Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Военное обозрение
2 сентября 2023 18:33

Советские ракетоносцы атаковали авианосную группу США в Каспийском море

«Тегеранский бомбардировочный полк» и другие тайны острова погибших кораблей

15976
На фото: самолеты Ту-22М3 Дальней авиации Военно-космических сил России во время нанесения удара.
На фото: самолеты Ту-22М3 Дальней авиации Военно-космических сил России во время нанесения удара. (Фото: управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАСС)

Все советские школьники зачитывались романом Александра Беляева «Остров погибших кораблей». Там рассказывается об острове из останков кораблей разных эпох, которые течение отнесло к зарослям водорослей в Саргассовом море. Естественно, это были фантазии Беляева, и автор сам в конце романа устроил пожар, который и уничтожил остров.

Самое любопытное, что острова погибших кораблей не только реально имели место, но и существуют поныне! Так, целых два таких острова есть у восточного берега Каспийского моря. Один из них расположен у полуострова Бузачи, другой — недалеко от городка Порт Шевченко (сейчас Актау).

В 1960—1990-х годах это были полигоны для испытаний крылатых ракет. Естественно, вся информация по ним засекречена до сих пор.

В средства массовой информации информация об этих островах попадает лишь случайно. Так, 28 июня 2012 года казахстанский пограничный катер «Нейза» налетел на корпус притопленного судна у полуострова Бузачи, получил пробоину и затонул. Экипаж был эвакуирован. Через месяц катер подняли с помощью понтонов и увели вверх по реке Урал.

Читайте также
Доклад британской разведки: Сотни танков русские бросят на 100-км участок «Купянск - Красный Лиман» Доклад британской разведки: Сотни танков русские бросят на 100-км участок «Купянск — Красный Лиман» Цель продвижения — создание буферной зоны вокруг ЛНР

Замечу, что оба острова… обитаемы! В корпусах кораблей нашли прибежище многочисленные браконьеры и контрабандисты. Воды, омывающие Бузачи, сказочно богаты рыбой. Но появились острова, как уже говорилось, вовсе не из-за рыбы.

В соответствии с решением Совета министров СССР в 1958 году был сформирован 77-й специальный морской полигон в акватории Каспийского моря, с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и, в оперативном порядке, 6-му управлению института.

Полигон включал в себя две испытательные станции (первая — полуостров Бузачи и вторая — форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море.

28 мая 1958 года на полигоне № 77 начались испытания авиационной крылатой ракеты К-10С, а с 15 ноября 1958 года — испытания авиационной крылатой ракеты КСР-2.

Следует заметить, что на каспийском полигоне № 77 проводились не только испытания крылатых авиационных ракет, но и учения авиации Черноморского, Балтийского и Северного флотов.

Так, на Каспии состоялись первые пуски серийных ракет К-10. Для этого из состава в/ч 21817 авиации Северного флота в июне 1960 года было выделено два строевых экипажа Ту-16К-10.

Первые пуски боевых ракет КСР-11 были выполнены с 25 октября по 23 ноября 1969 года. В ходе стрельб бортовые РЛС обнаруживали цели на дистанции 200−210 км, а предстартовая подготовка занимала не более 2−3 минут.

В ходе испытаний на Каспии кумулятивно-фугасная боевая часть весом 630 кг, попав в борт танкера, давала пробоину площадью до 22 кв. м, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струёй на глубину до 12 м.

К сожалению, в ходе учений на Каспии случались и катастрофы. Так, 13 мая 1964 года группа самолётов Ту-16К-10 из 170 морского ракетоносного авиаполка (МРАП) Балтийского флота стартовала с аэродрома Быхов для проведения практических стрельбы ракетами КС-10 на 77-м полигоне.

Все полёты на Каспий выполнялись с дозаправкой, которая происходила в районе Цимлянского водохранилища. После дозаправки при расхождении самолётов Ту-16К-10 и самолёта-заправщика Ту-16ЗЩ произошло столкновение, и оба развалились в воздухе. Из 12 членов экипажа 5 человек спаслись. При этом они не катапультировались, а их просто выбросило из самолётов.

Ремонтно-восстановительное судно «Тура», бывший сетевой заградитель проекта 149, следовало из порта Баутино и оказалось в 150 км от «острова погибших кораблей» в районе форта Шевченко. Тем не менее радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-22, выпущенной с ракетоносца Ту-22, захватила судно. Ракета на сверхзвуковой скорости промчалась на высоте 15 м над палубой, создав мощную ударную волну и аэродинамические завихрения, и серьёзно повредила надстройки.

17 апреля 1975 года самолёт Ту-22 черноморского 943-го отдельного МРАП произвёл на полигоне № 77 первый практический пуск крылатой ракеты Х-22.

16 августа 1983 года на каспийском полигоне у полуострова Бузачи была проведена «репетиция Третьей мировой войны» — «звёздный налёт» дальней авиации по американскому авианосному ордеру.

Американскую эскадру изображали 20 стоявших на мели или якорях списанных танкеров. Уголковые отражатели и специальные сетки давали каждому танкеру такую же радиолокационную заметность, как и авианосцы, крейсера, фрегаты, которые они имитировали.

Экипажами дальней авиации с самолётов Ту-22М и Ту-16 был произведён залповый пуск трёх ракет Х-22Н по цели 710 и двух ракет К-10С по цели 706.

Через одну минуту после пуска был поднят самолёт для осмотра мишеней, и, по докладу с борта вертолёта представителя полигонной службы А.С. Воронина, все ракеты прямым попаданием поразили цель. Были поражены 710-я, 706-я и 709-я мишени (списанные танкеры).

Пуск ракет прикрывали восемь самолётов радиоэлектронной борьбы для дезинформации наземных постов разведки и загоризонтных РЛС, находившихся на территории Ирана и Турции.

Однако ещё раньше, 24 марта 1983 года, очередная репетиция чуть не привела к началу Третьей мировой войны. В этот день 203-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк находился на аэродроме Моздок и ночью должен был взлететь, произвести учебные пуски ракет Х-22 по целям на полигоне № 700 в Каспийском море, затем перелететь на аэродром Барановичи (Белоруссия).

19 машин взяли курс на полигон Бузачи, но из-за ошибок операторов самолёт майора Михаила Чижова полетел в противоположном направлении…

Так как полёт проходил в режиме радиомолчания, то ни руководитель полётов, ни центры управления воздушным движением нарушения не заметили.

Через 50 минут 19 экипажей 203-го полка выполнили пуски ракет Х-22 на полигоне Бузачи, а экипаж Чижова пульнул свою ракету по какому-то судёнышку в Азовском море и, на его счастье, не попал.

Далее 19 ракетоносцев развернулись и взяли курс на Барановичи. А самолёт Чижова тоже развернулся и полетел вдоль берега Чёрного моря на юго-восток. Причём, экипаж принял город Батуми за Махачкалу.

Полёт Чижова к Ейску совпал с трассой гражданской авиации. На ПВО заметили самолёт, который летел строго по трассе, но в неположенное время и на неположенной высоте. При этом бомбардировщик на запрос «Я — свой» отвечал, но связаться с ним не удавалось. На ПВО стали ругаться с диспетчерами, почему не предупредили об изменении в графике полётов. Ну а те, естественно, ничего об этом не знали.

Спустя некоторое время в Тбилисском центре управления воздушными судами заметили самолёт, летящий в направлении государственной границы СССР. На перехват нарушителя с аэродрома Марнеули были подняты два истребителя Су-15.

По плану Ту-22К должен был пролететь над Курском. Вот и показались огни города. Но это был не Курск, а Тегеран. Экипажу повезло. В этот день мусульмане отмечали праздник Рамадан, и экипаж Чижова целых 2 часа 6 минут летал над Ираном незамеченным его средствами ПВО.

Итак, Ту-22К провёл в небе над Ираном чуть более 2 часов, но в Рамазан система ПВО, видимо, работала неудовлетворительно. Поэтому о полёте бомбардировщика над Тегераном власти Ирана узнали лишь из официального извинения нашего МИДа.

Вскоре Ту-22К вышел к иранскому аэродрому у города Мешхед. Здесь штурман дал команду снижаться, так как решил, что это Барановичи. Но тут экипаж узрел горы, которых нет в Белоруссии.

Читайте также
Главный калибр: Какие корабли строили перед Второй мировой немцы, британцы, американцы, французы и русские Главный калибр: Какие корабли строили перед Второй мировой немцы, британцы, американцы, французы и русские Мощный флот подтверждает железную логику войны

Только тогда Чижов попытался открытым текстом связаться с советскими аэродромами. Отозвался только аэродром Мары в Туркменистане. Там базировался 120-й истребительный авиаполк, в взлётно-посадочные полосы не были приспособлены для посадки тяжёлых бомбардировщиков. Но выхода не было — топливо на исходе.

Пока Ту-22К выходил к аэродрому, в небо поднялись два истребителя МиГ-23 на перехват и сопровождение — всё же самолёт летел из Ирана и коды «свой-чужой» уже сменились. Но в суматохе один из истребителей забыл включить систему опознавания, и они гонялись друг за другом.

Машина Чижова села с пустыми баками. А полк, где он служил, получил неофициальное название: Тегеранский 203-й тяжёлый бомбардировочный полк.

Но вернёмся на Каспий. На 77-м полигоне выполнялись практически все пуски авиационных крылатых ракет КСР-5 и Х-22, и лишь с середины 1990-х годов их стали выполнять на полигонах ВВС Северного (Лумбовка) и Тихоокеанского (Мыс Тык) флотов.

В 1991 году распался Советский Союз, и оба «острова погибших кораблей» оказались у берегов независимых государств Казахстана и Туркменистана.

Корабли-цели представляют опасность для мореплавания, и периодически поднимается вопрос об их выводе с «боевых полей» бывшего полигона № 77. Однако интенсивность судоходства там небольшая, да и денег никто давать не хочет.

А пока на этих островах обитают браконьеры и контрабандисты — и пограничники научились вычислять места базирования браконьеров по огромным стаям чаек, которые собираются у останков кораблей, где ведется разделка рыбы.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня