Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / Кино и театр
21 сентября 20:43

Журнал «Крокодил» кормил советских людей западными ценностями

Самым привлекательным для граждан СССР было то, что официально клеймилось и запрещалось

5496
«Бежал стиляга с Сахалина». Кaрикатура Е. Шукаева. СССР. 1960-е.
«Бежал стиляга с Сахалина». Кaрикатура Е. Шукаева. СССР. 1960-е.

Агитпроп работал против СССР в тесной связке с ЦРУ и прочими проводниками западной идеологии. Да как же так, воскликнет читатель, поживший в советские времена. Ведь Агитпроп защищал идеологическую невинность советских граждан от разлагающего влияния западной пропаганды! Теоретически это так. А реально обе «лавочки» действовали заодно против советской системы и даже часто дополняли друг друга.

К примеру, официальные американские СМИ — радиостанция «Голос Америки», журнал «Америка» и др. — славили американскую демократию, небоскрёбы, яхты, автомобили и т. д., но они не могли говорить, что в Америке самый лучший стриптиз, канкан, проститутки и т. д. Но это за них делал советский Агитпроп.

Посмотрите, как показана Америка в любом советском фильме 1960−1980-х годов. Там повсеместно рестораны, бары, и если не стриптиз, то героин.

По мнению руководства Агитпропа советская молодёжь должна была возмущаться подобными сценами. Агитпроп навязывал молодёжи выдуманный фантастический образ «Хомо Советикус».

Читайте также
Африканская чума не на тех свиней напала Африканская чума не на тех свиней напала В России снова «включили» АЧС — у граждан уничтожают хрюшек, стоимость мяса в магазинах стремительно растёт

Любовь по-советски — это когда влюблённая пара неделями, а то и месяцами гуляла по улицам, ходила в кино, а первый поцелуй следовал в конце фильма перед самым ЗАГСом. Любовный конфликт обычно был связан с тем, что отрицательный герой сообщал девушке, что её парень не выполняет соцобязательства. Следовало объяснение, но в конце концов истина торжествовала, и герои шли в ЗАГС.

Советский Агитпроп создал и супер-монстра — «настоящего мужчину». Этот монстр между 18-летней красавицей и 30-летней дурнушкой выбирал дурнушку, да ещё с ребёнком. Между здоровой и богатой и бедной и больной он, естественно, выбирал последнюю. И это при том, что в советских школах зубрили закон Дарвина, где проповедовалась борьба за выживание, выбор живыми существами оптимальных вариантов и т. д. Надо ли говорить, что подавляющее большинство советской молодёжи в 1960—1980-х годах не желали жить по стандартам советских киногероев. И, естественно, их куда более привлекал западный образ жизни.

По указанию ЦК КПСС Агитпроп вёл непримиримую борьбу со «стилягами», западными танцами и музыкой. То есть именно с тем, что нравилось советской молодёжи.

Агитпроп шёл по проторенной дорожке. Павел I запретил вальс, Николай II — танго, а Хрущёв — буги-вуги. Посмотрите карикатуры в журнале «Крокодил» и в газете «Правда». Там «стиляги» — слегка окарикатуренные симпатичные молодые люди в модных, но чуть гротескных одеяниях. У «стильных» девиц длинные и красивые ноги, дорогое нижнее бельё и т. д. Понятно, что при виде таких карикатур у молодёжи появлялось желание вести себя так же.

Мне запомнилась карикатуру на красивого стильного парня с подписью: «Ругали Глеба, что не поехал на уборку хлеба. „Зачем мне хлеб, — ответил Глеб невозмутимым тоном. — Коньяк положено закусывать лимоном“».

Надо ли говорить, что московские парни не рвались ехать в колхоз убирать хлеб хотя бы потому, что в страду видели толпы колхозников, носившихся по Москве в поисках дефицита. Да и какой парень отказался бы от рюмки коньяка с лимоном?

Между тем, дядям из Агитпропа не нужно было даже напрягать свои мозги, а бороться со стилягами, показывая их такими, какие они есть на самом деле. Например, в 1960-х годах публиковать фотографии девиц в супермини, из-под которых предательски вылезали голубые или жёлтые байковые панталоны. Меня сие забавляло и на улицах, и в театрах, и в аудиториях МИФИ.

В каком-то остроумном венгерском фильме показан ресторан с пляшущими стилягами. Важный американец с сигарой спрашивает: «Это чардаш? — Нет, это — рок-н-ролл!» У янки падает сигара изо рта. Увы, до такого в нашем Агитпропе не додумывались. Риторический вопрос — на кого работал Агитпроп?

Читайте также
Еврейский праздник в Умани - надежный источник антисемитизма на Украине Еврейский праздник в Умани — надежный источник антисемитизма на Украине Евгений Сатановский объяснил, кто приезжает в Черкасскую область праздновать иудейский Новый год — Рош га Шана

С 1960-х годов наша пропаганда зачем-то начала романтизировать белогвардейщину. Если в кинофильмах 1920−1940-х годов белые офицеры и генералы изображались внешне неприглядными, жестокими и не слишком умными, то в 1960—1980-х годах господ офицеров играли лучшие «герои-любовники» советского кино от Олега Стриженова («41-й») до Владимира Высоцкого («Служили два товарища»). Одеты господа офицеры в хорошо пошитые и подогнанные по фигуре мундиры, которых у них отродясь не бывало — посмотрите фотографии и кинохронику 1918−1920 годов. Везде господа офицеры поют романсы, красиво говорят о возрождении «единой и неделимой» и т. д.

Риторический вопрос, в кого влюблялись советские девушки 1960−1980-х? В плакатных краскомов или в красавцев-офицеров?

Самое интересное, что офицеры, показанные в фильмах 1920−1940-х годов, куда ближе к действительности, нежели их героизированные персонажи в брежневские времена.

Ах, как тогда «совковые» девицы пели романсы о поручике Голицыне и корнете Оболенском! На самом деле Голицыны, Оболенские, Юсуповы уже в 1918 году оказались «за бугром» и оттуда гневно обличали большевиков. Характерный пример — из тридцати великих князей, которые к 1917 году все имели воинские звания от полковника и выше и были увешаны иконостасом орденов, треть была расстреляна большевиками в 1918-м, а остальные драпанули в тихую Европу. И ни один (!) не воевал в белых армиях.

Подавляющее большинство офицеров в белых армиях в 1918—1920 годах происходили из прапорщиков военного времени, которые сами себя произвели в штабс-капитаны и даже генерал-лейтенанты. Тот же штабс-капитан Бермонт в конце 1918 года оказался генерал-лейтенантом князем Аваловым.

Вот, например, культовый фильм «Адъютант его превосходительства», снятый в 1969 году по реальным событиям 1919 года. В фильме краскомы остались плакатными, а вот господа офицеры до предела героизированы.

Сюжет фильма — противостояние штабс-капитана Павла Кольцова (Юрий Соломин), ставшего красным разведчиком, и его начальника, командующего Добровольческой армией генерала Владимира Ковалевского (Владислав Стржельчик). Оба красивы, интеллигентны, благородны, умны, прекрасно воспитаны. На обоих — красивые мундиры.

А что же было на самом деле? Прототипа Ковалевского генерал-лейтенанта Владимира Май-Маевского генерал Врангель в своих мемуарах именовал «генерал-алкоголиком» и обличал его в тотальных грабежах. Май-Маевский был предельно жесток и подписывал приговоры о расстрелах, не глядя.

А его адъютант Павел Макаров (в фильме Кольцов) не отличался благородным воспитанием. Он был сыном стрелочника, имел образование 4 класса и, чтобы не идти в окопы, подался в прапорщики военного времени. Никакой разведкой у Май-Маевского он не занимался. Связей с большевиками не имел. Чтобы попасть в адъютанты к Май-Маевскому, назвался штабс-капитаном.

С Владимиром Зеноновичем у Макарова сложились прекрасные отношения. Мнимый разведчик умел устраивать своему шефу попойки. Вместе они крутили романы с сёстрами Жмудскими, дочерями крупнейшего харьковского сахарозаводчика. Кстати, Макаров ещё и спекулировал сахаром.

Но надо отдать должное обоим. Несколько раз после обильных попоек генерал с адъютантом садились в автомобиль, выезжали на передовую и поднимали пехоту в психическую атаку. И, как ни странно, оба шли в первых рядах и даже ни разу не были ранены. Красные обычно от этого обалдевали и бежали.

Позже Макаров был арестован врангелевской контрразведкой, но не за шпионаж — из него просто хотели выбить компромат на генерала Май-Маевского. Сам Май-Маевский к осени 1920 года спился и умер.

Ах, в кино нельзя показывать реальную жизнь, иначе зал будет пуст. А разве сказанное — не сюжет для многосерийного приключенческого фильма? А если добавить, что Макаров бежал из-под ареста, собрал партизанский отряд и стал помощником матроса-анархиста Алексея Мокроусова — командира крымской Повстанческой армии. Куча приключений в борьбе с врангелевцами.

Увы, создателям фильма «Адъютант его превосходительства» нужен был не вестерн, а баллада о героях-офицерах: Кольцове, который сделала правильный выбор и Ковалевском, который тоже молодец, но немножко запутался.

Читайте также
Транспортный коридор «Север-Юг»: Волга впадает в Индийский океан Транспортный коридор «Север-Юг»: Волга впадает в Индийский океан Иранские беспилотники не в силах преодолеть гидроузел на Волге, но задача решаемая

В первые послевоенные годы дети играли в войну. Кто постарше и посильнее, изображали наших, а кто послабее — немцев. А в 1970—1980-х благодаря советским кинофильмам ребята в играх предпочитали быть немцами — уж больно те выглядели красиво. Кстати, родственникам Вальтера Шелленберга очень понравилось, как Олег Табаков сыграл бригаденфюрера СС.

А вот два фильма на одну и ту же тему: «Жаворонок» и «Т-34». В обоих фильмах немцы решают проводить на полигоне расстрел трофейного танка Т-34 и зачем-то туда сажают экипаж из пленных советских танкистов.

На самом деле в Германии, СССР, да и во всём мире обстрел своих и трофейных танков на полигоне проводился одинаково. Противотанковую пушку ставили на расстоянии 100, а то и 50 метров от неподвижного танка. Зачем? Чтобы точно попасть в маску пушки, в зазор между башней танка и корпусом и другие уязвимые места. Заряд в гильзе уменьшали так, чтобы скорость снаряда у брони соответствовала дальности в 500, 800 и более метров.

После стрельбы специалисты полигона измеряли размеры и форму пробоин, изучали повреждения приборов танка, осколки снарядов внутри танка и т. д.

А представьте себе, что внутренность танка забита месивом из мяса, костей и обрывков одежды…

Режиссёры и консультанты уверены — «пипл всё схавает». А если в зале найдётся нехороший мальчик, которых закричит: «А кинорежиссёр-то голый!»? Ведь находятся порой.

Последние новости
Цитаты
Борис Якеменко

Историк, политолог и общественный деятель

Константин Смирнов

Независимый экономический обозреватель

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня