Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Власть
13 июня 2023 19:37

Канцлер Александр Горчаков — тормоз России

Чему научит юных дипломатов памятник разбазаривателю земель русских

6752
На фото: церемония открытия памятника канцлеру Александру Горчакову у здания Московского государственного института международных отношений.
На фото: церемония открытия памятника канцлеру Александру Горчакову у здания Московского государственного института международных отношений. (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

В 2014 году в МГИМО — в институте, где готовят будущих дипломатов, с большой помпой открыли памятник канцлеру князю Александру Михайловичу Горчакову.

А кто таков этот князь? Александр родился в 1798 году в семье полковника кирасирского полка князя М.А. Горчакова. В 1811 году он поступил в Царскосельский лицей, где стал одним из друзей Пушкина. Князь с удовольствием грелся в лучах пушкинской славы всю оставшуюся жизнь.

Поэт дал точную характеристику однокашнику:

Питомец мод,

Большого света друг,

Обычаев блестящих наблюдатель.

В 1819 году Горчаков удостоен придворного звания камер-юнкера. В 1820—1822 годах состоял при министре иностранных дел графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне.

Но лучше, чем Пушкин Горчакова изобразил его троюродный племянник Лев Толстой. Собственно, Толстой и не метил именно в Горчакова, а просто под именем Билибина в романе «Война и мир» описал тип подобных Горчакову дипломатов:

«Он начал служить с 16 лет, был в Париже, Копенгагене, а теперь в Вене занял довольно значительное место. Его не интересовал вопрос „зачем“, а вопрос „как“… составить искусно и изящно циркуляр, меморандум и донесение». Именно это для него было главное.

Читайте также
12 июня – не праздник, а день памяти о наших утратах 12 июня — не праздник, а день памяти о наших утратах О немыслимых потерях, которые понесла Россия после развала СССР

Конец Крымской войны застал Горчакова врио посланника в Вене. Парижский мир 1856 года ограничил морские силы России на Чёрном море шестью корветами водоизмещением в 800 тонн и четырьмя шхунами в 400 тонн. России было запрещено содержать крепости на Черноморском побережье.

Ряд сановников и «общественность» России раздули значение Парижского мира 1856 года до размеров вселенской катастрофы.

А что на самом деле произошло? На Чёрном море русские моряки затопили весь свой флот, состоявший из деревянных парусных кораблей, ставших анахронизмом после появления в 1855 году броненосцев. Союзники, попросту говоря, сократили расходы русскому казначейству. На Балтике всю эту рухлядь сохраняли до 1874−1880 годов. Проку от деревянных парусников не было никакого, а казна несла огромные убытки.

Нужен был новый флот. И вот в 1857—1861 годах в океан вышли десятки новопостроенных русских парусно-паровых кораблей — фрегатов, корветов и клиперов. Под парами они давали 9−11 узлов, а под парусами при хорошем ветре — до 14 узлов.

Специально для развития большого хода под парусами были созданы новые корпуса с отличной гидродинамикой. При движении под парусами гребные винты убирались внутрь корпуса, а трубы складывались. Под парами такие корабли шли в узкостях или в бою, а остальное время — под парусами.

Таким образом, новые корабли могли по полгода-год не заходить в гавани. А в случае захвата неприятельских торговых судов и пополнения запасов с них могли ходить и два года. Крымская война превратила русский прибрежный флот в океанский.

А что нужно было делать с Черноморским флотом? Вспомним, какие дикие ограничения наложила Антанта в 1919 году на Германию. Немцам запрещалось иметь танки, тяжёлую и зенитную артиллерию, авиацию, подводные лодки, торпедные катера и прочая, и прочая… Контроль за исполнением статей Версальского договора осуществляла специальная комиссия.

Тем не менее, немцы постоянно обводили вокруг пальца оную комиссию и к 1934 году создали «всё, что доктор прописал». И уже во всеоружии денонсировали статьи Версальского договора.

А вот Парижским миром 1856 года не было прописано никаких мер по контролю за строительством Россией Черноморского флота. Кто мешал в 1857—1861 годах заложить в Николаеве шесть разрешенных договором корветов? Но из-за ошибок кораблестроителей водоизмещение корветов оказалось бы не 800 тонн, а 8000 тонн, а в хорошо бронированных казематах корветов разместилась бы дюжина 15-дюймовых гладких пушек Александровского завода. Кстати, Бисмарк в беседе tete-a-tete сказал Горчакову, что вместо громких стенаний об отмене статей Парижского договора лучше тихо начать строить флот.

Ну а строительство пассажирских и торговых судов вообще не запрещалось Парижским договором. И конструкция их не была оговорена. Почему бы пассажирские суда водоизмещением 8−10 тысяч тонн не имели бы поясной и палубной брони? А машины не защищались бы с бортов угольными ямами? А под палубами не было бы креплений для тяжёлых орудий? Так можно было бы построить десяток и более кораблей, которые при необходимости могли быть за неделю-две переоборудованы в крейсера

А вдруг Запад в ответ на строительство Черноморского флота начал бы новую Крымскую войну? Подобным фантомом Горчаков чуть ли не ежедневно пугал Александра II.

Горчаков давил на Александра II, и тот запрещал строительство кораблей. Горчаков добился того, что вместо сооружения мощной крепости в Севастополе построили некому не нужную огромную крепость в Керчи. Главный аргумент Горчакова, что Азовское море не упомянуто в Парижском мире. А, может, подстраховавшись, нужно было строить крепость в Ростове-на-Дону?

Вопрос о Черноморском флоте решил не «бумажный канцлер» Горчаков, а прусские гренадёры, которые в 1870 году наголову разбили французскую армию. Франция на время перестала быть первоклассной военной державой. И вот только тут подсуетился Александр Михайлович, разослав 19 октября 1870 года по столицам Европы свой знаменитый циркуляр об отказе России от 2-й статьи Парижского мира, которая предусматривала нейтрализацию Чёрного моря.

Царь Александр II и русская общественность возликовали. Фёдор Иванович Тютчев выразил сие в стихах:

Да, вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля —
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.

Именным Высочайшим указом, от 17 (29) марта 1871 года министру иностранных дел, государственному канцлеру князю Александру Михайловичу Горчакову пожалован, с нисходящим его потомством, титул светлости.

Плакать надо было, а не ликовать! А Горчакова отправить если не в Петропавловку, то в Туруханский край. Благодаря ему Россия на Чёрном море 14 лет не строила ни кораблей, ни крепостей. Не делалось даже то, что было разрешено Парижским миром. Верфи в Херсоне и Николаеве остались в состоянии 1856 года, а Севастопольская верфь вообще была разрушена.

Железная дорога Москва — Лозовая — Севастополь вошла в строй лишь в 1875 году, да и то до 1880 года её пропускная способность была низка. В Одессу железную дорогу провели в 1867 году, в Феодосию — в 1892 году, в Керчь — лишь в 1900 году. А ведь именно по железной дороге за 3−5 суток самые тяжёлые береговые и осадные орудия, мины, минные катера, а главное, сухопутные силы могли быть переброшены из Петербурга в Одессу и Севастополь.

Читайте также
Генерал от географии: Почему Сталин любил Пржевальского, как отца Генерал от географии: Почему Сталин любил Пржевальского, как отца Путешественникам воинских званий не дают, если они не разведчики

Благодаря «бумажному канцлеру» в состав Черноморского флота первый боевой полноценный корабль — броненосец «Екатерина II» — вошёл в строй только в 1885 году, то есть через 15 лет после горчаковского циркуляра от 19 октября 1870 года.

После 1870 года главной целью канцлера Горчакова было вставлять палки в колёса русским генералам, приводившим к покорности среднеазиатских ханов, и нашим славным морякам, фрегаты и корветы которых наводили ужас на англичан не только в Лондоне, но и в Индии, Австралии и других частях Британской империи, «над которой не заходило солнце».

Канцлер Горчаков сыграл ведущую роль в продаже в 1861 году Россией Аляски, а в 1875 году по его настоянию Курильские острова были переданы вместе с российскими подданными алеутами Японии.

Именно Горчаков разрушил Русско-Американскую компанию, владевшую Аляской. Компания процветала. Она имела даже свой флот, строила пароходы. А продажей Курил Горчаков окончательно добил компанию.

Американцы, эксплуатируя Аляску, за 4 года окупили все расходы на её приобретение.

А почему бы в МГИМО рядом с памятником Горчаковым не поставить ещё и памятник ельцинскому министру иностранных дел Андрею Козыреву? Он с таким же успехом уступал Западу. Уверен, что на открытие оного памятника Андрей Владимирович лично приедет из солнечного Майами!

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня