Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Беспризорный «Буран» по имени «Байкал» обрел наконец-то свой дом — уже на Урале

Вадим Лукашевич: «Это был инженерный шедевр, намного интересней американского шаттла»

6051
Беспризорный «Буран» по имени «Байкал» обрел наконец-то свой дом – уже на Урале
Фото: wikimedia
Материал комментируют:

Советский космический корабль «Байкал» проекта «Энергия-Буран» с 20 мая занял постоянное место в специально построенном павильоне в музейном комплексе УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область). Для закатывания «Бурана» на это место использовался КамАЗ. Грузовик массой 8,9 тонны смог сдвинуть с места тяжеленный космический корабль в 56 тонн.

«Это первый корабль второй серии, третий по счету в программе „Буран“, он не был достроен. Поэтому у нас нет цели полностью его восстановить, мы не сможем это сделать. Мы хотим очистить корпус, он много лет стоял по разным местам, кочевал. Планируем воссоздать его внешний вид и создать внутри экспозицию. Также экспонаты, посвященные космосу, появятся в самом павильоне», — рассказал о сути предстоящих работ начальник отдела экспозиции Андрей Зимин.

В музее уверяют, что опыт реставрации такого корабля — уникальный. Но фактически предполагается просто восстановить кабину «Бурана», чтобы пускать туда посетителей музея.

Читайте также
Почетная ссылка для "главных космонавтов": Экс-глава «Роскосмоса» Борисов стал сенатором Почетная ссылка для «главных космонавтов»: Экс-глава «Роскосмоса» Борисов стал сенатором Совфед превращается в кунсткамеру для «не справившихся» — или дает им шанс обрести второе дыхание?

«Байкал» — третий летный экземпляр орбитального корабля, строившийся в рамках космической программы «Буран». И единственный, сохранившийся в России. Его должны были достроить в начале 90-х годов. Но денег на это не нашлось. Степень готовности корабля оценивалась в 1993 году в 30−50%.

«Байкал» привезли в Верхнюю Пышму летом 2024 года. Корабль с помощью двух кранов поставили на шасси, а восстанавливать его начали с января 2025 года.

Первый из «Буранов»: яркая и трагическая судьба

Первый корабль серии — «изделие 1.01» — был построен по аэродинамической схеме «бесхвостка» и имел треугольное крыло. Длина 36,4 метра, размах крыла — 24 метра, высота корабля на шасси — более 16 метров. «Буран» собирали на стапелях Тушинского машзавода — в промзоне на окраине Москвы.

В 1988 году корабль запустили в космос в беспилотном режиме. Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли. Тот полет и его посадка в автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера, вошли в книгу рекордов Гиннеса.

После закрытия программы корабль хранился в монтажно-испытательном корпусе на 254-й площадке Байконура. В 1998 году его перевезли в монтажно-испытательный корпус на 112-й площадке. Увы, в 2002 году там обрушилась крыша, легендарный корабль был уничтожен.

«Буран» доставлялся на орбиту ракетой-носителем «Энергия». У сверхтяжёлой «Энергии» была стартовая масса 2400 тонн. Она могла выводить на орбиту грузы с массой до 100 тонн. Всего было два пуска «Энергии».

Второй корабль проекта «Буран» — «изделие 1.02», «Буря» — был изготовлен, но не полетел. Корабль находится в Казахстане — на том же космодроме Байконур.

«Бураны» были лучше американских аналогов

«Энергия» — «Буран» — программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Это был ответ на многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл». В СССР сочли, что цель американского проекта — полномасштабное развертывание в космосе оружия, включая атомные бомбы. Советская система «Энергия — Буран» превосходила американского конкурента по характеристикам.

Головным разработчиком орбитального корабля «Буран» стало НПО «Молния».

В рамках проекта были созданы сверхтяжелая ракета «Энергия» и многоразовый корабль «Буран». Программа стартовала в 1976 году.

После первого полета «Бурана» в 1988 году планировали еще один-два рейса в автоматическом беспилотном режиме. А затем и пилотируемый полет. Определили, кто из космонавтов полетит — Игорь Волк и Римантас Станкявичус.

Работы по программе «Энергия-Буран» приостановили ещё до распада СССР, в 1990 году. Окончательное решение вынес Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» в 1993 году. На тот момент были готовы или находились в стадии строительства пять многоразовых космических кораблей.

Программа обошлась бюджету СССР в 14−16 миллиардов рублей. По современному курсу это более двух триллиона рублей.

Получится ли возродить «Буран»?

В 2016 году в Центре имени Хруничева восстановили департамент по многоразовым средствам выведения. В штат позвали специалистов, создававших в свое время «Буран».

Корреспондент «Свободной Прессы» поговорил о возможностях возрождения знаменитого проекта с кандидатом технических наук, экс-конструктором ОКБ Сухого Вадимом Лукашевичем.

«СП»: «Буран» — это же был реально мощный проект?

— Это был инженерный шедевр, намного интересней американского шаттла. На пике проекта, в 1980—1989 годах, на «Буран» работало более тысячи предприятий разных отраслей (93 министерства и ведомства выполняли задачи проекта).

Было задействовано более 2 млн человек разных предприятий и организаций. Это была огромная межотраслевая программа. Стоимость одного пуска «Бурана» превышала годовой бюджет Академии наук.

«СП»: Почему же проект закрыли?

— У «Бурана» заказчиком было Минобороны. И к моменту первого запуска оно отказалось от проекта, нашлись более дешевые способы решения поставленных задач.

«СП»: Реально возродить проект «Буран» в наше время? В Центре Хруничева вроде бы предпринимают такую попытку. Даже позвали бывших разработчиков советского «Бурана».

— Увы, «Буран» умер окончательно и бесповоротно. Такой проект был под силу только СССР. Чтобы было понятно, приведу цифры.

Читайте также
Варварская атака аэродрома Хмеймим бандитами "регулярной армии", есть погибшие. Кто ответит? Варварская атака аэродрома Хмеймим бандитами «регулярной армии», есть погибшие. Кто ответит? Спасет ли ракетный фрегат «Адмирал Касатонов» репутацию России на Ближнем Востоке

Для одного запуска ракеты-носителя «Энергии» требовалось более 100 тонн жидкого водорода. Планировали делать несколько запусков в год. А сейчас в России в год выпускают всего пять тонн жидкого водорода.

«СП»: Только в этом заключается причина невозможности возродить «Буран» сегодня?

— Нет, конечно. Главная причина — утрачены ключевые компетенции. Группа специалистов с НПО «Молния» переходила уже в постсоветское время в Центр Хруничева. Потом вернулась обратно. Российская «Молния» уже не та, что прежде. Важно и то, что большую роль в советском проекте «Буран» выполняла Украина, в том числе по системам управления. Сейчас сотрудничество с Украиной невозможно. Тем более что на территории этой страны многое разрушено. Кроме того, участниками проекта «Буран» были Узбекистан, Грузия. Но и у них тоже важнейшие компетенции утрачены.

«СП»: Буран стал единственным таким похороненным космическим проектом, у которого были перспективы?

— Можно еще вспомнить проект Челомея по созданию легкого космического самолета. Он проектировался как аппарат многоцелевого назначения и должен был решать широкий круг задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны. В силу ряда причин проект не был реализован. Еще могу вспомнить проект орбитального самолета «Макс».

«СП»: Он, кажется, даже получил золотую медаль в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94».

— Проект разрабатывало все то же НПО «Молния». И эту программу тоже заморозили из-за отсутствия финансирования. Хотя были и другие причины.

«СП»: Что могут делать сегодня российские разработчики подобных программ?

— Сложно сказать. Был, например, проект «Клипер» (многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль). Роскосмос отправил его на доработку, а потом и вовсе остановил. В нынешнем Роскосмосе просто нет компетенций для создания крылатых кораблей. В целом у России сейчас нет ни задач для таких проектов, ни возможностей, чтобы их реализовать.

Когда говорят о возрождении «Бурана», видимо, имеют в виду многоразовые крылатые аппараты меньшей массы. Но для них тоже нужны не только деньги, но и специалисты.

«СП»: Россия, выходит, утратила былое лидерство в космосе?

— США и Китай теперь лидируют в космосе. Россию они не видят партнером — с нашим нынешним уровнем технологий. А ведь есть еще Европейское космическое агентство, Япония, Канада.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Игорь Николаев

Экономист

Юрий Светов

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня