Свой первый после инаугурации государственный визит Владимир Путин, как и ожидалось, совершит 16−17 мая в Китай. Президент посетит Пекин и Харбин.
Пекин — понятно, столица. А почему Харбин?
С одной стороны, там 17 мая откроется российско-китайская ЭКСПО. А с другой, 10-миллионный Харбин с полным основанием можно назвать символом дружбы русского и китайского народов.
22 мая 1896 г. в Москве министры иностранных дел Китая и России Ли Хунчжан и князь Лобанов-Ростовский подписали договор, который помимо прочего предусматривал строительство железнодорожной линии Нерчинск-Цицикар-Владивосток. Позже её назвали КВЖД.
На пересечении железной дороги с рекой Сунгари 16 мая 1898 г. был построен первый барак для строителей КВЖД. Этот день и считается датой основания Харбина (в переводе с маньчжурского — «Переправа через реку»). Другие историки считают датой основания города 28 мая — в этот день из Хабаровска после 22-дневного плавания по Амуру и Сунгари в Харбин прибыл пароход «Благовещенск».
Руководство КВЖД для удобства постройки дороги и освоения края создало большую речную флотилию в составе 18 грузопассажирских пароходов, нескольких десятков барж и катеров.
Поэт Арсений Митропольский (псевдоним — Несмелов) писал:
Под асфальт, сухой и гладкий,
Наледь наших лет, -
Изыскательской палатки
Канул давний след…
Флаг Российский. Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи, -
Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
— Здесь построим русский город,
Назовём Харбин.
К концу лета 1898 г. Харбин был соединён телеграфом с Москвой и Санкт-Петербургом.
По итогам первой в истории города переписи, проведенной 15 марта 1903 г., население полосы отчуждения Харбина составило 44 576 человек (38 983 мужчины и 5593 женщины). Из них русских подданных было 15 579, китайских подданных — 28 338, японцев — 462, прочих — 200.
Постройка КВЖД и пароходство на Сунгари привели к быстрому росту промышленности в Маньчжурии. Но слово из песни не выкинешь. Восстание «боксёров» в Китае в 1900 г. было подавлено введёнными в Маньчжурию русскими войсками, причём с чрезмерной жестокостью. Поэтому по сей день в Китае негативно относятся к Николаю II и его генералам.
С августа 1914-го по август 1920-го русский Харбин и зона отчуждения КВЖД назывались «Счастливой Хорватией» по имени управлявшего этим анклавом генерал-лейтенанта Дмитрия Хорвата. В августе 1920 г. Харбин заняли китайские войска, но в городе оставалось свыше ста тысяч этнических русских, как белоэмигрантов, так и служащих КВЖД и других лиц, проживавших в анклаве к 1917 году.
В 1932-м Харбин захватили японские войска. В Маньчжурии было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И.
В августе 1945-го Харбин был освобождён в ходе стремительного наступления Красной Армии. Но кто освободил город — вопрос спорный.
Фактически Харбин был захвачен ещё 16 августа… местным русским населением. В Харбине находилось советское консульство и, кроме того, несколько советских организаций. 240 советских граждан объединились во главе с сотрудником консульства (из какого ведомства — нетрудно догадаться) Николаем Дрожжиным и образовали отряды обороны. Основной же силой, разоружившей японцев в Харбине, стали две-три тысячи русских эмигрантов. Они взяли под охрану радиостанцию, железную дорогу, пароходы, водонасосные станции и склады.
18 августа в 19 часов на аэродроме Харбин приземлились советские транспортные самолёты. С них был высажен десант в составе 120 человек. Причём, это были не ВДВ, а солдаты 20-й мотоштурмовой инженерной сапёрной бригады 1-го Дальневосточного фронта.
Вместе с десантниками вылетел заместитель начальника штаба фронта генерал-майор Георгий Шелахов. Фактически это был не десант, а конвой ответственного парламентёра. В 19:30 на аэродроме состоялась встреча Шелахова с группой японских генералов, во главе с начальником штаба Квантунской армии генерал-лейтенантом Хата. Переговоры затянулись.
А в 8 часов утра 20 августа на пристань Харбина 8 бронекатеров Амурской флотилии высадили десант в составе 623-го стрелкового полка.
К моменту прихода кораблей Амурской флотилии 120 десантников реально контролировали только аэродром Харбина. Поэтому можно считать, что первыми в город пришли моряки-амурцы.
Вслед за бронекатерами прибыли и мониторы «Ленин», «Сунь Ятсен» и «Красный Восток».
Символично, что в СССР командующий Квантунской армией генерал Отодозо Ямада со своим штабом были доставлены на корабле Амурской флотилии — боносетевом заградителе ЗБ-1 (типа СБ-58).
16 сентября 1945 г. в Харбине состоялся парад Победы частей Красной Армии. 28 апреля 1946-го советские войска покинули Харбин, передав его Народно-Освободительной Армии Китая.
Красная Армия не только освободила Маньчжурию от японских оккупантов, но и не допустила ввода туда американских и гоминдановских войск. Так, в сентябре 1945-го американские корабли пытались высадить в порту Дальний две гоминдановские дивизии. Но к урезу воды вышли сотни танков и самоходок 39-й армии, а в воздух поднялась наша авиация.
Не будем забывать, что к началу мая 1946 г. в Китае были сосредоточены следующие американские части: две дивизии морской пехоты, 14-я воздушная армия (602 самолёта), 117 военных кораблей и катеров 5-го и 7-го военно-морских флотов США.
Только угроза полномасштабного ввода советских войск в Китай заставила США полностью вывести свои войска из страны.
В КНР никто не скрывает, что создание Нового Китая является заслугой Сталина и Мао Цзэдуна. Памятники им и по сей день стоят в десятках китайских городов.
Любопытно, посетит ли наш президент парк Харбина, самый большой (11 гектаров) и очень красивый? Он создан по образцу ЦПКиО им. Горького в Москве. А рядом дома, построенные ещё в правление Хорвата.
Но ехать к парку придётся по улице Сталина. И сам парк носит имя советского вождя. И, естественно, памятник Сталину там стоит. Еще один — на железнодорожном вокзале.
Член правительства провинции, в которую входит Харбин, Ли Мэйгун ещё в 2005 г. чётко сформулировал: «Мы, в отличие от других государств, не переписываем историю и не заменяем памятники. Поэтому иностранцы лучше понимают Китай».
О программе пребывания Владимира Путина в КНР написано предостаточно. Интрига заключается лишь в том, будет ли Путин обсуждать с Си Цзиньпином конфликт на Украине? Ведь ещё 10 дней назад Си долго говорил об этом с президентом Франции Макроном и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Закончу тем, чем начал — КВЖД. К 2012 г. в китайских железнодорожных расписаниях значился по меньшей мере один поезд, проходящий по всей линии бывшей КВЖД на территории Китая.
С 2012-го по 2015 год китайцы построили параллельно КВЖД две скоростные магистрали, по которым поезда идут со скоростью 250 км/час. Одна дорога: Харбин — Цицикар, вторая: Харбин — Муданьцзян.
Любопытно, что китайцы предлагают продолжить скоростную дорогу (около 150 км) от Муданьцзяна до Владивостока, но с европейской колеёй, то есть 1435 мм.