Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Путин на переправе: Зачем президент едет в Харбин

Российско-китайское ЭКСПО проходит в городе, где хранят память о Сталине

4695
Путин на переправе: Зачем президент едет в Харбин
Фото: Wang Jianwei/XinHua/Global Look Press

Свой первый после инаугурации государственный визит Владимир Путин, как и ожидалось, совершит 16−17 мая в Китай. Президент посетит Пекин и Харбин.

Пекин — понятно, столица. А почему Харбин?

С одной стороны, там 17 мая откроется российско-китайская ЭКСПО. А с другой, 10-миллионный Харбин с полным основанием можно назвать символом дружбы русского и китайского народов.

22 мая 1896 г. в Москве министры иностранных дел Китая и России Ли Хунчжан и князь Лобанов-Ростовский подписали договор, который помимо прочего предусматривал строительство железнодорожной линии Нерчинск-Цицикар-Владивосток. Позже её назвали КВЖД.

Читайте также
Неизвестный СССР. Мандат на разработку первых беспилотников подписан Лениным Неизвестный СССР. Мандат на разработку первых беспилотников подписан Лениным Морские и наземные дроны выпускались сотнями еще до Великой Отечественной

На пересечении железной дороги с рекой Сунгари 16 мая 1898 г. был построен первый барак для строителей КВЖД. Этот день и считается датой основания Харбина (в переводе с маньчжурского — «Переправа через реку»). Другие историки считают датой основания города 28 мая — в этот день из Хабаровска после 22-дневного плавания по Амуру и Сунгари в Харбин прибыл пароход «Благовещенск».

Руководство КВЖД для удобства постройки дороги и освоения края создало большую речную флотилию в составе 18 грузопассажирских пароходов, нескольких десятков барж и катеров.

Поэт Арсений Митропольский (псевдоним — Несмелов) писал:

Под асфальт, сухой и гладкий,

Наледь наших лет, -

Изыскательской палатки

Канул давний след…

Флаг Российский. Коновязи.

Говор казаков.

Нет с былым и робкой связи, -

Русский рок таков.

Инженер. Расстегнут ворот.

Фляга. Карабин.

— Здесь построим русский город,

Назовём Харбин.

К концу лета 1898 г. Харбин был соединён телеграфом с Москвой и Санкт-Петербургом.

По итогам первой в истории города переписи, проведенной 15 марта 1903 г., население полосы отчуждения Харбина составило 44 576 человек (38 983 мужчины и 5593 женщины). Из них русских подданных было 15 579, китайских подданных — 28 338, японцев — 462, прочих — 200.

Постройка КВЖД и пароходство на Сунгари привели к быстрому росту промышленности в Маньчжурии. Но слово из песни не выкинешь. Восстание «боксёров» в Китае в 1900 г. было подавлено введёнными в Маньчжурию русскими войсками, причём с чрезмерной жестокостью. Поэтому по сей день в Китае негативно относятся к Николаю II и его генералам.

С августа 1914-го по август 1920-го русский Харбин и зона отчуждения КВЖД назывались «Счастливой Хорватией» по имени управлявшего этим анклавом генерал-лейтенанта Дмитрия Хорвата. В августе 1920 г. Харбин заняли китайские войска, но в городе оставалось свыше ста тысяч этнических русских, как белоэмигрантов, так и служащих КВЖД и других лиц, проживавших в анклаве к 1917 году.

В 1932-м Харбин захватили японские войска. В Маньчжурии было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И.

В августе 1945-го Харбин был освобождён в ходе стремительного наступления Красной Армии. Но кто освободил город — вопрос спорный.

Фактически Харбин был захвачен ещё 16 августа… местным русским населением. В Харбине находилось советское консульство и, кроме того, несколько советских организаций. 240 советских граждан объединились во главе с сотрудником консульства (из какого ведомства — нетрудно догадаться) Николаем Дрожжиным и образовали отряды обороны. Основной же силой, разоружившей японцев в Харбине, стали две-три тысячи русских эмигрантов. Они взяли под охрану радиостанцию, железную дорогу, пароходы, водонасосные станции и склады.

18 августа в 19 часов на аэродроме Харбин приземлились советские транспортные самолёты. С них был высажен десант в составе 120 человек. Причём, это были не ВДВ, а солдаты 20-й мотоштурмовой инженерной сапёрной бригады 1-го Дальневосточного фронта.

Вместе с десантниками вылетел заместитель начальника штаба фронта генерал-майор Георгий Шелахов. Фактически это был не десант, а конвой ответственного парламентёра. В 19:30 на аэродроме состоялась встреча Шелахова с группой японских генералов, во главе с начальником штаба Квантунской армии генерал-лейтенантом Хата. Переговоры затянулись.

А в 8 часов утра 20 августа на пристань Харбина 8 бронекатеров Амурской флотилии высадили десант в составе 623-го стрелкового полка.

К моменту прихода кораблей Амурской флотилии 120 десантников реально контролировали только аэродром Харбина. Поэтому можно считать, что первыми в город пришли моряки-амурцы.

Читайте также
Китайский кроссворд для Вашингтона: Путин и Си Цзиньпин обсудят банковские платежи в обход США Китайский кроссворд для Вашингтона: Путин и Си Цзиньпин обсудят банковские платежи в обход США Игорь Николаев: Пока мы рассуждаем, какие механизмы можно использовать, бизнес уже всё придумал

Вслед за бронекатерами прибыли и мониторы «Ленин», «Сунь Ятсен» и «Красный Восток».

Символично, что в СССР командующий Квантунской армией генерал Отодозо Ямада со своим штабом были доставлены на корабле Амурской флотилии — боносетевом заградителе ЗБ-1 (типа СБ-58).

16 сентября 1945 г. в Харбине состоялся парад Победы частей Красной Армии. 28 апреля 1946-го советские войска покинули Харбин, передав его Народно-Освободительной Армии Китая.

Красная Армия не только освободила Маньчжурию от японских оккупантов, но и не допустила ввода туда американских и гоминдановских войск. Так, в сентябре 1945-го американские корабли пытались высадить в порту Дальний две гоминдановские дивизии. Но к урезу воды вышли сотни танков и самоходок 39-й армии, а в воздух поднялась наша авиация.

Не будем забывать, что к началу мая 1946 г. в Китае были сосредоточены следующие американские части: две дивизии морской пехоты, 14-я воздушная армия (602 самолёта), 117 военных кораблей и катеров 5-го и 7-го военно-морских флотов США.

Только угроза полномасштабного ввода советских войск в Китай заставила США полностью вывести свои войска из страны.

В КНР никто не скрывает, что создание Нового Китая является заслугой Сталина и Мао Цзэдуна. Памятники им и по сей день стоят в десятках китайских городов.

Любопытно, посетит ли наш президент парк Харбина, самый большой (11 гектаров) и очень красивый? Он создан по образцу ЦПКиО им. Горького в Москве. А рядом дома, построенные ещё в правление Хорвата.

Но ехать к парку придётся по улице Сталина. И сам парк носит имя советского вождя. И, естественно, памятник Сталину там стоит. Еще один — на железнодорожном вокзале.

Читайте также
«Великий исход»: История интриг и афер вокруг Черноморского флота «Великий исход»: История интриг и афер вокруг Черноморского флота 29 октября 2024 года — столетие спуска Андреевского флага или грандиозных финансовых афер?

Член правительства провинции, в которую входит Харбин, Ли Мэйгун ещё в 2005 г. чётко сформулировал: «Мы, в отличие от других государств, не переписываем историю и не заменяем памятники. Поэтому иностранцы лучше понимают Китай».

О программе пребывания Владимира Путина в КНР написано предостаточно. Интрига заключается лишь в том, будет ли Путин обсуждать с Си Цзиньпином конфликт на Украине? Ведь ещё 10 дней назад Си долго говорил об этом с президентом Франции Макроном и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.

Закончу тем, чем начал — КВЖД. К 2012 г. в китайских железнодорожных расписаниях значился по меньшей мере один поезд, проходящий по всей линии бывшей КВЖД на территории Китая.

С 2012-го по 2015 год китайцы построили параллельно КВЖД две скоростные магистрали, по которым поезда идут со скоростью 250 км/час. Одна дорога: Харбин — Цицикар, вторая: Харбин — Муданьцзян.

Любопытно, что китайцы предлагают продолжить скоростную дорогу (около 150 км) от Муданьцзяна до Владивостока, но с европейской колеёй, то есть 1435 мм.

Последние новости
Цитаты
Алексей Гривач

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня