Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Неизвестный СССР. Мандат на разработку первых беспилотников подписан Лениным

Морские и наземные дроны выпускались сотнями еще до Великой Отечественной

2407
На фото: танк Т-26, 1942
На фото: танк Т-26, 1942 (Фото: Георгий Липскеров/ТАСС)

20 июня 1937 г. в 16:30 по московскому времени самолёт РД (АНТ-25), управляемый комбригом Валерием Чкаловым, совершил посадку на аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон. РД пролетел свыше 8000 км, причём около трети — в слепом режиме.

Об этом в советское время знал каждый школьник. О том, что РД мог вместо трёх пилотов доставить в Америку 500 кг тротила, знали не более ста «допущенных».

Нравится кому или нет, но все наши первые большие самолёты Туполева первоначально проектировались не как бомбардировщики, а как дроны-камикадзе по заказу Особого технического бюро.

А чем занималось «Остехбюро»? Готовило армию радиоуправляемых роботов для товарища Сталина. Обещали создать армаду из тысяч радиоуправляемых самолётов, танков, торпед, подводных лодок, катеров, даже бронепоездов и дотов.

Читайте также
Рассекречено: Хиросима и Нагасаки стали жертвами немецкого «вундерваффе» Рассекречено: Хиросима и Нагасаки стали жертвами немецкого «вундерваффе» Оружие исчезнувшей цивилизации может выстрелить где угодно

Сразу же с появлением радио инженеры ряда стран независимо друг от друга пришли к идее создания дистанционно управляемых видов оружия. В 1905 г. французский инженер Эдуард Бранли ввёл в оборот термин «телемеханика», составленный из греческих слов tele — «далеко» и mechanike — «наука о машинах». Но единственной до начала 1940-х страной, попытавшейся создать армию телемеханических роботов, был Советский Союз.

Летом 1920 года произошла встреча Ленина с безвестным изобретателем Владимиром Бекаури. Визит был важным и секретным, посему сведения о нём, естественно, не вошли в многочисленные труды, посвящённые биографии великого вождя революции. Разговор шёл о системе электрической сигнализации для стальных сейфов. Хорошо известно, в том числе на недавних примерах, что борцы за свободу и гласность, придя к власти, засекречивают всё, что можно. Электрическая сигнализация на сейфах показалась Ленину «архиважной».

Средства на нее были выделены. Действовала система безотказно, и теперь вождь мог быть спокоен за свои тайны. Но Бекаури не унимается и снова обращается к Ленину, но на сей раз с предложением создать телеуправляемое оружие, способное сокрушить армию и флот любого империалистического государства.

Вождь вспомнил о сейфах и с ходу подмахнул мандат Совета труда и обороны. Документ гласил: «Дан… изобретателю Владимиру Ивановичу Бекаури в том, что ему поручено осуществление в срочном порядке его, Бекаури, изобретения военно-секретного характера». Подпись Ленина производила магическое действие на военных и совслужащих, и Бекаури удалось создать собственный институт — «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения», сокращенно «Остехбюро».

Бекаури обладал магией воздействия на людей, да и время было революционное. Считалось, что грандиозные задачи можно решить одним махом. В итоге «Остехбюро» подчинили пять заводов, несколько полигонов и аэродромов, десяток опытовых судов, включая эсминцы и тральщики.

Для создания телеуправляемых самолётов Бекаури потребовался их тяжёлый собрат. Поначалу хотели заказать его в Англии, но по неведомым причинам сделка сорвалась, и в начале 1924 г. проект поручили ЦАГИ. В ноябре 1924-го Туполев приступил к проектированию тяжёлого бомбардировщика для «Остехбюро», получившего название АНТ-4, а позже — ТБ-1.

В 1925 г. Бекаури предложил ЦАГИ начать работы по проектированию четырёхмоторного военного самолёта. Он получил обозначение АНТ-6, а позже — ТБ-3. Причём командование ВВС первое время даже не знало о работах над ТБ-1 и ТБ-3. Научно-технический комитет ВВС проявил интерес к АНТ-6 лишь в июне 1926 года.

Для управления ТБ-1 в «Остехбюро» была создана телемеханическая система «Дедал». Неужели обошедшийся в огромные суммы РД создавали только для одного сенсационного полёта?

Версия о том, что рекордные самолёты можно использовать в качестве бомбардировщиков, не выдерживала критики. РД был тихоходной и маломаневренной махиной, развивавшей скорость всего 246 км/ч, а для старта ей требовалась бетонная полоса длиной 3−4 км.

Замечу, что тогда все военные самолёты действовали с грунтовых аэродромов.
Оказывается, в «Остехбюро» проектировался «телемеханический» самолёт, который мог в телеуправляемом режиме лететь по сигналам радиомаяков. На вооружение он должен был поступить как раз в 1937-м. Стартовав с подмосковного аэродрома Монино, эта машина могла доставить полтонны взрывчатки в любую точку Северного полушария.

Сведения о созданных в «Остехбюро» радиоуправляемых торпедах «Акула-1» и «Акула-2» засекречены до сих пор. Известно лишь, что с 26 августа по 30 октября 1935 г. «Остехбюро» успешно провело их заводские испытания в Петрозаводской губе.

По их результатам «Акулу-2» решили передать на войсковые испытания. Управление торпедами производилось с самолёта.

В 1934—1936 годах были построены две подводные лодки-дрона АПСС водоизмещением 8,5 тонн. Наведение на цель производилось с самолёта с помощью аппаратуры «Кварц». Лодка несла 500 кг взрывчатки.

7 февраля 1923 г. Бекаури обратился в ЦАГИ с требованием создать скоростной (40−50 узлов) катер глиссирующего типа. Туполев на базе поплавка от гидросамолёта создал катер АНТ-5. В 1933 г. этот катер в Севастополе показал на испытаниях фантастическую скорость: с двумя торпедами — 58 узлов (107,3 км/час), а без торпед — 60,3 узла (120,3 км/час).

Читайте также
Русский убийца танков стал самым востребованным в мире оружием Русский убийца танков стал самым востребованным в мире оружием «Ланцет-3М» способен заменить артиллерию и фронтовую авиацию, считают британские эксперты

Такие катера под индексами Ш-4 и Г-5 строились как обычные торпедные, а уже во флотах на них ставили сверхсекретную аппаратуру волнового управления.

В октябре 1937 г. было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 морских дронов, прорвав дымовые завесы, устремились с трёх сторон на корабли противника и атаковали их торпедами.

После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования.

Несмотря на все усилия, систему волнового управления довести до ума к 22 июня 1941 г. так и не удалось. Аппаратура давала много отказов. Наведение катеров на цель летающей лодкой МБР-2 могло вестись только при хорошей видимости. Да и сами тихоходные летающие лодки были лёгкой добычей для истребителей противника.

Поэтому уже в июле 1941-го аппаратуру волнового наведения с более чем двухсот торпедных катеров сняли и стали их использовать как обычные. Правда, в 1943-м на Чёрном море катера Г-5 трижды использовали в качестве дронов, с переменным успехом.

С 1930-го по 1940 год «Остехбюро» оборудовало телеаппаратурой несколько сот линейных танков Т-18, Т-26, БТ-7, Т-27 и Т-37. Несколько десятков телетанков в составе 217-го отдельного танкового батальона в феврале 1940 г. воевали на Карельском перешейке. Сброшенные с телетанков подрывные заряды весом в 300 кг уничтожали любые бетонные надолбы. А заряды в 700 кг взрывали доты-«миллионеры».

Увы, в целом действие телеканков Т-26 оказалось неудовлетворительным, поскольку их догадались запускать по местности, усеянной огромными валунами и воронками от снарядов. Кроме того, в районе дотов финны установили большое количество 37-мм противотанковых пушек Бофорса, легко пробивавших «картонную» броню Т-26.

Главным же аргументом в создании армад из сотен телетанков была возможность их использования в качестве химических танков в зоне сильного заражения ОВ. В ходе нескольких учений на полигонах, заражённых реальными ОВ, химические телетанки показали себя совсем неплохо.

Так что в случае применения химического оружия в феврале 1940 г. знаменитая «линия Маннергейма» была бы прорвана от силы за три дня. Любопытно, что, в отличие от наших, финские доты и в 1939—1940-м, и в 1941—1944 годах не имели химзащиты.

По ряду объективных и субъективных причин затраты на армию роботов себя не окупили. Бекаури был арестован и в 1938-м расстрелян. 9 июня 1956 г. Верховный суд реабилитировал конструктора.

Тем не менее, благодаря «Остехбюро» наша авиация получила сотни знаменитых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-4. Один из заместителей Бекаури, Владимир Миткевич, продолжил его работу и сумел создать уникальные радиофугасы Ф-10, равных которым не было в ходе Второй мировой войны. Они управлялись операторами с расстояния 600 км и наводили ужас на немцев. Но это тема другого рассказа.

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Николай Харитонов

Депутат Государственной Думы, фракция КПРФ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня