Десятки остепенённых политологов и историков объясняют нам причины вспышки насилия в Палестине. Кто-то толкует об улучшении отношений между Израилем и Саудовской Аравией, кто-то — о предстоящих выборах в США, мол, Байдену это выгодно, кто-то — о происках Ирана,
Но пока никто не сказал, что это очередное усиление боевых действий в столетней (!) войне, бушующей в Палестине. Советские историки, профессора и академики в 1988—1991 годах по некомпетентности или из корысти не удосужились объяснить «архитекторам перестройки», а главное, всему советскому народу, что любой нецивилизованный распад любой империи неизбежно приводит к серии кровопролитных войн, длящихся десятилетия, а то и столетия.
В 1917—1918 годах распались три огромные империи — Российская, Османская и Австро-Венгерская. В ходе Гражданской войны в России в 1917—1920 годах максимальное единовременно число штыков и сабель: в Красной Армии — 5 миллионов, в белых армиях, вместе взятых — 300 тысяч, у националистов — свыше 2 миллионов.
Число убитых в боевых действиях никто точно не посчитал. Но прикидочно в боях красных и националистов, и националистов между собой погибло как минимум в четыре раза больше людей, чем в сражениях белых и красных.
Сила Красной Армии и советская идеология обеспечили в СССР спокойную и стабильную жизнь в течение 70 лет (не считая войны 1941−1945). Кто мог предвидеть в 1930-х или в 1970-х годах войны между Грузией, Осетией и Абхазией или между Молдавией и Приднестровьем? У меня со школьных лет, как и у подавляющего большинства советских граждан Карабах ассоциировался исключительно с хорошим портвейном.
Если бы кто-то в 1970-х годах предсказал вооруженный конфликт между Россией и Украиной, то гарантированно угодил бы в психушку. И даже в 2007 году, когда вышла моя книга «Россия и Украина: когда заговорят пушки?», в Москве служивые историки брезгливо морщились, а их коллеги в Киеве и униатские попы смеялись.
Прошло сто лет со времени распада Османской империи, но его последствия в XXI веке стали одной из причин войн в Ливии, Сирии, Ираке и более всего в Палестине.
В 1918 году Антанта оккупировала Проливы и Константинополь, англичане и французы начали делить владения Османской империи, отпихивая ногами Италию, Грецию и прочих конкурентов.
На мирной конференции в Версале в 1919 году под Палестиной была определена область, включающая территории, на которых сегодня располагаются Израиль, Иордания и северо-западная часть Саудовской Аравии. Было принято решение, что Палестина должна стать подмандатной территорией Лиги Наций.
24 июля 1922 года на конференции в Сан-Ремо Лига Наций передала мандат на управление Палестиной Британии. Согласно мандату Британия обязалась:
Статья 2: …создать такие политические, административные и хозяйственные условия, которые обеспечат установление еврейского национального дома в Палестине, как изложено в преамбуле, и развитие институтов самоуправления.
Статья 6: …содействовать еврейской иммиграции и поощрять плотное заселение евреями земель, включая государственные земли и пустующие земли, не являющиеся необходимыми для общественных надобностей.
Статья 7: …способствовать приобретению палестинского гражданства евреями, которые выберут Палестину местом своего постоянного проживания.
А что в Палестине было при турках? К моменту прихода в 1917 году англичан в Палестине существовали три административных единицы, называемых по имени своего центра:
А) Вилайет (провинция) Бейрут, с территорией севернее линии Яффо — Иерихон — Иордан, состояла из трёх санджаков (округов): Акко, Бейрут и Наблус (Шхем).
Б) Самостоятельный иерусалимский санджак (округ), к которому относились сам Иерусалим, Вифлеем (Бейт Лехем), Хеврон, Газа, Беер Шева, подчинялся непосредственно Стамбулу. Порой этот санджак, наряду с санджаками Акко и Наблус, называли «Южной Сирией». Южная граница чётко определена не была, но включала в себя восточную часть синайского полуострова и северную часть Негева.
В) Центральный и южный Негев, вместе с западной частью Аравии относился к вилайету Хиджаз.
Термин же Палестина использовался только для определения консульской юрисдикции европейских держав и охватывал район от Рафиаха (сейчас сектор Газа) на юге и до реки Литани (сейчас Южный Ливан) на севере. Западной границей было море, восточной — сирийская пустыня.
Население Ишува 1914 года, так стали называть со второй половины XIX века ашкеназскую общину Палестины в отличие от еврейских общин стран Рассеяния, можно было разделить по 2-м критериям:
1-й критерий:
— «Старый Ишув» — евреи, жившие в Палестине до начала 80-х годов XIX века — начала 1-й алии, и их потомки. Они жили в основном в Иерусалиме, где в 1880 году составляли большинство — 17 тыс. из 31 тысячи общего населения, в Тиверии — 2,5 тыс., Цфате — 4 тыс. и Хевроне — 800, а также в Яффе — 1 тыс. и Хайфе — 300. Основным источником их существования была халука — пожертвования евреев Рассеяния своим соплеменникам, поддерживающим еврейское присутствие на Святой Земле. Эти пожертвования распределялись между различными общинами: сефардской и ашкеназийской, и группами, образованными по месту их происхождения.
— «Новый Ишув» — иммигранты-олимы, приехавшие в Палестину в первую (1881−1903) и во вторую алию (1903−1914).
2-й критерий:
— подданные султана — в основном старый Ишув.
— иностранцы, в основном из Российской Империи, и немного из Австро-Венгрии, Германии. Румынии и других стран.
Я просмотрел десятки источников, но нигде ничего не говорится об этнических столкновениях в Палестине со второй половины XIX века до 1914 года. Таким образом, свыше 400 лет турецкого правления в Палестине был мир, если не считать похода генерала Бонапарта.
85 процентов населения Палестины составляли мусульмане, 11% - христиане (тоже арабы) и 4% - евреи. Свободных земель, кроме пустынь, в Палестине не было.
У Западного мира было три разумных выхода. Во-первых, найти в мире иную территорию для заселения евреями, а таких земель в 1917 году было предостаточно. Второй путь — сразу же произвести жёсткий раздел Палестины на еврейское и арабское государства с введением многочисленного миротворческого контингента между ними.
В качестве «конфетки» должны были быть огромные финансовые вложения в инфраструктуру обоих государств. А откуда взять деньги? У многочисленных еврейских организаций во всём мире, у которых были фантастические капиталы. Изыскать средства в бюджетах США, Англии и Франции. И, наконец, направить на нужды Палестины огромную контрибуцию, наложенную на Германию в апреле 1918 года в Версале.
И третий выход — отложить создание «Еврейского дома» до лучших времён.
Но никто не хотел думать, а тем более давать денежки, пусть даже не свои, а германские. В итоге только за 5 лет, с 1923 по 1928 год, в Палестину въехало 82 тысячи евреев, что привело к удвоению еврейского населения. Иммигранты сразу по прибытии начали создавать своё государство — администрацию, судебные органы
Ещё раз повторяю, земель для иммигрантов не было, и арабов с их земель начали сгонять как цивилизованно, так и насильственно.
Цивилизованные способ — официальная скупка земли у турецких феодалов, осевших с 1917 года в Каире, Париже, Лондоне и др. Чем занимались эти ребята? Да тем же, чем и граф Алексей Николаевич Толстой в Париже — прочитав в газетах очередной фейк, что советская власть падёт не позже, чем через неделю, граф шёл продавать свои имения. Позже сам признался, что их названия брал из рассказов Тургенева.
В Палестине всё было не так смешно. Приезжают евреи и предъявляют законные купчие на земли, где веками жили феллахи.
Естественно, арабы сопротивлялись, и уже в 1920-х годах начались кровавые разборки, которые постепенно перешли в вялотекущую гражданскую войну. Ну а в 1936—1939 годах вялотекущая война в Палестине перешла в полномасштабную локальную войну. Причём, в этой войне англичане воевали на стороне евреев.
Согласно официальным британским данным, охватывающим всё восстание, армия и полиция убили более двух тысяч арабов в бою, 108 были повешены и 961 человек умер из-за того, что они назвали «бандитской и террористической деятельностью». По одной из оценок, 10% взрослого мужского палестинского арабского населения в возрасте от 20 до 60 лет было убито, ранено, заключено в тюрьму или выслано. По приблизительным оценкам, число убитых палестинских евреев достигло нескольких сотен.
Англичане использовали против палестинских арабов тактику коллективного наказания, которая была узаконена официально. В 1924—1925 годах на подмандатной территории был введён указ «О коллективной ответственности и наказаниях», а в 1936 году он был подкреплён указом «О коллективных штрафах». Был также издан закон, вводящий смертную казнь за владение оружием без разрешения колониальных властей. В ходе восстания была сформирована система военных судов, решение которых не могло быть обжаловано.
Разрушение домов в качестве меры коллективных наказаний стало обычной тактикой британской армии с начала восстания. Эта мера применялась как в сельской местности, так и в городской черте. Самой крупной акцией по взрыву домов было уничтожение от 200 до 240 домов в старом городе Яффа летом 1936 года, в результате которого без домов остались около шести тысяч человек.
Действия англичан против арабов по своей жестокости не уступало действиям гитлеровцев в Восточной Европе в 1941—1945 годах, а чём-то и превосходило их.
Так, британские сапёры собрали 20 арабов из деревни аль-Басса, загнали их в автобус, а затем водителя автобуса заставили проехать по мощной фугасной мине, заложенной солдатами, которая полностью разрушила автобус, разбросав повсюду изуродованные тела арабов. Затем других жителей деревни заставили закопать тела в яму.
В войне с арабами англичане интенсивно применяли авиацию. В 1936 году офицер штаба ВВС Ближневосточного командования Артур Харрис, известный как сторонник «воздушной полиции», прокомментировал восстание, сказав, что «одна 250-фунтовая или 500-фунтовая бомба в каждой деревне, которая говорит не по очереди», удовлетворительно решила бы проблему. Только в 1936—1939 годах по арабским деревням было нанесено 47 авиаударов.
И далее в Палестине шла вялотекущая война, но о ней мы знаем только по вспышкам боевых действий 1948−1949, 1956, 1967, 1973… 2023 годов.