Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История / День в истории
22 февраля 2014 16:41

6 наиболее эффективных модификаций штурмовика Су-25

19880

22 февраля 1975 года совершил первый полет штурмовик Су-25. Несмотря на то, что в войсках его прозвали «Грачом», он стал первой ласточкой послевоенной советской штурмовой авиации. В 1980 году Су-25 был принят на вооружение ВВС Советского Союза. И уже в 1981 году воевал в Афганистане. Различные модификации штурмовика будут выпускаться отечественным авиапромом до 2020 года.

Этапы большого пути

ВВС Советского Союза в 50-е годы имели на вооружении 1700 штурмовиков Ил-2 и Ил-10 с поршневыми двигателями, задачей которых являлась огневая поддержка наземных войск на поле боя и подавление одиночных целей противника.

Однако в апреле 1956 года министр обороны Жуков представил руководству страны доклад о низкой эффективности штурмовиков в современной войне. И предложил ликвидировать штурмовую авиацию, возложив ее функции на истребители-бомбардировщики. Кремль одобрил это предложение, в результате чего весь парк советских штурмовых самолетов был уничтожен.

Но через некоторое время Хрущев снял Жукова. А затем «ушел на пенсию» и Хрущев, считавший военную авиацию бесполезной в связи с «уникальными возможностями», которые предоставляет обладание ядерным оружием.

В середине 60-х годов была пересмотрена концепция роли авиации при решении различных боевых задач. Было принято решение о возрождении штурмовой авиации. Оно было более чем оправданным, поскольку сверхзвуковые истребители-бомбардировщики были не в состоянии отслеживать одиночные наземные цели и из-за низкой маневренности наносить точные ракетно-бомбовые удары.

В 1969 году был объявлен конкурс на создание современного штурмового самолета, который должен стать оперативно-тактическим средством поддержки наземных войск. В конкурсе приняли 4 ОКБ — Яковлева, Ильюшина, Микояна и Сухого. Несмотря на то, что Ильюшин имел значительный опыт разработки успешных штурмовиков, победил в конкурсе проект ОКБ Сухого.

Су-25, базовая модель

Одним из главных тактико-технических требований, которое предъявлялось к самолету, — живучесть в боевых условиях, а также высокая маневренность. Это объясняется тем, что он «работает» на небольшой высоте, зачастую в непосредственной близости от средств ПВО противника, а также обладает дозвуковой скоростью.

Для этой цели кабина пилота была бронирована листами титана, соединенными по сварным технологиям. Также в кабине было применено бронестекло. Что позволило защитить пилота при попадании 20-миллимитрового снаряда. Также были защищены и все основные агрегаты самолета. Повышенная живучесть была достигнута и за счет дублирования узлов, агрегатов, трубопроводов и электросети.

Статистика афганской войны подтвердила высочайшую надежность Су-25. Суховские штурмовики совершили более 60 тыс. боевых вылетов. При этом были потеряны лишь 23 машины. В среднем каждый сбитый Су-25 имел 80−90 пробоин. У погибших самолетов другого типа — истребителей-бомбардировщиков Су-17 — количество пробоин составляло 15−20. За весь период боевых действий в Афганистане не было случаев взрыва топливных баков и потери штурмовика из-за гибели пилота.

Самолет оснащался современным навигационным комплексом, позволяющим осуществлять боевые полеты при любой погоде. Радиотехнический комплекс не только осуществляет связь, но и обнаруживает РЛС противника. Имеются средства создания радиопомех и снижения инфракрасного излучения. Есть средства прицеливания, обеспечивающие бомбометание и запуск ракет.

Су-25 имеет мощное наступательное вооружение: двуствольная 30-мм пушка и крепящиеся на 10 узлах подвески бомбы и ракеты различного класса, а также напалмовые баки.

Масса пустого самолета — 9500 кг, максимальная взлетная масса — 17600 кг

Тяга двигателя — 2×44,13 кН

Максимальная скорость 975 км/ч

Практическая дальность — 1850 км

Боевой радиус действия — 1250 км (на высоте), 750 км (у земли)

Практический потолок — 10000 м

Максимальная высота боевого применения — 5000 м

Су-25Т, экспортный вариант

За четверть века ОКБ Сухого выпустило 12 модификаций штурмовика, сделав его поистине универсальной машиной, имеющей целый ряд боевых применений. Первой модификацией стал «истребитель танков» Су-25Т.

Его планер в сравнении с базовой моделью был частично доработан с целью повышения маневренности. Но главное отличие заключается в применении более совершенной прицельной системы «Шквал» оптико-электронного принципа действия. Что позволило добиться обнаружения и уничтожения малоразмерных целей (например, танков) на расстоянии до 10 км. В совокупности с остальными доработанными системами самолета «Шквал» обеспечил выполнение штурмовиком боевых задач в любое время суток и при любой погоде.

Что же касается оружейного комплекса машины, то он стал более приспособлен для уничтожения именно бронетехники противника.

Су-25ТМ, экпортный вариант — Су-39

Эта модификация, экспортный вариант которой получил название Су-39, является доработкой противотанкового штурмовика Су-25Т. Однако в результате существенно расширился диапазон боевого использования штурмовика, что он стал относиться к классу многофункциональных всепогодных тактических самолетов. В нем прежде всего была модернизирована система «Шквал», а также введен многофункциональный радиолокационный прицельный комплекс «Копье-25». За счет этого этот штурмовик приобрел способность ведения воздушного боя.

Су-25УБ

Это учебная машина, предназначенная для подготовки пилотов боевых штурмовиков ОКБ Сухого. От базовой модели отличается измененным планером и наличием двухместной кабины с дублированными органами управления и индикации. Для части радиоэлектронного оборудования предусматривается возможность ввода имитированных отказов из кабины инструктора на индикаторы кабины курсанта.

Имеет полный комплекс вооружения и может применяться в качестве боевого самолета.

Су-25УТГ

Самолет предназначен для обучения летного состава технике взлета и посадки на тяжелые авианесущие крейсеры. (Буква «Г» в названии означает «с гаком»). По своим летно-техническим характеристикам не отличается от Су-25УБ. Но при этом отсутствует вооружение.

Обучение происходит как на наземных комплексах с устройствами укорочения взлета (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишер), так и в реальных условиях на крейсере «Адмирал Кузнецов».

Су-25БМ

Буксировщик мишеней, предназначенных для учебных стрельб по ним из комплексов «земля — воздух». При этом пикирующие и парашютные мишени отстреливаются с узлов подвески. А горизонтально перемещаемые крепятся к самолету тросом длиной от 2300 до 3000 метров.

Су-25КМ (Su-25 Scorpion)

В Советском Союзе значительная часть суховских штурмовиков выпускалась на Тбилисском авиационном заводе. В 2000 году израильская компания Elbit Systems начала совместный с тбилисским заводом проект по модернизации экспортной модели Су-25К. Поднявшийся в 2001 году в небо самолет получил название Су-25КМ Scorpion.

В этой машине была полностью заменена бортовая радиоэлектроника, которая стала отвечать требованиям НАТО. Использование мощного бортового компьютера, системы GPS, комплексов наведения на цель, посадки, оптимизации работа двигателя — все это позволило существенно повысить (по утверждению разработчиков — в 2 раза) эффективность использования боевой машины при тех же самых летно-технических характеристиках.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня