Статьями о возможности применения ядерного оружия на Украине зарубежные СМИ запестрели с начала этого года. Удары спецбоеприпасами по стратегическим объектам типа Киевской плотины, а также в случае массированного вторжения войск НАТО — для отдельного рассказа. А если говорить о применении ядерного оружия против укреплённых районов, стоит вспомнить опыт напрочь забытого противостояния в 1954 году.
Сражение при городе Дьенбьенфу, иногда называемом крепостью, чем он и был семь десятилетий назад (Дьен Бьен Фу — долина Глиняных кувшинов), по праву называют классикой нового времени. Впервые в истории исход большой войны решался в основном партизанами, спецназом и десантниками, активно действовавшими с обеих сторон.
Коротко о предыстории конфликта. К концу XIX века почти весь Индокитайский полуостров стал колонией Франции. После ее разгрома летом 1940-го гитлеровской Германией Токио настоял на вводе в Индокитай японских войск. Их, однако, не хватало для полного контроля полуострова, в результате значительная часть Вьетнама была занята прокоммунистическими повстанцами — вьетконговцами. Японцы со своей доктриной «Азия для азиатов» сквозь пальцы смотрели на формирование партизанских отрядов.
После капитуляции Японии 2 сентября 1945 года на площади Ба-Динь в Ханое на многотысячном митинге вождь вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин зачитал Декларацию независимости. Любопытно, что не менее 600 японских офицеров и унтер-офицеров пошли к «дядюшке» Хо советниками.
А французское правительство решило восстановить во Вьетнаме колониальный режим. С осени 1945-го по всему побережью страны началась высадка французских войск. Это были наиболее боеспособные силы, включая Иностранный легион. Французы отправили на войну чуть ли не всё из состава национальных ВМС, что могло держаться на воде. Американцы оказали им поддержку тремя эскортными авианосцами, передали самолёты и танки. Но война затянулась, перешла в позиционную.
Решающим для ее исхода фактором, на мой взгляд, стала победа коммунистов Китая и появление на северных границах Вьетнама и Лаоса в декабре 1949 года частей НОАК. Теперь Вьетконг мог без особых проблем получать военную помощь из СССР и КНР.
С другой стороны, вливания США в конфликт с каждым годом становились все более существенными. Так, если в 1951-м они составляли 137 млн долларов, то в 1954-м уже порядка 1 млрд долларов — огромная сумма по тем временам. Без этих субсидий Париж не мог бы вести масштабные боевые действия в Индокитае.
В октябре 1953 года французское командование разработало план операции «Кастор» по захвату долины Глиняных кувшинов. Она протянулась на 23 км при ширине 8 км, была окружена высокими горами и располагалась в 20 км от границы, здесь проходили дороги, связывающие Северный Вьетнам с Лаосом. Кроме того, французов привлекал большой аэродром, построенный японцами в ходе Второй мировой войны.
20 ноября его захватили парашютисты, и в Дьен Бьен Фу начали прибывать войска, уже посадочным способом.
Однако французы переоценили возможности снабжать контингент, находившийся в 170 милях от главной авиабазы в Ханое, по воздуху. Напалмовые бомбы, повлиявшие на ход первых боёв в Индокитае, в Дьен Бьен Фу не могли эффективно использоваться, потому что начался сезон весенних дождей, они увлажнили лиственный камуфляж вьетнамских позиций и осложнили воздушные операции над районом.
Вьетнамское командование между тем начало переброску сил. За три месяца через горы и джунгли были проложены тропы, по которым тысячи добровольцев переносили в бамбуковых корзинах провиант и боеприпасы. Бойцы Народной армии тащили на себе разобранные артиллерийские орудия, в том числе японские 105-мм гаубицы и даже части пусковых установок для советских ракет М-13.
Вьетнамские войска смогли блокировать оккупантов в Дьен Бьен Фу. Для противодействия французы использовали 150 боевых самолётов, свыше 100 транспортных вертолётов и даже два десятка S-55 конструкции Сикорского.
Но превосходство вьетнамцев в живой силе и артиллерии было двукратным. Уничтожение вражеской группировки началось 13 марта 1954 года. Ударами по аэродрому было повреждено 16 самолётов. После 40-минутной артподготовки, мощного огневого натиска в атаку пошла пехота. Авиация французов попыталась подавить артиллерию Народной армии, но неожиданно для себя была встречена плотным огнём зениток и крупнокалиберных пулемётов, которые сбили еще 25 французских самолётов. Работа с безопасных высот значительно снизила точность бомбометания. В сражении наступил перелом.
В боях за долину Глиняных кувшинов было перебито 3890 французов и легионеров, 12 310 попали в плен. Вьетнамцы уничтожили 62 самолёта, до 100 единиц разнообразной военной техники. Фактически из строя была выведена четверть отборных частей экспедиционного корпуса.
Париж бомбардировал Белый дом просьбами вмешаться в конфликт, в частности нацелить на Северный Вьетнам американские авианосцы. Известно, что 24 апреля 1954 года премьер Жозеф Ланьель умолял президента Эйзенхауэра как можно скорее ввести во Вьетнам сухопутные силы.
Белый дом согласился на ввод американских войск, однако обусловил это участием в операции британцев и, желательно, австралийцев с новозеландцами. Но премьер-министр Уинстон Черчилль категорически отказался посылать армию во Вьетнам. И вопрос о вводе американских сил отпал.
Тем не менее в Пентагоне полным ходом шла разработка плана воздушной войны под кодовым названием «Стервятник». В течение ночи предполагалось подвергнуть ковровой бомбардировке весь район вокруг крепости Дьенбьенфу. В операции «Стервятник» предполагалось участие 60 «летающих крепостей» В-29, базировавшихся под Манилой. При каждом вылете в район цели они должны были сбрасывать по 450 тонн бомб.
Американское командование планировало использовать и ядерное оружие. Но задействовать штатные носители ядерных бомб — стратегические В-29 и В-36 — не решилось. Круговое вероятное отклонение боеприпаса, сброшенного «летающей крепостью» с 10-километровой высоты, составляет сотни метров, и при ударе по вьетнамцам можно было накрыть и французов. Ядерные бомбы (шесть штук) должны были доставить к цели палубные А1J-1 «Сэвендж», 6-я эскадрилья которых базировалась в Окинаве и могла быть быстро переброшена на любой тяжёлый авианосец.
Почему Белый дом отказался применять ЯО во Вьетнаме? Причин несколько.
Удар мощностью 20−30 килотонн по живой силе, рассредоточенной по блиндажам, в горах, посчитали малоэффективным. В Госдепартаменте понимали, что советская разведка осведомлена об американских планах, и не исключали появления во Вьетнаме истребителей МиГ-15, как было в Корее и Южном Китае. Возникала опасность перерастания конфликта в мировую войну. Наконец, вмешайся Вашингтон даже обычным вооружением, а не шестью ядерными бомбами, коммунистическая пропаганда во всем мире получила бы основания заклеймить США как врага человечества.