Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

На Байконуре взбунтовался стройбат

Из славной истории отечественной космонавтики аккуратно выдернули несколько страниц

6637
На фото: вывоз ракеты-носителя Союз-У 11А511У с кораблем «Союз-37» на старт на космодроме Байконур, Ленинск,  Казахская ССР, СССР. 23 июля 1980 г. 1980 год.
На фото: вывоз ракеты-носителя Союз-У 11А511У с кораблем «Союз-37» на старт на космодроме Байконур, Ленинск, Казахская ССР, СССР. 23 июля 1980 г. 1980 год. (Фото: Пушкарев Альберт/ТАСС)

12 февраля 1955 года Совет Министров СССР Постановлением № 292−181сс утвердил создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Минобороны (НИИП № 5). Район полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

15 мая генеральный конструктор С.П. Королев и маршал М.И. Неделин утвердили график строительства первого боевого ракетного комплекса со сроком сдачи его в эксплуатацию 15 мая 1957 года.

Военных строителей собирали со всей страны. Так, 31 мая с полигона Капустин Яр прибыла 2-я инженерно-строительная Краснознаменная Симферопольская бригада под командованием полковника М.И. Халабуденко. Бригада имела богатейший опыт строительства полигонных сооружений, приобретённый в Капустином Яре. Немного позже были сформированы 84-я инженерно-строительная и 101-я инженерно-саперная бригады под командованием, соответственно, полковника М.С. Пернятина и подполковника Г. Д. Дурова.

На фото: штурм степи.
На фото: штурм степи. (Фото: baikonuradm.ru)

С конца марта до начала июня в голой, раскалённой летней пустыне были уже сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более трёх тысяч человек. В течение последующих пяти месяцев (с июня по ноябрь 1955 года) предстояло сосредоточить в районе станции Тюра-Там еще более 12 тысяч человек. Всего на строительстве комплекса в первый год работало 15 тысяч строителей.

На фото: место будущего космодрома.
На фото: место будущего космодрома. (Фото: baikonuradm.ru)

В качестве примера приведу строительство комплекса для «лунной программы» со сверхмощной ракетой-носителем Н‑1. В дальнейшем она явилась основой создания наземного комплекса для запуска многоразовой космической системы (МКС) «Буран», названной позднее многоразовым ракетно-космическим комплексом (МРКК) «Энергия-Буран».

На фото: штаб космодрома.
На фото: штаб космодрома. (Фото: baikonuradm.ru)

Котлован под стартовое сооружение по программе «Буран» впечатлял своими размерами: 250×500 м, глубина — 50 м, объём земляных работ — 1,8 млн. кубометров. К 1981 году на создании наземного комплекса системы «Энергия-Буран» работало 36 тысяч человек.

На фото: одна из первых улиц города Пионерская.
На фото: одна из первых улиц города Пионерская. (Фото: baikonuradm.ru)

Были построены два аэродрома, в том числе со взлётно-посадочной полосой длиной 4500 метров и шириной 84 метра для орбитального корабля «Буран».

На фото: семь космонавтов (с цветами в руках) и старшие советские космические менеджеры собрались перед ракетой для полета «Союз-6» за день до запуска. 1969 год.
На фото: семь космонавтов (с цветами в руках) и старшие советские космические менеджеры собрались перед ракетой для полета «Союз-6» за день до запуска. 1969 год. (Фото: http://gctc.zvezdnyigorodok.ru/)

Подробности строительства космодрома Байконур выходят за рамки нашего повествования. Скажу лишь одно — положение солдат-строителей было ужасным. Увы, никто из многочисленных «историков» Байконура не потрудился посчитать, сколько солдат погибло при строительстве полигона.

На фото: орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы "Буран" во время автоматической посадки. 1988 год.
На фото: орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы "Буран" во время автоматической посадки. 1988 год. (Фото: ТАСС)

К февралю 1992 года на территории Байконура находилось 12 военно-строительных отрядов. Каждый по численности превосходил армейский полк, каждый имел собственную инфраструктуру, был полностью автономным. Располагались они в строгом геометрическом порядке вдоль асфальтированного шоссе, связывавшего все площадки запуска космических и испытываемых ракет и город Ленинск. И не только их: там же на боевом дежурстве стояли комплексы противоракетной обороны, а в шахтах — стратегические ракеты ответного ядерного удара.

29 января 1958 года Посёлок «Заря» был переименован в посёлок «Ленинский» (на фото).
29 января 1958 года Посёлок «Заря» был переименован в посёлок «Ленинский» (на фото). (Фото: kosmo-museum.ru)
Читайте также
Стенька Разин мятежа в Кронштадте – почему Ельцин не реабилитировал только его Стенька Разин мятежа в Кронштадте — почему Ельцин не реабилитировал только его Вождь Третьей русской революции успел побывать председателем СНК, агентом НКВД и финским шпионом

В частности, на Байконуре был размещён полк (18 шахтных пусковых установок) самых мощных в мире ракет, получивших в НАТО название «Сатана». Причём, не обычных «чертей», а орбитальных, то есть Р-36-О. Они были способны сделать оборот и более вокруг Земли и поразить любую точку земного шара, будучи неуязвимыми для любой ПРО.

Ужасные условия в казармах, избиения офицерами стройбатовцев привели к солдатскому бунту в ночь на 23 февраля 1992 года. Об этом первые публикации появились лишь полтора десятилетия спустя.

Накануне Дня Советской армии часовой военной комендатуры на 118-й площадке открыл стрельбу из автомата по солдатам, которые начали штурм гауптвахты, чтобы освободить задержанных сослуживцев. Это и стало детонатором большого противостояния. Военные строители сожгли казармы, разграбили продовольственный склад, обчистили войсковую кассу, захватили грузовые КаМАЗы и двинулись в сторону города Ленинска.

К ним присоединился личный состав площадок 110, 113, 253 и другие части.

События могли привести к непредсказуемым последствиям, в том числе к захвату восставшими шахтных пусковых установок с ракетами, оснащёнными ядерными боевыми частями.

Положение спас гражданский — глава городской администрации посёлка Тюра-Там Виталий Бровкин, предложивший восставшим… отправиться в отпуск на месяц. Испуганные отцы-командиры согласились.

Читайте также
Очередной «дрон Суровикина» зарубежные эксперты окрестили оружием победы над НАТО Очередной «дрон Суровикина» зарубежные эксперты окрестили оружием победы над НАТО Новейший ударный беспилотник неуязвим для западных средств ПВО

Почти немедленно с аэродрома Тюра-Там начались рейсы на Гурьев и Алма-Ату с «отпускниками». Все поезда, проходившие станцию Тюра-Там в обоих направлениях, то есть в Среднюю Азию и в центр, останавливались, и туда загружались «отпускники» с сопровождающими. По пути для «отпускников» было организовано вполне приличное питание. Формально их в конце пути домой должны были встречать местные военкоматы. Сведений о том, что хоть кто-нибудь из «отпускников» пожелал продолжить службу в «доблестных рядах», нет.

Уже в марте-апреле 1992 года большая часть строительных войск на Байконуре была расформирована.

Ровно через год, в феврале 1993 года, на Байконуре вновь произошёл солдатский бунт. Но на сей раз возмутились не строители, а военнослужащие-ракетчики 95-й площадки, откуда стартовали ракеты 8К82К «Протон».

Около 80 человек попытались уехать из части на «мотовозе» — специальном пассажирском поезде, на котором специалисты добираются из города до места работы. После того, как попытка была пресечена, около 20 военнослужащих захватили КаМАЗ и скрылись на нём в степи. Причиной недовольства солдат стал факт недоукомплектованности подразделений, из-за чего воинам приходилось «вкалывать за троих».

Естественно, власти сделали всё, чтобы информация о событиях на Байконуре не попала в центральную прессу. О них и теперь мало кто знает.

Последние новости
Цитаты
Алексей Гривач

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня