Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Власть
9 апреля 2023 18:33

У Николая II была лучшая в мире система ПВО

Самодержец был озабочен не столько успехами на фронте, сколько личной безопасностью

3981
На фото: испытательная стрельба из исторической 76-мм зенитной пушки Лендера образца 1914 года
На фото: испытательная стрельба из исторической 76-мм зенитной пушки Лендера образца 1914 года (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

Да, действительно, в Российской империи к 1917 году была создана лучшая в мире система ПВО. По высоколетящим (2−7 км) самолётам должны были вести огонь 76-мм скорострельные зенитные пушки системы Лендера образцов 1914 и 1915 годов. А по низколетящим (0−4 км) стреляли 40-мм автоматические пушки Виккерса с ленточным питанием. Подобная система ПВО была бы достаточно эффективна и в июне 1941 года.

Беда только в одном — 76-мм пушек Лендера и 40-мм автоматов Виккерса к январю 1917 года на фронте и не видели, а столь превосходная система ПВО охраняла лишь один объект — Александровский дворец в Царском Селе, резиденцию императорской семьи в 1914—1917 годах.

Главное же, что эта система ПВО создавалась не для борьбы с германскими самолётами, а для защиты от своих же аэропланов.

Но начнем по порядку.

В 4 часа утра 23 мая 1881 года на площади Коннетабля рядом с гатчинским дворцом со страшным грохотом рухнул огромный обелиск. Судя по всему, в медный шар, венчавший обелиск, ударила молния. Однако в Петербурге все, от министров до лавочников, были уверены, что обелиск был уничтожен бомбой, сброшенной народовольцами с аэростата. Александра Викторовна Богданович — жена генерала от инфантерии, товарища министра внутренних дел Е.В. Богдановича, записала в дневнике: «Не дай Бог, что б это была правда, но от нигилистов всего можно ожидать, они до всего дойдут».

Читайте также
Джеффри Сакс: Россия завоюет значительную часть Украины Джеффри Сакс: Россия завоюет значительную часть Украины Байден ведет США и ЕС к катастрофе, которая станет последней

И нигилисты, и сановники рассказывали анекдоты о «гатчинском пленнике революции». Всех интересовало, каким способом злодеи решат достать Александра III, и, как видим, уже тогда публика считала, что лучший способ — это удар с воздуха.

Однако организацией первого в истории воздушного теракта занялся в 1906 году руководитель боевой организации эсеров Евно Фишелевич Азеф.

Проектирование аэроплана, который должен был бомбить царскую резиденцию, вёл инженер Сергей Иванович Бухало. Он эмигрировал из России и жил в Мюнхене. О своём детище Бухало сообщил эсерам минимум сведений — аппарат должен лететь со скоростью аж 140 верст в час и поднимать большой груз. На строительство аэроплана Бухало запросил у Азефа 20 тысяч рублей — огромную по тем временам сумму.

В кассе боевой организации таких денег не оказалось, и Евно Фишелевич обратился к эсеру Гершуни, бежавшему в США с Акатуйской каторги, с просьбой набрать там необходимую сумму. Тот немедленно согласился: «У меня голова кружится от этого дела, это такой грандиозный план». Гершуни удалось собрать аж 160 тысяч долларов.

На фото: один из руководителей боевой организации эсеров Евно Фишелевич Азеф
На фото: один из руководителей боевой организации эсеров Евно Фишелевич Азеф (Фото: Imago stock&people/ ТАСС)

Если верить мемуарам Бориса Савинкова, в январе 1907 года он высказал свои сомнения Евно Фишелевичу: «Я слушал слова Азефа, как сказку. Я знал об опытах Фармана, Делагранжа и Блерио, знал и о том, что в Америке братья Райт достигли в воздухоплавании крупных успехов. Но аппарат, развивающий скорость в 140 километров в час и подымающий на любую высоту большой груз, казался мне несбыточной мечтой. Я спросил: „Ты сам проверял чертежи?“ Азеф ответил, что он в последнее время специально изучал вопрос о воздухоплавании и сам проверил все формулы Бухало».

В начале 1910 года Бухало приступил к сборке аэроплана, но вскоре дело застопорилось — денег потребовалось гораздо больше, нежели планировалось. Эсеры же давать новые средства отказались, хотя касса их в 1910—1912 годах вовсе не пустовала.

В итоге Бухало продал документацию на свой аэроплан немецкому заводчику. В августе 1913 года Бухало с горечью писал Савинкову: «Работал для России, получит Пруссия; работал для мира, получит военное ведомство».

В 1915 году идеей авиационного теракта заинтересовались военные. Дело в том, что ещё русско-японская война показала полнейшую неспособность Николая II управлять империей. А в 1914 году целый ряд прозорливых людей из всех сфер общества указывали на неизбежность краха монархии и революции в России в случае начала войны с Германией. Среди них были министр внутренних дел Петр Николаевич Дурново, великий князь Николай Михайлович и другие. Ну а поражения 1915 года, министерская чехарда и многое другое заставили прийти к аналогичным выводам сотни, если не тысячи русских генералов и офицеров.

Ну, а как известно, у думающих военных застольные разговоры о любви к отечеству автоматически приводят к вопросам: «почему все так плохо?», «кто виноват?», «что делать?» и «с чего начать?».

Уже в конце 1915 года военные заговорщики разработали два варианта устранения императора — «железнодорожный» и «авиационный».

История «авиационного варианта» покрыта тайной. А.Ф. Керенский в книге «Россия на историческом повороте» писал, что в 1915 году одну из версий «авиационного варианта» предложил лётчик-истребитель капитан Костенко. О том же глухо упоминают и другие авторы.

Как мне удалось становить, Николай Михайлович Костенко в 1904 году окончил Николаевское инженерное училище и через три года был зачислен в состав Брест-Литовского воздухоплавательного отделения. Дело в том, что с конца XIX века при больших крепостях начали создать воздухоплавательные отделения, а с 1910—1911 годов — авиационные отряды. Где-то в это время Костенко и перевёлся в авиационный отряд при Брестской крепости. Замечу, что в 1912 году Инженерное ведомство заставили построить подземные бетонные ангары для этого отряда.

Если верить воспоминаниям современников, было два основных способа реализации «авиационного варианта» — разбомбить императорский автомобиль с горизонтального полёта на сверхнизкой высоте или сбросить бомбу из пикирующего самолёта. В последнем случае не было ясно, сумеет ли лётчик вывести аппарат из пике. Скорей всего, он в этом случае стал бы камикадзе.

Однако по неизвестным мне причинам авиационный вариант реализован не был, а сам Н.М. Костенко подался к гетману Скоропадскому. Кстати, в 1917 году он уже был подполковником. С 1 апреля по 12 ноября 1918 года Костенко служил начальником Технического отдела Управления инспектора воздухоплавания при «державной» армии.

К 1914 году русские армия и флот, в отличие от германских, не имели зенитных орудий. В результате в 1914—1916 годах были созданы десятки кустарных «самоделок на коленке» — приспособлений для стрельбы по самолётам из состоявших на вооружении орудий — из 76-мм полевых пушек образцов 1900 и 1902 годов, 75-мм морских пушек Кане, 57-мм капонирных пушек Норденфельда и даже из 122-мм гаубиц. Так, поручик Рекалов создал 76-мм зенитную установку на базе паровой молотилки.

И вот уже в апреле 1915 года была сформирована Отдельная батарея для воздушной охраны Императорской Резиденции в Царском Селе. Она состояла из трёх полубатарей с двенадцатью 76-мм полевыми пушками образца 1900 года на неподвижных кустарных установках системы генерала Розенберга, и автомобильной полубатареи с четырьмя пушками образца 1914 года, а также пулемётной команды.

Пушка образца 1914 года — это первый образец 76-мм пушек конструкции Ф.Ф. Лендера — первого отечественного специального зенитного орудия.

К этому времени Царское Село отстояло от линии фронта на расстояние свыше 700 вёрст, и никаких аэропланов, способных долететь туда даже в один конец, у немцев тогда не было. Чисто теоретически можно было предположить налёт «Цеппелинов». Но какой резон кайзеру было бомбить Александру Федоровну и Григория Ефимовича? Вспомним манифест царя Фердинанда в октябре 1915 года о вступлении Болгарии в войну: «Клика Распутина объявила нам войну». Перефразируя Вольтера, можно сказать, что если бы Александры Федоровны и Распутина не существовало, Вильгельму II их следовало выдумать.

Так что если бы и стали немцы что-либо бомбить, так это Обуховский завод — крупнейший артиллерийский завод России и единственный, где производилась морская артиллерия и артиллерия большой и особой мощности.

Но, увы, до февраля 1917 года ни Обуховский, ни Путиловский, ни Адмиралтейский, ни другие военные заводы Петрограда не имели ни одной зенитной пушки прикрытия.

В Царском Селе же зенитчики готовились к встрече… собственных самолётов. Соответственно, зенитная батарея была непосредственно подчинена Дворцовому коменданту, форма одежды прислуги установлена походная «по образцу гвардейской лёгкой артиллерии».

76-мм пушки Лендера были установлены на бронированных автомобилях, которые для «самообороны» были оснащены 7,62-мм пулемётами Максима. Вот от кого «самооборона»? От парашютистов кайзера?

Кроме того, в батарее было четыре броневика, игравших роль зарядных ящиков. В каждый из них перевозилось по 96 трёхдюймовых шрапнельных выстрелов и 330 кг бензина и масла.

Читайте также
Первый оружейный барон России Александр Клягин Первый оружейный барон России Александр Клягин Любимец Бунина продавал Финляндии пушки, обстреливавшие Ленинград

Руководство дворцовой охраны понимало, что скорее всего заговорщики будут бомбить с малых или сверхмалых высот, когда действие 76-мм зенитных орудий неэффективно. Поэтому ещё 5 октября 1914 года был выдан заказ на изготовление в США 40-мм автоматов типа Виккерс. Причём Морское министерство заказало автоматы на тумбовых станинах, а Военное ведомство — 16 зенитных автоматов, установленных на бронеавтомобилях. Общая стоимость заказа Военного ведомства составила 319,2 тысячи рублей.

40-мм автоматы Виккерса монтировались на тумбах в кузове бронированного трёхтонного грузовика «Пирлесс». Первые автоматы прибыли в Архангельск 21 марта 1916 года без автомобилей. Начальник Морского Генерального штаба потребовал немедленно отправить орудия в Ревель «для срочной установки на миноносцы Балтийского флота». Однако по пути автоматы были переадресованы в Царское Село — там они нужнее!

На фото: пулемет Виккерса, 1916
На фото: пулемет Виккерса, 1916 (Фото: Global Look Press)

В Царском Селе мобильные 76-мм и 40-мм установки использовались достаточно активно. Во время приезда царя их перемещали в район вокзала. А когда царица отправлялась в госпиталь в Феодоровский городок, она ведь числилась сестрой милосердия, туда отправлялись и бронеавтомобили.

Однако с началом Февральской революции личный состав батарей, равно как и дворцовая охрана, без всякого сопротивления перешли на сторону революционных солдат. Сделали они это, разумеется, не из идейных соображений, а из-за нежелания проливать кровь за безнадежное дело династии Романовых.

На этом деятельность сильнейшей в России системы ПВО закончилась. В начале лета 1917 года все эти зенитные орудия и их расчёты находились уже на фронте.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня