Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История
22 декабря 2013 19:35

Пять имен из истории Дальней авиации России

4240

23 декабря в России отмечают День дальней авиации Военно-воздушных сил (ВВС). Праздник сравнительно молодой — он был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова. Хотя сама история Дальней авиации (ДА) приближается к столетию.

Связана она с созданием русским авиаконструктором Игорем Сикорским первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь» (на фото сверху), который стал прототипом всех современных тяжелых самолетов. Деревянный гигант мог вместить до 7 человек, имел размах крыльев 27 метров и весил почти пять тонн.

Усовершенствованной модификации «Витязя» Сикорский дал имя русского былинного богатыря — «Илья Муромец».

«Муромец» поднялся в небо 23 декабря 1913 года, как первый в мире пассажирский самолет. Он же стал первым тяжелым бомбардировщиком, вставшим на вооружение России в начале Первой мировой войны.

Эскадра таких воздушных средств была сформирована в русской армии 23 декабря 1914 года по указу императора Николая II. И принято считать, что именно от этой даты взяла свое начало российская стратегическая (дальняя) авиация.

За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. Уничтожили в воздушных боях 12 вражеских истребителей. Потеряли только один самолет. Но в сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице, где дислоцировалась наша эскадра, и самолёты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Возрождение дальней авиации началось уже после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых единиц.

А с принятием на вооружение в 1930 году бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева, советская тяжелая авиация перешла на качественно новый уровень. Это был выдающийся самолет своего времени, первый в мире четырехмоторный, воздушный цельнометаллический корабль.

Очередной этапной машиной стал спроектированный в КБ Ильюшина двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. После модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Он стал основной ударной силой Дальней авиации в годы Великой Отечественной войны.

К началу войны с Германией дальнебомбардировочная авиация Красной Армии включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк (это около 1500 самолетов и почти 1000 боеготовых экипажей). Летчики ДА вступили в бой с врагом 22 июня 1941 года и участвовали во всех крупных операциях советских войск, выполнив в общей сложности 220 тысяч боевых вылетов. Около 25 тысяч солдат и офицеров Дальней авиации были удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро — дважды Героями.

Сегодня дальняя авиация является частью российской ядерной триады наравне с подводными лодками и ракетами. Ее основа — лучшие военные бомбардировщики-ракетоносцы: Ту-160 МС, Ту-95МС, Ту-22М3. Это мощные и быстрые машины, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками и способные на долгие межконтинентальные перелеты.

Наиболее известный и современный из них — это сверхзвуковой Ту-160 МС, среди пилотов получивший прозвище «Белый лебедь».

Он является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Стоит на вооружении с 1987 года.

Сенсацией 2008 года стал полет самолетов Ту-160 в район Южной Америки по приглашению Венесуэлы. Тогда с военного аэродрома Либертадор (Венесуэла) наши экипажи выполнили полеты в районе Карибского бассейна. Перелет из Южной Америки в Россию занял 19 часов.

Сейчас в России 16 подобных машин, каждая из них носит собственное имя.

Вот несколько «именных» историй:

В 1995 году имя легендарного «первенца» российской дальней авиации «Илья Муромец» было присвоено двум стратегическим бомбардировщикам, участвовавшим в воздушном параде над Поклонной горой в Москве на праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Следующим именным самолетом стал ракетоносец «Иван Ярыгин», названный в честь известного российского борца, неоднократного победителя мировых чемпионатов и Олимпийских игр, одного из лучших спортсменов планеты, трагически погибшего в автокатастрофе.

Ту-160 «Валерий Чкалов» носит имя Героя Советского Союза, командира экипажа самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Человека, который, по сути, открыл эру дальней авиации.

Еще один стратегический ракетоносец Ту-160, базирующийся на аэродроме Энгельс в Саратовской области, назван в честь дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Павла Тарана. Этот прославленный летчик прошел путь от лейтенанта до командира бомбардировочного полка, совершив во время войны 386 боевых вылетов. Выйдя в отставку, Таран до конца жизни работал в ОКБ А.Н. Туполева.

Один из самых печальных моментов в истории отечественной Дальней авиации — 18 сентября 2003 года. В этот день в пяти километрах от поселка Советский в Саратовской области потерпел катастрофу самолет Ту-160 «Михаил Громов», названный в честь советского летчика-испытателя, установившего в 30-е гг. два мировых авиационных рекорда дальности полетов. Экипаж Ту-160 до последнего боролся за живучесть воздушного судна. Но на высоте 1200 м самолет стал стремительно разрушаться, и произошло его возгорание. Отдав приказ о катапультировании, командир судна, подполковник Юрий Дейнеко, оставил боевую машину последним. Но малая высота и большая вертикальная скорость снижения с наложением очередного взрыва на борту не оставила летчикам шансов остаться в живых. За мужество и героизм экипаж посмертно был удостоен высоких правительственных наград. В сентябре 2004 года на месте падения Ту-160 открыт памятник.

Фото РИА Новости/ ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня