Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Вал Берии» превратил Волгу от Ярославля до Калмыкии в неприступную крепость

Полностью оборудованные укрепрайоны протянулись почти на 2 тысячи километров

4223
На фото: на строительстве укреплений в ходе битвы за Москву во время Великой Отечественной войны
На фото: на строительстве укреплений в ходе битвы за Москву во время Великой Отечественной войны (Фото: Леонид Доренский/ТАСС)

Десятки западных и отечественных историков делали прогнозы дальнейших событий на Восточном фронте в случае падения Москвы в октябре-ноябре 1941 года. Большинство западных и практически все наши «либеральные» историки считают, что Москва была на грани падения — «ещё немного, еще чуть-чуть», и Гитлер устроил бы в Москве парад победы.

Увы, это лишь фантазии. Даже если бы немцам удалось ворваться на окраины Москвы, то их бы ожидали изнуряющие жестокие уличные бои. Да, в Москве в ночь на 15 октября 1941 года началась паника, продолжавшаяся около 36 часов. 16 ноября первый и единственный раз за всю Великую Отечественную войну не работало метро. Но в октябре 1941 года в Москве мой дед инженер Василий Широкорад, дворянин по происхождению, вступил в ряды ВКП (б). Десятки тысяч москвичей всех возрастов записывались в народное ополчение.

В эти же дни в обороне Москвы участвовала Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД (ОМСБОН). Эта бригада по численности 25 тыс. человек была равна 4−5 стрелковым дивизиям военного времени и находилась в непосредственном подчинении Лаврентия Берии.

Читайте также
Как секретная операция в Данциге усилила подводный флот СССР Как секретная операция в Данциге усилила подводный флот СССР Почему огромная немецкая верфь, выпускавшая самые современные субмарины, досталась нам целехонькой

Павел Судоплатов писал: «На тот случай, если немцам удастся захватить город, наша бригада заминировала в Москве ряд зданий, где могли бы проводиться совещания высшего немецкого командования, а также важные сооружения, как в столице, так и вокруг неё».

Уже 4 августа 1941 года в целях эффективной борьбы с противником в случае его проникновения по воздуху или наземным путём, приказом командующего войсками МВО генерал-лейтенанта П.А. Артёмьева в пределах города создавались пять оборонительных секторов, с назначением в них частей, и манёвренный резерв.

Предусматривалось создание трех оборонительных рубежей:

первый — непосредственно по окраинам города вдоль Окружной железной дороги;

второй — по Садовому кольцу;

третий — по кольцу А и реке Москва (с юга).

Сказанного, полагаю, достаточно, чтобы понять — немцев в Москве ждал «сталинградский вариант» уличных боев. Если в чистом поле на необорудованных позициях, без поддержки танков, артиллерии и авиации московские дивизии Народного ополчения зачастую несли неоправданно большие потери, то в уличных боях в Москве ситуация была бы совсем иная. Немцы завязли бы в Москве на многие недели, если не месяцы.

А между тем осенью 1941 года ГКО принял решение о создании грандиозного Заволжского рубежа в пределах Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской областей и Калмыцкой АССР. Одновременно велось строительство укрепрайонов по обводам городов Ярославль, Горький, Казань, Саратов, Сталинград, Астрахань. К работам было привлечено не менее полутора миллионов трудящихся.

Курировал, а фактически руководил строительством Волжского вала Лаврентий Берия. Ежедневно ему на стол клали сводки работ по всем укрепрайонам. Так что мы можем с полным основанием назвать систему укрепления «Валом Берии».

На территории Горьковской области развернулось сооружение кольцевого укреплённого рубежа обороны прежде всего на дальних подступах к Горькому, на расстоянии 70−80 км от города.

К 1 января 1942 года строительство оборонительных сооружений Горьковской области завершилось. 14 января их приняла специальная комиссия. На оборонительных рубежах было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Танкоопасные направления были перегорожены надолбами, железными «ежами» и завалами.

С началом войны Гитлер планировал взять Горький 15 октября 1941 года. В начале 1942 года фюрер решил захватить город в конце мая 1942 года.

Замечу, что строительство УРов шло не только вдоль Волги, но и вдоль реки Суры. Напомню, что Сура течёт с юга на север параллельно Волге на расстоянии 300−450 км на протяжении 1200 км, и УР на её берегах прикрывал волжские города Чебоксары, Казань, Ульяновск и Куйбышев.

Специально для строительства Сурского рубежа обороны была сформирована 6-я сапёрная армия в составе четырёх сапёрных бригад. Они вместе с бригадой из мобилизованного населения досрочно закончили укрепрайон.

21 января 1942 года на имя наркома внутренних дел Л.П. Берии была послана телеграмма, подписанная, секретарём обкома Чарыковым: «Задание ГКО по строительству Сурского оборонительного рубежа выполнено. Объём вынутой земли — 3 млн. кубических метров, отстроено 1600 огневых точек (дзотов и площадок), 1500 землянок и 80 км окопов с ходами сообщений».

Сооружение Казанского обвода было завершено к 25 января 1942 года. Протяжённость воздвигнутого рубежа составила 331 километр.

Параллельно Волге строилась новая железная дорога. Волжская рокада — рокадная линия железной дороги от станции Иловля (на правом берегу Волги в 80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск.

Постройка Волжской рокады общей протяжённостью 978 км была предложена Сталину Кагановичем, и построена в короткий срок — за 6 месяцев — в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, и обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы.

К лету 1942 года были перерезаны все железные дороги к Сталинграду по правому берегу Волги. Поэтому запланированное ещё в январе строительство Волжской рокады вдоль левого берега Волги стало стратегической необходимостью. Соответствующее решение ГКО принял 23 января 1942 года.

Для строительства дороги была снята 180-километровая ветка линии БАМ — Тында, а также ветка Известковая — Ургал на БАМе, строительство которого было начато ещё в 1930-е годы. Рельсы снимались с трамвайных линий приволжских городов. Так, в Саратове полностью демонтировали две линии.

Читайте также
Тайна взрыва на складе боеприпасов в Киржаче: Какой вариант выберет комиссия? Тайна взрыва на складе боеприпасов в Киржаче: Какой вариант выберет комиссия? «Если один ответственный узнал, что другому голову оторвали, то он сделает выводы. А когда никому и ничего — то и остальным плевать»

На остальную часть трассы ГКО распорядился закупить за границей ещё 1200 км рельсов с американскими креплениями. Вся линия была принята в эксплуатацию 1 ноября 1942 года.

За короткое время пропускная способность железной дороги выросла с 16 до 20 поездов в сутки.

По Волжской рокаде из Сталинграда были эвакуированы 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными и беженцами — около 400 тысяч человек, в том числе были эвакуированы на Урал 25 тысяч рабочих Сталинградского тракторного завода с семьями.

С 1 июля 1942 года по 1 января 1943 года защитникам Сталинграда (Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному и Воронежскому фронтам) было доставлено 3269 оперативных и 1052 снабженческих эшелонов, всего 202 377 вагонов,

В заключение стоит сказать, что мощной огневой поддержкой «Волжского вала» должна была стать Волжская военная флотилия.

Постановлением ГКО и приказом наркома ВМФ от 23 октября 1941 года Учебный отряд кораблей реки Волги был переформирован в Волжскую флотилию. А 6 ноября того же года были определены состав, организация и базирование её сил.

Планировалось сформировать шесть бригад речных кораблей с включением в их состав 54 канонерских лодок, вооружённых орудиями калибра 85−152 мм, 30 бронекатеров, 90 катеров-тральщиков, сторожевых катеров и 60 катеров — морских охотников, а также 6 авиаотрядов (36 самолётов), 6 отдельных батальонов морской пехоты, 6 дивизионов торпедных катеров. Эти организационные мероприятия намечалось завершить к 1 апреля 1942 года.

Так что даже в фантастическом варианте взятия немцами Москвы на пути вермахта встал бы мощный Волжский вал товарища Берии.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня