«Будет сокращение желающих идти в профессию, вообще в медицину...»
Семен Гальперин
По ТВ идет захватывающий костюмированный сериал — события вот прямо из начала 90-х. Вот ватага братков врывается в кабинет предпринимателя и требует бабло. Главарь бандюганов роется в шкафах и лично обыскивает карманы предпринимателя. А затем приказывает браткам отрубить ему палец — классика 1990-х! Только почему-то кликухи у братков исторические — «Ленин», «Горький», «Красин» и «Карл Радек».
Хотя вообще-то речь в 16-серийном сериале «Хроники русской революции» идет не о 90-х, а о событиях начала XX века, но местами ассоциации захлестывают…
Кстати, Карл Радек — вообще-то австрийско-подданный, и в Петрограде впервые объявился лишь в ноябре 1917 года. Ну, простим ему — дальше будет веселее.
Большевики, эсеры и полицейские — все общаются на сленге братков 1990-х годов и используют термины, неизвестные в начале ХХ века.
Николай Платошкин: Ленин жил иначе, чем сегодняшние руководители, и это многих раздражает
Образ вождя революции у Кончаловского — попытка очеловечить или очернить?
Эсер Лютер убивает двоих, втыкая в их уши карандаш. Пардон, кто-нибудь слышал, чтобы эсеры и большевики использовали карандаши таким манером? Карандаш в ухо — это опять же классика конца ХХ — начала XXI веков.
Полицейский ротмистр князь Цуладзе прямо в кадре наклюкался вина «Хванчкара». Но, увы, до 1932 года оное вино называлось «Кипиани».
Лютер и Манасевич в 1906 году встречаются в кинотеатре «Аврора», построенном в 1913 году под названием «Пикадилли» и переименованном в «Аврору» только в 1930 году. Ай, чудеса!
Владелец Путиловского завода подозревает, что убийство его инженера Бауэра устроили конкуренты с Обуховского завода. Как мог частный Путиловский завод, выполнявший в основном заказы армии, конкурировать с Обуховским заводом Морского ведомства, выполнявшим заказы для флота?
В 1914 году директор Путиловского завода держит в руках напечатанную в типографии брошюру Ленина «Европейская война и социализм». Это незаконченная Лениным работа впервые (!) была напечатана в «Правде» в 1929 году.
Тут дело не в 88-летнем режиссёре, а в том, что десятки сами себя уважающих историков уже 35 лет твердят, что Ленин своими статьями в 1914—1916 годах полностью разложил русскую армию. Однако уже сто лет коммунисты и антикоммунисты, сбиваясь с ног, ищут ходя бы одну брошюру или листовку Ленина, оказавшуюся в окопах Первой мировой. Но увы, увы…
Один из важнейших моментов «Хроник…» — подготовка эсерами покушения на Николая II, который-де должен был проезжать мимо гостиницы «Бристоль», и оттуда в него должны были запустить бомбой.
Действительно, 11 марта 1905 года эсер Швейцер при изготовлении бомбы подорвал сам себя. Однако Николай II физически не мог проезжать по этой улице.
У нас не то что режиссёры, но и профессора и академики от истории не знают, что царь Николай II был самый большой прогульщик в Российской империи. Рабочим место русских царей с 1762 года был Зимний дворец. Множество прекрасных помещений, средства связи, напротив через площадь — Главный штаб, все министерства в шаговой доступности.
Увы, злодейка Софья Перовская 1 марта 1881 года на 36 лет выселила русских императоров из их резиденции. Бедный Николай II 23 года своего царствования прятался от революционеров по всей стране. Новый год он встречал в Александровском дворце в Царском Селе, Пасху — в Ливадии, в конце мая — начале июня ехал в Петергоф, а оттуда — в финские шхеры, в июле отправлялся на охоту в Беловежскую пущу, где ему построили огромный трёхэтажный дворец и провели 70-километровую железнодорожную ветку.
До 1904 года от одного до трёх месяцев Николай гостил у своей германской родни. Ну а осенью опять ехал в Ливадию.
А все эти 23 года в Зимнем дворце сотни слуг и придворных ежедневно (!) готовили царю роскошные угощения и стелили постель. 97 дворцовых гренадёров несли охрану внутри дворца, а внешнюю охрану несли гвардейские полки. Над Зимним дворцом постоянно реял царский чёрно-жёлтый штандарт — «Царь всегда на своём месте!»
Увы, Николай II с 1894 по 1917 год ни разу не ночевал в Зимнем дворце! А в Петербурге за это время появлялся раз 30 на 2−5 часов и ехал обратно в Царское Село или Петергоф.
А вот моя «Хроника». 13 ноября 1904 года царь в 13.15 выехал из Александровского дворца и в 16.00 вернулся, успев за это время осмотреть Суворовский музей в Петербурге. И более — ни-ни!
6 января 1905 года Николай II был в Зимнем дворце на церемонии «Водосвятия». 23 июля 1905 года царский поезд подошёл к Витебскому вокзалу.
На перроне был разбит шатёр, где состоялось отпевание умершего царского любимца дворцового коменданта П.П. Гессе. По окончании церемонии царь сел в поезд и убыл в Александровский дворец.
Между прочим, царь ездил в Царское Село не по основной железной дороге, открытой ещё в 1837 году, а по специально построенной для него в 1895—1900 годах параллельной ветке с конечным пунктом «Царский павильон» в 50 метрах от Александровского дворца.
Ездил по этой дороге только царь с семейством, и более никто. После революции царскую железную дорогу разобрали за ненадобностью.
Историк Егор Яковлев: Кончаловский превратил Ленина в героя боевика
В «Хрониках русской революции» художественный вымысел победил историческую правду
В следующий раз Николай II приехал в Петербург 27 апреля 1906 года — на открытие Государственной Думы. Пробыл на церемонии 3 часа и обратно отправился также по Неве на малой яхте в Петергоф.
В 1907 году Николай II был в Петербурге только один раз — 19 августа на освящении Храма на крови. Через два часа он опять убыл на малой яхте по Неве в Петергоф.
В 1908 году в Санкт-Петербурге царь не был ни разу.
Самое удивительное, что все эти 23 года властям удавалось скрывать отсутствие царя в Зимнем дворце.
Обманутые рабочие 9 января 1905 года двинулись с петицией к Зимнему дворцу. Ну, вышел бы раззолоченный пузатый камергер и объявил: «Царь-батюшка в отъезде… Давайте петицию, приедет на недельке — передам».
Если б не поверили, можно было предъявить делегации пустые царские покои. И рабочим ничего бы не оставалось делать, как разойтись.
Десятки, если не сотни министров, генералов, губернаторов и прочая, и прочая колесили по всей стране для того, чтобы быть принятыми на 15−20 минут императором: длинных докладов Николай II не любил.
Передвижения царя между резиденциями были строго засекречены. Иногда, чтобы скрыть переезд Его Величества, например, на охоту в Беловежскую пущу, министр двора граф Фридерикс, по должности сопровождавший царя, демонстративно отправлялся в Ливадию.
Ах, 88-летний режиссёр не обязан вдаваться в такие «детали»! Так почему бы за копейки не нанять бедного студента, который за три часа по интернету всё бы выяснил? Но будем справедливы — два года назад Кончаловский обратился к известному историку Егору Яковлеву. Тот прочёл 16-серийный сценарий и написал большую критическую рецензию. Ну а Кончаловский его послал — «Лев Толстой тоже ошибался». Да плевать хотел наш великий режиссёр на зрителя: «Пипл всё схавает».
Между тем Лев Толстой много дней лично лазил по местам боёв под Аустерлицем и Бородино. А главное, Толстого читать интересно.
Но тут не тот случай.