2 марта 1949 года бомбардировщик B-50 совершил первый в истории беспосадочный перелет вокруг земного шара. И до, и после установления этого рекорда на чем только ни переплывали, ни перелетали, ни проезжали земной шар отважные путешественники. Сегодня мы расскажем о самых известных из них.
На парусных кораблях
6 сентября 1522 года к берегам Испании причалило трехмачтовое судно «Виктория» с 18-ю моряками на борту, совершившее первое в истории кругосветное плавание.
Это был один из пяти кораблей, предводительствуемых Фернаном Магелланом, которые отправились в исследовательскую экспедицию из испанского порта 20 октября 1519 года. Из 5 кораблей уцелел лишь один. Из 280 человек, отправившихся в дальний путь, выжили 18. Погиб и сам Магеллан — во время вооруженного столкновения на Филиппинах, где он пытался в 1521 году утвердить испанское владычество.
Трехлетняя экспедиция была изнурительной. Люди гибли от болезней, от голода, от холода, от стычек с аборигенами. Команда кораблей трижды затевала кровопролитные мятежи. Суда захватывались пиратами или же гибли во время штормов.
На яхте
24 апреля 1895 года 48-летний английский капитан Джошуа Слокам отправился из Бостона в одиночное кругосветное путешествие на двухмачтовой яхте «Спрей» под флагом США. Благополучно вернулся он к американским берегам, в Ньюпорт, через три года — 27 июня 1897 года, пройдя 74 тыс. километров.
Яхта «Спрей», признанная одной из лучших яхт своего времени, имела 11,2 метра в длину и 4,7 метра в ширину. Осадка — 1,3 метра. Площадь парусов — 94 кв.м.
В отличие от Магеллана, на своем пути он не сталкивался ни с пиратами, ни с кровожадными аборигенами. Средств на пополнение провианта у него было достаточно. Главными его врагами были шторма, которые заставляли неоднократно изменять курс. Тяжело переживал Слокам и одиночество, борясь с которым, постоянно разговаривал с рыбами, с луной, отдавал сам себе команды. А однажды даже «пообщался» с призраком в одеянии матроса XVI века, который более часа держал штурвал «Спрея». Что свидетельствует о значительной нагрузке на психику одиноких людей.
Изрядную штормовую нагрузку испытывала и яхта, в связи с чем Слокам в порту Сиднея ремонтировал ее три месяца.
На велосипеде
Это тяжелейшее путешествие предпринял в июне 1911 году русский спортсмен Онисим Панкратов, велогонщик, мотоциклист и борец. Скопив, как ему казалось, достаточно средств, он отправился из Харбина вместе с тремя велосипедистами через Сибирь в Европу. Вскоре его компаньоны прекратили самоистязание, каковым было передвижение по российскому бездорожью.
Панкратов был вынужден пересекать Сибирь и Урал по шпалам Транссибирской магистрали. При этом путевые обходчики вели с ним непримиримую борьбу, сгоняя с трассы. По пути в Европу он терпел и голод, и холод, на него нападали разбойники. Дремучие крестьяне относились к нему, как к черту на адской колеснице.
В цивилизованной Европе было попроще. Тут ему удавалось периодически получать работу грузчика, чтобы пополнить бюджет. Зарабатывал он и в цирке, будучи профессиональным борцом. На билет на пароход до Америки он два месяца таскал в порту мешки с углем.
Американская глубинка встретила его не менее подозрительно, чем Сибирь. Фермеры наблюдали за непонятным чужаком исключительно через прицелы винчестеров.
В конце концов из Сан-Франциско Панкратов добрался на пароходе до Японии. А оттуда было уже «рукой подать» до родного Харбина, куда мужественный путешественник вернулся 28 июля 1913 года. За время путешествия он сменил 53 покрышки, 36 камер, 8 педалей, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц. За этот подвиг он получил от Международного союза велосипедистов «Бриллиантовую звезду». Во время Первой мировой, где он воевал в качестве пилота, Панкратов был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и тремя орденами.
На дирижабле
Облет земного шара на дирижабле «Граф Цеппелин», в сравнение с велопробегом Панкратова, был приятным круизом. Этот самый крупный в истории дирижабль имел просторную гондолу длиной 40 метров и шириной 6 метров. 5 мощных двигателей развивали скорость в 115 км/час. Пассажиры размещались в 10 двухместных каютах со спальными местами. Имелись умывальные комнаты, кухня, обслуживавшая 50 человек, и кают-компания.
В августе-сентябре 1929 года «Граф Цеппелин» за 20 суток совершил кругосветный перелет, стартовав в Лейкхерсте (США). При этом были произведены три промежуточные посадки — во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе — для дозаправки, поскольку дальность «Графа Цеппелина» составляла 10 тыс. километров.
На самолете с промежуточными посадками
Американский пилот Уайли Пост вместе со штурманом Гарольдом Гатти совершил в 1931 году на одномоторном самолете Lockheed Vega кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк. На это у него ушло 8 дней, 15 часов и 51 минута.
Два года спустя Пост в одиночку улучшил этот результат. На прохождение маршрута Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк было затрачено 7 дней, 18 часов и 49 минут.
На самолете без промежуточных посадок
2 марта 1949 года экипаж из 14 человек на стратегическом бомбардировщике B-50, получившем название Lucky Lady II, совершил первый в истории беспосадочный кругосветный перелет. На средней скорости в 401 км/час самолет преодолел расстояние в 37 700 км за 94 часа и 1 минуту. При этом четырежды дозаправлялся в воздухе самолетами-заправщиками B-29 Superfortresses, поднимавшимися с военных баз США.
В отличие от чисто спортивного перелета Поста, это был стратегический перелет. На аэродроме в Форт-Уэрте экипаж встретили высокопоставленные генералы США. Командующий Стратегического авиационного командования США Кертис Лимей, пожав руку каждому члену экипажа, заявил, что теперь воздушная армия страны способна доставить ядерную бомбу в любую точку земного шара.
На субмарине
Со столь же милитаристскими целями 24 февраля 1960 года отправилась в подводное кругосветное плавание атомная субмарина США «Тритон» под командованием капитана Эдварда Бича. Экспедиция завершилась через 50 дней и 21 час — 25 апреля.
Основные цели, действительно, были военно-стратегические — испытание психологического состояния команды при столь длительном автономном плавании, а также демонстрация Советскому Союзу мощи американского флота.
Решались при этом и «гражданские» задачи. Для чего на борту присутствовали геофизик и океанограф. Для рекламных целей в поход отправился фотограф журнала National Geographic, которого как резервиста призвали в ряды ВМФ на пару месяцев.
Когда капитан Эдвард Бич привел лодку на базу, из него намеревались сделать национального героя. Однако отложили это дело на неопределенный срок в связи с дипломатическим скандалом по поводу уничтожения 1 мая 1960 года над Уралом силами ПВО американского самолета-разведчика. Но славу он все же снискал. Президент Эйзенхауэр келейно вручил ему орден. А через год Американское философское общество, отметив его заслуги в исследовании мирового океана, присвоило Бичу звание почетного доктора наук.
На лошадях
Два российских путешественника — Петр Полонин и Николай Давидовский — в период с 1992 по 1998 год в три этапа совершили кругосветное путешествие на владимирских тяжеловозах, запряженных в кибитку. По земле ехали на конной тяге, проливы преодолевали на паромах. В пути провели 4 года и 8 месяцев. Ехали с продолжительными остановками, чтобы и мир посмотреть, и себя, то есть владимирских тяжеловозов, показать. Путешествие следует признать условно конным, поскольку во время третьего этап, по Японии, перемещались на велосипедах. А от Токио до родного Иванова, откуда начался маршрут, и вовсе везли тяжеловозов на транспорте.
На воздушном шаре
20 марта 1999 года завершился первый в истории человечества кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре. Он длился 19 дней 21 час и 55 минут. Пилотами воздушного шара Breitling Orbiter-3 были швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс.
Пиккар — «потомственный» рекордсмен. Его дед — Огюст Пиккар установил в 1933 году рекорд, поднявшись на стратостате на 16370 метров. Отец — Жан Пиккар в 1960 году опустился в батискафе на дно Марианской впадины, достигнув отметки 10917 метров.
Шар был громадных размеров — с 20-этажный дом. Гондола, напоминающая космический корабль, обеспечивала нахождение воздухоплавателей на высоте до 15 тыс. метров.