? Поступило предложение напасть на Константинополь, который в 1261 году греки вернули себе. Однако возник резонный вопрос — зачем? Там «всё уже украдено до нас» — в 1204 году. В конце концов решили ограбить богатый Тунис, находящийся в 2400 км от Иерусалима. Увы, крестоносцев побили и в Тунисе. Зато французский король Людовик IX стал первым и особо почитаемым святым Франции.
Крестовые походы формально закончились, но гибридная война в Средиземноморье продолжалась. У крестоносцев и венецианцев осталась часть материковой Греции и большинство островов Восточного Средиземноморья, захваченных у византийцев. Так, в ходе 3-го крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце проплывал мимо Кипра. Увидев красивый богатый остров, принадлежавший Византии, «львиное сердце» не выдержало, и остров постигла судьба Иерусалима и Константинополя.
Кипр, Крит и ряд других островов стали базами крестоносных пиратов. Так, на острове Родос с 1306 по 1522 год проживало около 2,5 тысяч рыцарей, оруженосцев и священников, свыше тысячи проституток и около 8 тысяч крепостных греческих крестьян. Понятно, что крепостные не могли кормить такую ораву благородного сословия, и 80% дохода родосским рыцарям давало пиратство.
Реакцией на гибридную войну Запада стало возникновение Османской империи, которая всего за 50 лет из маленького султаната превратилась в сильнейшее государство мира.
Почему? Несомненно, сыграла роль и хорошая организация войск, и огромные бомбарды, наводившие ужас на противника. Чтобы увидеть турецкую бомбарду, не обязательно ехать в Стамбул или Лондон. В центре Кремля стоит Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в 1586 году по образцу турецкой бомбарды середины XV века.
Главной же причиной успеха османов стали сочувствие и помощь населения всех захваченных арабских территорий, а также греков на материке и островах. Греки встречали турок как освободителей. Католические попы были изгнаны. Греция вернулась под окормление Константинопольского патриарха.
Султаны ввели особый налог для христиан, но зато ислам запрещал ростовщичество. В итоге самыми богатыми купцами Османской империи стали греки, армяне и евреи.
Запад продолжал гибридную войну — теперь уже против турок. Через греческих купцов, посещавших Европу, в Грецию проникала лживая антитурецкая пропаганда.
Первые три века греки и турки нормально уживались друг с другом. Как минимум 30−40% греков приняли ислам. Так, к началу ХХ века греков-мусульман насчитывалось свыше 4 миллионов.
Лишь к концу XVIII века Западу удалось спровоцировать в Греции антитурецкие восстания. Причём зачинщиками их стали греки, которых «турецкое угнетение» практически не касалось. Речь идёт о горных разбойниках (клефтах) и пиратах, проживавших на десятках островов Эгейского моря. Любопытно, что на этих островах отродясь не было турок. А налоги в пользу султана и константинопольского патриарха собирали местные церковники.
Надо сказать, что в разжигании межнациональной розни в Греции преуспела и Екатерина Великая. Действовала царица с благой целью — вернуть России Северное Причерноморье. Она много говорила о воссоздании Византии, но это был блеф, и на восставших греков ей, честно говоря, было плевать.
С конца XVIII века до 1918 года греки и турки вели более 20 войн. С середины XIX века греческое правительство и большая часть населения обуяла «Мегали идеа» — воссоздание Византийском империи со столицей в Константинополе. В состав империи должны были войти весь полуостров Малая Азия и даже побережье Кавказа и Крыма.
До 1918 года Запад безоговорочно поддерживал греков. Но в 1918—1922 годах Антанта попросту «кинула» греческое королевство. Кстати, и Россия во времена Екатерины II — Николая II была постоянно на стороне греков, но Советская республика помогла «полевому командиру» Мустафе Кемалю (будущему Ататюрку) выбросить греков из Малой Азии.
Война 1918−1922 годов стала пока последней греко-турецкой войной. На мой взгляд, главной причиной этого стало решение Лозанской конференции 1923 года об обмене населением между Греческим королевством и Турецкой республикой. Православные греки уехали из Турции в Грецию, а турки и греки-мусульмане — из Греции в Турцию.
После 1923 года совместное проживание греков и турок осталось только на острове Кипр, который был захвачен англичанами в 1878 году. «Просвещённые мореплаватели» вели на острове свою старую политику — «разделяй и властвуй». В 1960 году Кипр получил независимость, и сразу начались конфликты между греками и турками, в 1974 приведшие к войне. А в следующем году была основана турецкая республика Северный Кипр. Остров разделён до сих пор. Зато межнациональные конфликты внутри двух государств практически отсутствуют.
Либералы и на Западе, и в России считают обмен населением недемократическим решением конфликта. Но пока ещё нет случаев, чтобы национальная рознь, вызванная гибридной войной Запада, длившейся столетиями, закончилась каким-либо иным способом.
Думаю, что после воссоединения с Россией ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей стоит вспомнить и о методе «обмена» населения. После событий 2022 года украинские националисты и русское население Новороссии вряд ли будут жить бок о бок без серьёзных конфликтов. А русское население в Одессе, Харькове и других местах, оставшихся под контролем Киева, неизбежно станет объектом травли как националистов, так и СБУ. Недаром президент Зеленский сказал, что люди, считающие себя русскими, должны покинуть Украину.