Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Михаила Кутузова» ждут в Крыму, как музей — но он может вернуться, как плавбатарея

Перебазированный в Новороссийск крейсер требуют возвратить на родную базу в Севастополь

11184
На фото: крейсер "Михаил Кутузов"
На фото: крейсер «Михаил Кутузов» (Фото: Эрик Романенко/ТАСС)

Ряд общественных организаций Севастополя, включая Севастопольское Морское собрание, вновь подняли вопрос о возвращении крейсера «Михаил Кутузов» в Севастополь.

Из обращения Севастопольского Морского собрания: «Никакой другой корабль „Михаила Кутузова“ в качестве символа великой морской державы не заменит. Это наше историческое и культурное богатство. Его место — Морская крепость. Форпост южных рубежей России».

Попробуем разобраться, что это за крейсер и почему вдруг он оказался в Новороссийске.

Крейсер «Михаил Кутузов» построен в 1951—1954 годах на заводе № 444 в Николаеве по проекту 68бис. Это была последняя в истории отечества серия чисто артиллерийских кораблей. Всего планировалось построить 25 крейсеров этого типа, но заложили 21, а в строй вошли только 14.

Читайте также
Одессу нельзя взять штурмом, но Одессу таки можно купить Одессу нельзя взять штурмом, но Одессу таки можно купить Опыт поспешной эвакуации французов, организованной на деньги ВЧК, не кажется устаревшим

Недобросовестные представители ракетного лобби убедили Хрущёва, что крупные боевые корабли в атомный век устарели в принципе. В итоге 7 последних крейсеров, которые начали строиться по проекту 68бис, но уже достраивались в качестве ракетных, оснащённых дальнобойными крылатыми ракетами и зенитными ракетными комплексами, пошли на лом с готовностью до 95 процентов.

Московские кабинетные адмиралы считали, что у крупных артиллерийских кораблей нет ни одного шанса в бою с авианосцами. Но это — в Тихом океане или Атлантике. Иное дело — Средиземное море, где советские и американские корабли находились на расстоянии нескольких километров, а то и сотен метров друг от друга.

Наши крейсера проекта 68бис во время слежения за американцами находились в боевой готовности № 2 или № 1, что позволяло через 15 секунд после получения приказа открывать по противнику огонь главным калибром.

Крейсера проекта 68бис были вооружены двенадцатью 152-мм пушками в четырёх башнях МК5 с дальностью стрельбы 30 км. Эти крейсера следили в Средиземном море за американскими авианосцами, выбирая дистанцию вне дальности огня 127-мм пушек американских эсминцев, сопровождавших авианосец.

За одну минуту наши крейсера могли выпустить 84 152-мм снаряда. Замечу, что в ходе Вьетнамской войны американские авианосцы пылали как огромные костры из-за взрыва одной маленькой неуправляемой ракеты под крылом штурмовика, стоявшего на палубе, а потом авианосец шёл в капитальный ремонт на много месяцев.

На фото: крейсер "Михаил Кутузов" в походе, 1970
На фото: крейсер "Михаил Кутузов" в походе, 1970 (Фото: Николай Акимов и Борис Трепетов / ТАСС)

Кстати, и в случае ядерной войны живучесть крейсеров проекта 68бис в разы превышала живучесть американских авианосцев. По ТТЗ башни главного калибра проекта 68бис должны были сохранять боеспособность при воздушном взрыве мощностью одна мегатонна на дистанции 700 м.

Корабли проекта 68бис с 1956 по 1991 год ходили во всех морях и океанах и своим присутствием не раз предотвращали серьёзные военные конфликты. Тот же «Михаил Кутузов» в июне 1967 года и с 1 августа по 31 декабря 1968 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи Вооружённым Силам Египта, а с 1 марта по 31 июля 1970 года — Вооружённым Силам Сирии.

С декабря 1986 года по 1989 год «Михаил Кутузов» проходил модернизацию по проекту 68А, в ходе которой на него установили 8 спаренных 30-мм артустановок АК-230.

В 1961 году на крейсере «Михаил Кутузов» происходили съёмки фильма «Увольнение на берег» с участием Владимира Высоцкого.

В 1997 году крейсер «Михаил Кутузов» был выведен в резерв в Южной бухте Севастополя. То, что после этого крейсер находился в запущенном состоянии — неправда! Автор сам в 1998 году посетил внутренние помещения крейсера и видел там образцовый порядок.

В конце 1999 года командующий ВМФ принял решение о переводе крейсера «Михаил Кутузов» из Севастополя в Новороссийск. Причина одна — попытки украинских властей изгнать Черноморский флот из Севастополя. Не исключался и силовой вариант. В этом случае при уходе Черноморского флота «Михаил Кутузов» однозначно доставался киевскому режиму. Поэтому на всякий случай его решили вывести в Новороссийск.

Замечу, что все пять черноморских крейсеров проекта 68бис всю свою службу базировались исключительно на Севастополь и никогда — в Новороссийске. Тем более, что после войны при советской власти Новороссийск был чисто торговым портом и небольшой базой пограничников.

25 августа 2001 года «Михаил Кутузов» был приведён на буксире в Новороссийск, где обращён в музей.

Весной 2014 года отпала единственная причина увода крейсера в Новороссийск — Крым вернулся в состав России. С этого времени уже 10 лет общественность Севастополя требует возвращения «Михаила Кутузова» в родную гавань. Аргументы противников несерьёзны — технические проблемы перевода, а главное, ведомственные интересы: крепкие хозяйственники Новороссийска не хотят терять городское имущество.

Я же рискну назвать ещё один аргумент «за», о котором молчат в Севастополе. Первый раз школьником я оказался в Севастополе ещё в далёком 1962 году. Вся Большая бухта была буквально забита боевыми кораблями. Но наибольшее впечатление на меня произвели красавцы крейсера проекта 68бис.

Читайте также
Ростислав Ищенко: «По Житомирскую и Винницкую области. Включительно!» Ростислав Ищенко: «По Житомирскую и Винницкую области. Включительно!» Конфликт на Украине нужно завершить раньше, чем подтянется воевать Европа

С начала 1980-х годов я ежегодно бываю в Севастополе и вижу, что с 1991 года бухты пустеют. С учётом того, что было сдано на лом и потоплено в 2014—2024 годах, севастопольские бухты опустели почти как в 1780 году. Надо ли говорить, что «Михаил Кутузов» станет жемчужиной, украсившей Севастополь.

Во всём мире десятки стран обратили в музеи десятки линкоров, авианосцев и крейсеров. А у нас кроме «Михаила Кутузова» только один корабль-музей — крейсер «Аврора». Да и то ряд историков утверждают, что «Аврора» — скорее муляж, нежели боевой корабль. От настоящей «Авроры» в нынешнем музее остались часть корпуса, кусок машины, радиорубка и рында. И всё! Большая часть корпуса лежит на дне Финского залива. 152-мм пушки «Авроры» собраны «с бору по сосёнке», причём, часть пушек — корабельные, часть — береговые.

А крейсер «Михаил Кутузов» остался практически в состоянии 1997 года. Кстати, без проблем старые установки АК-230 можно заменить на новые со складов. А лучше с некоторыми проблемами — на 30-мм 6-ствольные артустановки АК-630. Последние вполне реально могут сбивать любые беспилотники и даже крылатые ракеты «Storm Shadow», причём в автоматическом режиме, без участия человека.

Так что в Севастополе «Михаил Кутузов» может стать не только музеем, но и плавучей зенитной батареей, да ещё и весьма эффективной.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня