Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Война Китая и Тайваня — кладезь американских военных секретов

Ракета «Сайдуиндер» стала лучшим, что китайский МиГ смог вынести из воздушного боя

7697
На фото: моряки ВМС США загружают боеприпасы «Сайдуиндер» на F / A-18E Super Hornet
На фото: моряки ВМС США загружают боеприпасы «Сайдуиндер» на F / A-18E Super Hornet (Фото: Mc3 Gray Gibson/Planetpix/Planet Pix via ZUMA Press Wire/TASS)

Первые ракеты «воздух-воздух», равно как и все другие типы управляемых ракет, впервые были созданы в Германии. Ещё в 1943 году фирма «Хеншель» приступила к разработке ракеты Hs-298. Пуск ракет производился с задней полусферы самолёта с дистанции около 2 км. Управление производилось по радио. Лётчик-истребитель осуществлял телеуправление по методу оптического накрытия.

Лётные испытания начались в декабре 1944 года. Пуски велись с истребителя Ju-88. Hs-298 была принята на вооружение и должна была устанавливаться ночных истребителях Ju-88 и Do-217.

В том же 1943 году фирма «Руршаль» начала разработку ракеты «воздух-воздух» Х-4. Управление ракеты велось с истребителя по проводам. Дальность пуска составляла около 2 км, длина провода допускала стрельбу до 7 км. Ракета снабжалась акустическим дистанционным взрывателем с подрывом на дистанции около 7 км до цели.

Пуски ракет начались 11 августа 1944 года.

Однако наступление Красной Армии сорвало начало боевого использования Hs-278 и Х-4. Обе ракеты были изучены в СССР и западными союзниками. Так, во Франции на основе Х-4 создали ракету АА-10 и даже запустили её в серийное производство.

В 1950-х годах в СССР разработали несколько типов ракет «воздух-воздух». Но все они наводились на цель с самолёта-носителя. Попытки создания головки самонаведения успехом не увенчались.

Читайте также
Краснолиманское направление: «Информационная гигиена» превращает ВСУ в стадо баранов Краснолиманское направление: «Информационная гигиена» превращает ВСУ в стадо баранов Вражеские источники сообщили о начале нашего наступления на Торском участке и в районе Серебрянского лесничества

В 1950 году ВМФ США начали разрабатывать 5-дюймовую авиационную ракету AIM-9 «Сайдуиндер» («Гремучая змея») с инфракрасной головкой самонаведения. В мае 1956 года первый вариант ракеты был принят на вооружение.

В 1955 году режим Чан Кайши заключил с США пакт о взаимной обороне, и вскоре на Тайвань прибыли новейшие американские истребители «Сейбр» F-86Н. В 1958 году на остров прибыли сверхзвуковые истребители F-100D «Супер Сейбр», а на вооружение F-86H поступили ракеты «Сайдуиндер» AIM-9C.

24 сентября 1958 года в бою с китайскими истребителями МиГ-17 над Тайваньским проливом американский истребитель F-86K впервые в мировой истории применил управляемые ракеты «воздух-воздух» AIM-9C с инфракрасной головкой самонаведения. В итоге один МиГ-17 был сбит, а второй получил попадание в фюзеляж. Причём, боевая часть не взорвалась. Поэтому лётчику удалось сесть на аэродроме с застрявшbм в самолёте «Сайдуиндером».

Кроме того, китайцы привлекли несколько тысяч солдат к поиску обломков промахнувшихся «Сайдуайндеров» и сумели собрать три почти полных комплекта. Дело в том, что на американских ракетах AIM-9C после промаха часто не срабатывали самоликвидаторы, и изделие просто падало на землю.

Для изучения американских ракет AIM-9C, согласно решению Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года, в Китай была направлена группа из трёх десятков советских специалистов во главе с главным конструктором завода № 134 И.И. Тороповым.

На фото: ракеты «Сайдуайндер» первых модификаций AIM-9B, AIM-9D, AIM-9C (сверху вниз), начало 1970-х.
На фото: ракеты «Сайдуайндер» первых модификаций AIM-9B, AIM-9D, AIM-9C (сверху вниз), начало 1970-х. (Фото: U.S. Navy Naval Aviation)

Советское правительство попросило передать эти ракеты СССР. Китайцы заупрямились, и лишь после приостановки передачи КНР документации на баллистическую ракету Р-12 ракеты «Сайдуиндеры» отправились в Москву, где их старательно изучили в ОКБ-134 и НИИ-2. Выяснилось, что ряд «изюминок», включая пороховой аккумулятор давления, был китайцами «утерян».

Постановлением Совета министров СССР № 1313−631 от 28 ноября 1958 года было решено скопировать «Сайдуайндер» под индексом К-13. Саму ракету К-13 делали в ОКБ-134 под руководством И.И. Торопова. А инфракрасные головки самонаведения на конкурсной основе: ИГС-59 в НИИ-10 (сейчас НПО «Альтаир») и ТГС-13К в НИИ-569 (сейчас ЦКБ «Геофизика»). Конкурс выиграло НИИ-569.

На фото: Атолл — это кодовое название НАТО советской К-13, копии американской ракеты класса «воздух-воздух» с тепловым наведением «Сайдвиндер».
На фото: Атолл — это кодовое название НАТО советской К-13, копии американской ракеты класса «воздух-воздух» с тепловым наведением «Сайдвиндер». (Фото: wikipedia.org)

Копировать американскую ракету было крайне трудно — совсем иной уровень техники. Ряд конструкторов, оперируя неточными китайскими сведениями, доказывали, что «Сайдуайндеры» неэффективно показали себя в воздушных боях над Тайваньским проливом.

В чем-то это было верно, но пока «Сайдуайндер» был единственной в мире ракетой, годной для манёвренных поединков между реактивными истребителями.

Читайте также
Пока ВСУ вязнут под Ореховом, русские войска неумолимо надвигаются на Купянск Пока ВСУ вязнут под Ореховом, русские войска неумолимо надвигаются на Купянск Укробандеровцам технику жалко — вместо «Леопардов» в бой теперь бросают диверсантов

Первый управляемый пуск К-13 с МиГ-19 производился по парашютной мишени 21 октября 1959 года. В декабре того же года в ходе боевых пусков с МиГ-19 и МиГ-21 были сбиты две из трёх мишеней (МиГ-19). Все пуски проводились с ракурса 0/4 — строго с хвоста цели, на высотах от 11,8 до 13 км с дистанции от 1,7 до 2,6 км.

В 1961 году началось серийное производство К-13, а в 1962 году эта ракета под индексом Р-3С с ТГС-13К была принята на вооружение истребителей МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ.

В соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года по постановлению Совета министров СССР от 30 мая 1961 года № 513−214 документация по К-13 и натурные образцы этой ракеты были переданы в Китай.

Ракета была освоена в серийном производстве под обозначением PL-2, а в дальнейшем неоднократно модернизировалась китайскими конструкторами.

Так, на базе PL-2 была создана ракета «Пили-5» (PL-5), намного превышающая возможности американской модернизированной ракеты AIM-9L. У китайской ракеты допустимая перегрузка — в 40 g, а у американской новейшей ракеты — в 35 g.

Ракетами PL-2 и PL-5 были вооружены истребители J-6 (модернизация МиГ-19), J-7 (модернизация МиГ-21Ф-13), J-8 (модернизация советского опытного истребителя-перехватчика Е-152А), а также штурмовики Q-5 (глубокая модернизация МиГ-19).

Как видим, китайцы поймали «Гремучую змею», русские её приручили и вернули китайцам — дрессировать и обучать новым штукам.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня