Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Рельсовая война»: Как белорусские партизаны наводили ужас на немецкий тыл

Совместные операции нескольких отрядов и соединений привели к снижению объёма германских военных перевозок на 40%

1653
На фото: участники партизанского движения, разбирающие железнодорожные пути в ходе рельсовой войны во время Великой Отечественной войны
На фото: участники партизанского движения, разбирающие железнодорожные пути в ходе рельсовой войны во время Великой Отечественной войны (Фото: ТАСС)

9 июля 1943 года начальник Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко обратился к Сталину с предложением нанести одновременный массированный налёт белорусских партизан на железную дорогу. Операцию «Рельсовая война» предлагалось провести, начиная с 25 июля.

Через республику проходили стратегически важные железные дороги, обеспечивавшие деятельность немецкой группы армий «Центр»: Минск — Бобруйск — Гомель; Минск — Борисов — Орша — Смоленск; Дюнабург — Полоцк — Витебск — Смоленск; Орша — Могилев — Жлобин.

В период проведения первого тура операции «рельсовая война» к белорусским партизанам был осуществлен 121 самолетовылет и доставлено около 120 тонн боевых грузов и 36 инструкторов-подрывников.

Белорусские партизаны за 1943 год пустили под откос 6236 эшелонов, в том числе 19 бронепоездов, уничтожили 4875 паровозов и 44 156 вагонов, платформ и цистерн, взорвали 462 железнодорожных моста и разгромили 22 станции.

Читайте также
Каким оружием Россия в ноль раскатала украинское производство беспилотников Каким оружием Россия в ноль раскатала украинское производство беспилотников Вооруженных силы РФ располагают целой линейкой уникальных боевых ракет, доказавших свою потрясающую врага эффективность

Атаковать железные дороги партизаны начали задолго до официального начала операции. Немцы принимали отчаянные усилия по восстановлению мостов, взорванных партизанами. Так, на восстановление моста через реку Дриссу, взорванного в августе 1942 года витебскими партизанами из бригады «За Советскую Белоруссию», потребовалось 16 суток.

Однако после восстановления его пропускная способность не была доведена до прежней. Если до диверсии через мост пропускалось в сутки до 60 эшелонов, то после — только 8.

В ночь на 3 ноября 1942 года группа партизанских отрядов Минской и Полесской областей разрушила 132-метровый мост через реку Птичь на магистрали Брест — Гомель. 7 марта 1943 года были взорваны две фермы моста через реку Десну между Гомелем и Брянском.

Целую неделю очень важный участок дороги бездействовал. 22 апреля 1943 года взлетела на воздух ферма моста на железной дороге Кричев — Унеча, прервав железнодорожное сообщение на этом участке на 10 суток.

Чаще всего партизаны использовали маломощные мины. Чтобы разбить рельс, достаточно 200 грамм литого тротила, если шашка наложена открыто, и 60 грамм при засыпке шашки грунтом. На разрыве колесо сходит с пути, и поезд заваливается под откос.

При взрыве 200-граммовых и 100-граммовых толовых шашек рельсы не уничтожались, из них выбивался кусок длиной 25−35 см. Немцы опиливали рельсы и сваривали их термитом. Имели место и накладки стальных мостков длиной 80 см и весом около 20 кг. Их опускали на повреждённые рельсы и пропускали по ним поезда.

Для защиты от мин мгновенного действия немцы стали пускать перед локомотивами несколько платформ с запасом шпал и рельсов. При взрыве под откос шла платформа.

В ответ партизаны применили простейший счётчик кратности. Над миной закрепляется веточка. Колёсные оси её колеблют. Храповик крутит счётчик качаний. Взрыв происходит на нужном числе качаний — не под платформой, а под локомотивом или одним из вагонов.

В некоторых случаях (после взрыва моста, в связи с прекращением движения), уменьшалась охрана на перегонах. Поэтому партизанам можно было безопаснее и надёжнее установить мины МЗД с большими сроками замедления, чтобы они начали действовать после завершения восстановительных работ.

Согласно инструкций Центрального штаба партизанского движения партизаны при установке мин руководствовались следующими правилами:

Расчётное расстояние между двумя соседними минами МЗД должно быть не менее 200 метров, дабы избежать взрыва соседней мины от сотрясения при взрыве первой, и чтобы затруднить обнаружение её противником.

Запрещалось устанавливать на противоположных концах минного поля мины МЗД с одинаковыми сроками замедления, так как противник мог определить протяжение минного поля.

Взрыв одной мины должен был происходить не ранее 5 суток с момента установки последней мины, чтобы за это время по естественным причинам (дождь, ветер, снег) устранились демаскирующие признаки.

По опыту проведенных партизанами диверсионных актов было определено, что в среднем одно крушение поезда на железной дороге задерживает движение на 8−12 часов. Чтобы закрыть движение на однопутном участке, достаточно было двух-трёх крушений в сутки при условии, что они будут происходить на одном или соседнем перегонах.

«Рельсовая война» в Белоруссии привела к снижению объёма германских военных перевозок в 1943 году на 40%.

Из-за «рельсовой войны» оккупанты были вынуждены привлечь крупные дополнительные силы для охраны железных дорог.

Разъезды стали охраняться гарнизонами до 150 человек. В районах активных действий партизан создавались заставы, которые располагались в нескольких километрах друг от друга, а в ночное время через каждые 200−300 м были расставлены посты по 2−3 человека. Кроме того, участки между заставами контролировались подвижными группами солдат и полицейских.

Для борьбы с партизанами немцы буквально со всей Европы собрали различные бронедрезины и броневагоны. На железнодорожные колеи ставили бронеавтомобили и танки. Так, против партизан действовали десятки французских трофейных бронеавтомобилей «Панар» 38(f), вооружённых 20-мм пушками. Замену колёс производили всего за 15−20 минут.

20 октября 1943 года Гитлеру были продемонстрированы танки PzKpfw III Ausf N, приспособленные для езды по рельсам с помощью четырёх колёс.

Читайте также
Немцы так и не решились использовать Фау-1 против СССР – но мы были готовы Немцы так и не решились использовать Фау-1 против СССР — но мы были готовы История противоракетной обороны Москвы и Питера началась еще в 1944 году

Скорость танка по железной дороге достигала 100 км/ч. Танк был специально переделан для охраны железных дорог от партизан.

Против партизан действовали десятки импровизированных германских бронепоездов. 11 ноября 1942 года вышла специальная директива штаба сухопутных войск с наставлением по действию бронепоездов.

На большинстве из них на платформах стояли танки, которые могли вести огонь с железнодорожной платформы, а при необходимости по специальным приспособлениям спускаться на грунт и действовать автономно. Обычно в таких случаях использовались трофейные французские танки.

В августе 1943 года командование группы армий «Центр» сняло с фронта и отправило против партизан 4 тяжёлых бронепоезда: № 66, 67, 68 и 72.

Проблемы были как с рельсами, так и со шпалами. По данным железнодорожной дирекции германской группы армий «Центр», до июля 1942 года в результате деятельности партизан оккупанты теряли ежемесячно 270 тыс. штук шпал.

В приложении к докладу Главной железнодорожной дирекции группы армий «Центр» от 28 июля 1942 года сообщалось, что в Белоруссии полностью уничтожено 9 лесопильных заводов. При сожжении лесопильного завода в Исавичах партизаны уничтожили 7 тысяч шпал. А всего в тыловых районах группы армий «Центр» к середине 1942 года уничтожено 13 лесопильных заводов, в том числе и самый крупный завод на реке Березине в Борисове.

В этом же документе говорилось, что в районе Минска на складах находится 30 тыс. готовых шпал, которые не могут быть вывезены из-за деятельности партизан. «Транспортировка леса по сплавным рекам и по дорогам из-за активных действий противника приостановлена на 90%», — констатировала Главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр».

Следует заметить, что на фоне грандиознейших успехов в «рельсовой войне» остались незамеченными успехи белорусских партизан на речных коммуникациях противника.

Между тем и на реках немцам приходилось несладко. Так, в начале сентября 1941 года группа диверсантов под командованием Михаила Головина совместно с петриковским партизанским отрядом Полесской области уничтожила большой товаро-пассажирский пароход на реке Припяти с грузом бензина и другого военного имущества.

Читайте также
Пасха раздора: Великий праздник должен объединить всех христиан – но в дело вмешиваются политики и коммерсанты Пасха раздора: Великий праздник должен объединить всех христиан — но в дело вмешиваются политики и коммерсанты А тут еще Трамп пытается создать собственное православие

Партизаны организовали на берегу засаду и бронебойными и зажигательными пулями обстреляли пароход, вызвав на нём пожар. Огонь уничтожил весь груз, погибла и вся команда. Проходивший мимо вражеский катер также был уничтожен.

12 октября 1942 года Западный штаб партизанского движения сообщал, что в результате деятельности партизан по Днепру между Шкловом и Могилёвым движения не было и в августе, и в сентябре 1942 года.

В первых числах апреля 1942 года соединения партизанских отрядов под командованием С.А. Ковпака, А.Ф. Фёдорова и Я.И. Мельника провели совместную операцию по уничтожению судов речной флотилии на Припяти. В результате было уничтожено три парохода, восемь бронекатеров, одна моторная лодка и пять барж.

Напомню, что канал, соединяя реки Припять и Западный Буг, имел важное стратегическое значение. В 1942 году немцы провели по нему свыше 200 тыс. тонн грузов.

Белорусские партизаны из Пинского партизанского соединения в первой половине 1943 года вывели из строя 5 шлюзов на Днепровско-Бугском канале.

В результате канал на протяжении 120 км не работал, а 130 судов стали трофеями партизан. А во второй половине 1943 года канал не работал совсем. И только после освобождения Белоруссии начались работы по восстановлению канала.

Последние новости
Цитаты
Олег Царёв

Политик, общественный деятель

Владимир Сапунов

Военно-политический эксперт

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня