Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / Кино и театр
3 сентября 2023 19:02

О роли «России» в советском кинематографе — причем не одной

Какие корабли и суда СССР стали героями известных фильмов

3503
На фото: актер Георгий Вицин (справа) на фоне дизель-электрохода "Россия" в фильме "Запасной игрок" (1954)
На фото: актер Георгий Вицин (справа) на фоне дизель-электрохода «Россия» в фильме «Запасной игрок» (1954) (Фото: цитата видео)

Советские люди не ездили отдыхать в Египет и Турцию. Поэтому слово «курорт» ассоциировалось у них с Крымом и Кавказом. Крым и Кавказ, соответственно, ассоциировались с пляжами, солнцем и морем. Ну а какое море может быть без «белого теплохода»?

И вот белый теплоход стал главным героем десятков советских кинофильмов, из которых нам особенно запомнились кинокомедии.

В 1954 году на киностудии «Ленфильм» Семен Тимошенко снял кинокомедию «Запасной игрок». Сюжет, как и в большинстве наших комедий, незатейлив.

Заводская команда «Синие Стрелы» выходит в финал, и отправляется на теплоходе в Сухуми для встречи с «Вымпелом», считающимся фаворитом. Но, прежде чем матч состоится, героям фильма предстоит пережить множество приключений.

В фильме показан самый настоящий четвертьфинальный матч Кубка СССР 1954 года, участником которого были ФК «Металлург» (Днепропетровск) и ОДО (Ленинград).

Но, по моему мнению, главным героем фильма был теплоход «Россия». Замечу, что в «Запасном игроке» «Россия» дебютировала под своим именем. Обычно киношники присваивают теплоходам какой-либо псевдоним. Так, тот же лайнер «Россия» в 1974 году в фильме «Контрабанда» назывался «Александр Грибоедов».

На фото: теплоход «Россия» в кадре из фильма "Запасной игрок".
На фото: теплоход «Россия» в кадре из фильма "Запасной игрок". (Фото: цитата видео)

В «Запасном игроке» мы видим роскошные каюты, огромный двухэтажный ресторан, большой плавательный бассейн.

На фото: на борту теплохода "Россия" в кадре из фильма "Запасной игрок".
На фото: на борту теплохода "Россия" в кадре из фильма "Запасной игрок". (Фото: цитата видео)

Любопытна история «России». Лайнер водоизмещением 18 тысяч тонн был построен в 1938 году в Гамбурге и предназначался для круизов германских рабочих по программе «Сила через радость».

На фото: на борту теплохода "Россия" в кадре из фильма "Запасной игрок".
На фото: на борту теплохода "Россия" в кадре из фильма "Запасной игрок". (Фото: цитата видео)

В феврале 1946 года лайнер был передан по репарации Советскому Союзу и в том же году под новым именем «Россия» отправился в рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк. С 1948 года «Россия» стала обслуживать Крымско-Кавказскую линию.

Читайте также
Пакт Молотова-Риббентропа: Сталин не верил, что Европа так охотно ляжет под Гитлера Пакт Молотова-Риббентропа: Сталин не верил, что Европа так охотно ляжет под Гитлера Ни один из критиков договора не предложил разумной альтернативы действиям советского руководства

Кроме круизных и линейных рейсов иногда проводились двух-трёхдневные прогулки по маршруту Одесса — Ялта, Одесса — Севастополь.

В 1968 году теплоход «Россия» был снят в кинокомедии «Бриллиантовая рука», в 1974 году — в фильме «Контрабанда», в 1978 году — в фильме «Поворот» и в 1985 году — в фильме «Как молоды мы были».

Правда, главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» играет не «Россия», а «Победа», получившая псевдоним «Михаил Светлов». Помните, когда Андрей Миронов исполняет на палубе песню «Остров невезения», в кадре оказывается даже спасательный круг с надписью «Михаил Светлов». Замечу, что лайнер «Победа» — тоже германский трофей.

Лайнер «Магдалена» («Победа») был построен по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Шихау» в Вольном городе Данциге в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс лайнер вышел 29 декабря 1928 года.

В середине 1950-х годов «Победа» считался одним из лучших судов пароходства. В 1962 году во время карибского кризиса судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг (Бангладеш).

Возвратимся к фильму «Бриллиантовая рука». Замечу, что первоначально фамилия главного героя была прописана как Тимошкин, и лишь потом он стал Горбунковым.

А сама идея фильма с контрабандой драгоценностей завязана на реальных событиях, правда, произошедших в Швейцарии. При съёмках использовались реальные драгоценности, стоимость которых составляла почти два десятка миллиона долларов.

В XXI веке в ряде статей, посвящённых фильму «Бриллиантовая рука», встречается утверждение, что в советское время морские путешествия были доступны только высшей партноменклатуре, передовикам производства и т. д. В чём-то это справедливо в отношении теплоходов, ходивших в круизы в капиталистические страны. Тем не менее практически любой человек, не имеющий близких родственников за границей и не работающий на особо секретном производстве, проявив достаточную настойчивость, имел шанс приобрести путёвку в средиземноморский или атлантический круиз.

Замечу, что в США и Западной Европе человеку, допущенному к особым государственным секретам, не разрешается покидать страну без особого разрешения властей.

Что же касается поездок по Чёрному морю, то они практически всегда были в свободной продаже. Так, я, например, в 1974 году в кассе турагентства на проспекте Калинина (Новый Арбат) без всякой очереди купил двухместную каюту 1-го класса на теплоходе «Колхида», следовавшем по маршруту Одесса — Батуми. Любопытно, что я в 27 лет был в 1-м классе самым молодым мужчиной, а моя 22-летняя жена — самой возрастной женщиной. Там мужчины в годах «выгуливали» своих юных подруг.

Позже я путешествовал по Чёрному морю на теплоходах «Молдавия» и «Армения». Ну а моя мама, простой инженер, в 1950—1970-х годах регулярно ходила на теплоходах «Россия», «Победа» и «Адмирал Нахимов».

В 1980 году на экраны вышел советский боевик «Пираты ХХ века» режиссера Бориса Дурова.

Начало фильма «Пираты ХХ века», где на корабль грузят опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне — Мариупольский торговый порт) в мае 1979 года.

Захваченный пиратами корабль «Нежин» — это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства.

Ну, а пиратский «Меркурий» — это тоже теплоход Азовского пароходства «Адмирал Лунин» (бывший «Кара-Даг»). Двенадцать таких пассажирских судов типа «Алупка» проекта 543 были построены для СССР в Болгарии.

В заключение я бы хотел рассказать об одном почти забытом фильме и корабле с уникальной судьбой. Речь идёт о художественном фильме «Мичман Панин», снятом Михаилом Швейцером в 1960 году на киностудии «Мосфильм».

Главные роли исполняли Вячеслав Тихонов (мичман Панин), Николай Сергеев (командир крейсера) и Леонид Куравлёв (кочегар). Среди ролей второго плана стоит отметить Михаила Глузского (большевик, организатор побега).

Фильм снят по «мотивам воспоминаний» старого большевика Василия Лукича Панюшкина.

Май 1912 года. В крепости Кронштадт проходит суд над тринадцатью политическими заключёнными. Приговор — смертная казнь через повешение. Подпольная большевистская организация крепости решает освободить заключённых во время их следования к месту казни. В освобождении революционеров участвовал и Василий Панин — юнкер Военно-морского инженерного училища. Утром следующего дня Панин был произведён в мичманы.

В тот же вечер Панин прибыл на вспомогательный крейсер «Елизавета», который утром отправлялся в заграничное плавание к берегам Франции.

Освобождённые политзаключённые, пытавшиеся бежать из Кронштадта на рыбацкой шхуне, вскоре оказываются в безвыходном положении. Мимо проходит «Елизавета». Панин и другие большевики-матросы, служившие на «Елизавете», тайком принимают беглецов на борт корабля и прячут их в холодном котле. Шли дни плавания. В любую минуту офицеры и унтеры могли обнаружить беглецов. Однажды их заметил унтер-офицер Савичев, и Панин выбрасывает его за борт.

Читайте также
Главный калибр: Какие корабли строили перед Второй мировой немцы, британцы, американцы, французы и русские Главный калибр: Какие корабли строили перед Второй мировой немцы, британцы, американцы, французы и русские Мощный флот подтверждает железную логику войны

А кто играл вспомогательный крейсер «Елизавета»? Замечу, что среди паровых кораблей русского флота название «Елизавета» не встречается. За что-то последние Романовы не любили весёлую императрицу. Так что роль «Елизаветы» сыграл минный заградитель «Ока». Самое же любопытное, что этот корабль был введён в строй в 1895 году в качестве царской яхты «Штандарт».

Яхт водоизмещением в 5,5 тысяч тонн не было ни у одного монарха в мире. Посему Александр III пошёл на хитрость и ввёл новый тип боевого корабля — «яхта-крейсер». По его указанию были построены две яхты-крейсера — «Полярная Звезда» и «Штандарт». По замыслу Александра III в военное время их должны были вооружить мощной артиллерией и сделать полноценными крейсерами. Однако когда капитан 2 ранга Шведе предложил использовать «Полярную Звезду» и «Штандарт» в войне с японцами, он получил 14 суток ареста.

Замысел Александра III в 1933—1936 годах реализовали большевики. Они перестроили яхту «Штандарт» в минный заградитель «Марти». (В 1948 году его переименовали в «Оку»). За мощное вооружение в британских и шведских военно-морских справочниках он числился минным крейсером.

В 1961 году 66-летнего «пенсионера» переклассифицировали в корабль-цель для испытаний крылатых противокорабельных ракет. Как-то в Интернете я увидел гневную статью какой-то либеральной леди, клеймившей позором большевиков за то, что они «со злости расстреляли красавицу-яхту Николая II». Жаль, что сия дама не смотрела фильм «Мичман Панин».

Последние новости
Цитаты
Максим Чирков

Экономист

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня