Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Культура
23 октября 2022 12:07

Якоб Исроэль де Хаан: Одна из самых удивительных фигур в еврейской истории

Существует широко распространенное мнение, что сионизм и иудаизм тождественны, или что политика государства Израиль выражает интересы и надежды всех евреев. Это утверждение ошибочно

3403
На фото: Якоб Исроэль де Хаан
На фото: Якоб Исроэль де Хаан (Фото: Неизвестный автор)

На протяжение своей жизни он был преподавателем права, журналистом, марксистским публицистом социал-демократического толка, известным писателем и поэтом, пишущим на языке Нидерландов. Он изучал и принял в конце жизни ортодоксальную версию иудаизма, стал одним из лидеров еврейской общины в Палестине, негативно относился к сионистам и был за это ими убит.

Якоб Исроэль де Хаан родился в Нидерландах в Клоостервейне — деревне в провинции Дренте в 1881 году, в традиционной еврейской семье. Он был младшим из восьми детей и получил религиозное еврейское образование. Тем не менее, постепенно он отходит от религиозной ортодоксии, посвящая себя светским занятиям. В Амстердаме в 1900-е годы он изучает право, а затем начинает преподавательскую деятельность в этой области.

Одновременно пробует себя в литературе и вращается в литературных кругах. И наконец — третье увлечение — идеи социал-демократии и марксизма: по своим политическим взглядам Якоб Исраэль де Хаан становится в 1900-е годы социал-демократом и сотрудничает в социалистическом журнале.

Читайте также
Летчик, генерал-майор Попов: Ейская трагедия может повториться более чем в 50 аэропортах страны Летчик, генерал-майор Попов: Ейская трагедия может повториться более чем в 50 аэропортах страны Пилоты творят чудеса, едва не задевая многоэтажки в Подмосковье, Челябинске и других городах. Почему?

В 1904 году выходит его роман «Трубы», принесший ему скандальную известность, в 1908 году увидел свет второй роман — «Патологии». Проблема заключалась в том, что в его литературном творчестве были обнаружены гомоэротические мотивы.

Сегодня это только помогло бы карьере европейского писателя, но в те времена все было по-другому. Хотя Нидерланды были уже в начале 20-го столетия одной из самых либеральных стран, публикация подобных сочинений вызвала скандал и привела к разрыву отношений между де Хааном и некоторыми его коллегами и знакомыми.

Тем не менее, благодаря своей литературной деятельности и политическим текстам, де Хаан становится довольно известен. Причем, известен не только как писатель, но и как политический публицист, и как поэт — его стихи привлекают внимание соотечественников.

В 1910 он направляется в Россию в качестве посланника королевы Нидерландов Вильгельмины. Это была гуманитарная миссия с целью ознакомиться с положением заключенных тюрем царской России. Среди них было множество революционеров еврейского происхождения и их бедственное положение произвело на де Хаана сильное впечатление.

Вероятно, общение с узниками-евреями вызвало у него интерес к собственному происхождению и еврейской общественной жизни. Первоначально это проявилось в том, что он увлекся идеями сионизма. Де Хаан отправляется в Палестину и принимает участие в деятельности сионистских поселенцев, чья численность в конце 1910-х годов вряд ли превышала 100−150 тыс человек. В условиях нарастающей напряженности между арабским населением и еврейскими поселенцами, де Хаан сначала занимает жесткую просионисткую позицию, делает резкие высказывания в адрес арабов. Но затем все меняется.

В Палестине, наряду с сионистскими организациями и поселенцами (новый ишув) существовала с незапамятных времен община евреев-традиционалистов, придерживавших строгих правил иудаизма. Собственно, еврейское присутствие в Палестине никогда не прекращалось и поддерживалось, прежде всего, усилиями этих людей. Однако, их (и традиционного иудаизма) отношение к сионистам и к будущему (ныне существующему) государству Израиль было (и у значительной их части остается) негативным.

Сионисты хотели построить в Палестине еврейское государство.

С точки зрения еврейской мистики, попытка создания в Палестине такого государства до прихода Мессии является опасным и вредным для евреев и даже для всей планеты мероприятием. Мессия (Машинах) призван преобразовать вселенную, а не дискриминировать арабов-палестинцев, выгоняя их из их сел и городов.

Российский исследователь иудаизма, Йоэль Матвеев указывает на то, что «создание еврейского государства человеческими руками подрывает веру в сверхъестественное мессианское избавление. Именно это, а не светский характер государства Израиль, лежит в основе наиболее распространенных форм еврейского религиозного антисионизма, хотя в истории известны и религиозные критики сионизма слева, из общечеловеческих этических соображений, порой считавшиеся себя культурными сионистами, сторонниками создания еврейского мирового культурного центра в Палестине при соблюдении равноправия палестинцев и без попытки загнать в Палестину всех евреев».

Существует широко распространенное мнение, что сионизм и иудаизм тождественны, или что политика государства Израиль выражает интересы и надежды всех евреев. Это утверждение ошибочно. Многие евреи критиковали сионизм как с религиозных позиций, так и потому, что осуждали его отношение к палестинским арабам и возмущались дискриминацией последних.

Были и другие, не менее важные причины того, почему старый ишув, то есть традиционные верующие евреи, негативно относились к сионизму. Иудейские традиционалисты неплохо жили в нескольких городах Палестины, давно интегрировавшись в местное общество. Попытка сионистов построить еврейское государство неизбежна вела к столкновениям между евреями и арабами, чего старый ишув всеми силами стремился избежать.

…В то время Де Хаан знакомится с Равом Йосефом Хаимом Зоненфельдом, лидером антисионистски настроенной части старого ишува, и становится его секретарём. Именно этот человек обеспечивает переход Де Хаана к традиционному иудаизму. В каком-то смысле Де Хаан прошел полный круг, вернувшись к тому, с чего началась его сознательная жизнь. Этот консервативный поворот, однако, не привел его к отказу от прежних социал-демократических убеждений.

Читайте также
Зеленский негодует: 150 простаивающих балкеров блокируют поступление доходов Зеленский негодует: 150 простаивающих балкеров блокируют поступление доходов «Ну, ничего», считают самостийные эксперты — США быстро вправят мозги Турции, которая присоединится к западным санкциям

Проблемой старого ишува было то, что его члены, хорошо разбиравшиеся в тонкостях религиозной философии и Талмуда, не имели никакого дипломатического опыта и не знали, как им повлиять на текущую политику. А вот у де Хаана такой опыт был. Он вращался в светских кругах среди политиков и писателей, владел разными языками.

Де Хаан начинает играть в традиционалистской общине видную роль. Благодаря своим общественным связям и дипломатическим талантам он смог установить контакты с Лигой Наций и эмиром Трансиордании Абдаллой ибн Хусейном и вел с ними переговоры от имени старого ишува. Дипломатическая активность де Хаана, стремившегося нарушить планы сионистов и помешать им создать еврейское светское государство, вызвала гнев.

Дело в том, что европейские и арабские политики понятия не имели о наличии у евреев консервативного религиозного анти-сионисткого течения (впрочем, иногда сочетавшего этот своеобразный консерватизм с социалистическими или правозащитными идеями). Они не знали, что среди евреев существует достаточно массовое негативное отношение к сионизму. Кроме того, прежде они полагали, что сионисты представляют всю еврейскую общину из числа живущих в Палестине.

И тут на тебе, пожалуйста, появляется еврейский интеллектуал, писатель и политик, европейски образованный человек, вхожий в высшей свет, знакомый с дипломатией, политический публицист и юрист, который открывает им глаза на то, что это мягко говоря не так.

В ночь с 30 июня на 1 июля 1924 года Якоб Исроэль де Хаан был застрелен. Его убийцей стал боевик сионистов Авраам Техоми, но скорее всего де Хаан был убит по приказу верхушки сионистского движения.

Читайте также
Десантники элитной 101-й дивизии США напрашиваются на бой с русской десантурой Десантники элитной 101-й дивизии США напрашиваются на бой с русской десантурой Американские «Кричащие орлы» готовятся к броску на Приднестровье и Одессу

Российско-израильский публицист Артем Кирпиченок писал об этом так: «Частью истории Израиля является не только конфликт между израильтянами и палестинцами, но и многочисленные акты насилия израильтян по отношению друг к другу. Еще в 1924 г. жертвой первого политического убийства в Палестине XX в. стал Якоб де Хаан, ортодоксальный еврей, получивший пулю на ступенях синагоги за свои антисионистские взгляды. В 1933 г. в Тель-Авиве неизвестными был застрелен Хаим Арлозоров, один из вождей левого крыла сионистского движения, лидер и организатор еврейского профсоюза. А в 1995 г. правым террористом Игалем Амиром был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин».

Интересно, что де Хаан был знаком с Леопольдом Вайсом, внуком черновицкого раввина, который позднее примет ислам и станет… одним из отцов основателей Пакистана. Шломо Кроль, израильский публицист, указывает на то, что «Леопольд Вайс отправился в Трансиорданию вместе с де Хааном, а тот поехал туда по поручению Р. Зонненфельда, чтобы обсудить арабско-еврейские отношения и объяснить эмиру разницу между сионистами и ультра-ортодоксами. Встреча с Абдаллой, экзотика Иерусалима и Ближнего Востока произвели на Вайса столь сильное впечатление, что он вскоре перешел в ислам и принял имя Мухаммад Асад. Позже он стал одним из лидеров движения за независимость мусульман Индостана, одним из ближайших соратников «духовных отцов» Пакистана Мухаммада Икбаля и Мухаммада Али Джинны, а еще — послом Пакистана в ООН.

Любопытные, надо сказать, поэты были в Нидерландах в 20-м столетии. Де Хаан — это фигура, изучение которой потянет на серию книг и диссертаций, пару романов и сериал.

Другим, известнейшим, возможно крупнейшим лирическим поэтом Нидерландов был Герман Гортер — один из лидеров ультра-радикального политического течения в Германии и Нидерландах — коммунизма рабочих советов (рэтекоммунизма). Он выступал «за власть рабочих собраний и советов, а не партий» в ходе немецкой революции и яростно спорил об этом с Лениным; параллельно Гортер, этот суровый революционер, писал тонкие лирические стихи… Но это уже совсем другая история.

Якоб Исроэль де Хаан был весьма своеобразным человеком; у него странным образом сочетались самые разнообразные идеи и навыки — ортодоксальный иудаизм, социал-демократический марксизм, дипломатические способности, любовь к Востоку, литературное творчество, изучение и преподавание права, поэзия… Его личная история и трагическая судьба демонстрирует многогранность и сложность человеческой натуры.

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня