История

4 главные достижения NASA

  
2338

2 апреля 1958 года президент США Дуайт Эйзенхауэр представил законопроект об основании Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — National Aeronautics and Space Administration, NASA.

Необходимость сконцентрировать космические программы в едином центре для наиболее эффективного расходования бюджетных средств и ускорения выхода США в космос была вызвана запуском в октябре 1957 года первого советского искусственного спутника земли. С этого момента американская астронавтика длительное время находилась в роли догоняющего, пока не совершила прорыв, высадив человека на Луну.

В связи с этим американские программы были в определенной мере похожи на советские. Но они, конечно же, имели и свои неповторимые особенности.

1. «Меркурий»

Всякие стартовые космические программы не только окутаны романтическим ореолом, но и сопряжены с повышенным риском. И первые шесть американских астронавтов — Джонн Глен (1921), Вирджил Гриссом (1926 — 1967), Скотт Карпентер (1925 — 2013), Гордон Купер (1927 — 2004), Дональд Слэйтон (1924 — 1993), Алан Шеппард (1923 — 1998), Уолтер Ширра (1923 — 2007), — несомненно, были героями.

Если перед полетом Гагарина было совершено шесть запусков кораблей с подопытными животными, то перед суборбитальным полетом 5 мая 1961 года Шеппарда слетал лишь один шимпанзе по кличке Хэм.

После двух суборбитальных полетов по баллистической траектории полноценный орбитальный полет с Гленном на борту состоялся 20 февраля 1962 года. Последний полет программы «Меркурий» продолжительностью 34 часа стартовал 15 мая 1963 года.

Из-за технических неполадок астронавтам неоднократно приходилось проявлять мужество и смекалку. Из-за нештатного отстрела люка капсулы после приводнения Гленна спускаемый аппарат начал тонуть. И вертолет еле успел спасти астронавта. Из-за перерасхода топлива Шеррар приземлился в 450 км от запланированного места, и его долго искали спасатели. Во время полета Шеппарда отказала система ориентации корабля, и он с громадным трудом смог сориентировать корабль по времени на торможение и не улетел куда-нибудь в Гималаи.

2. «Аполлон»

Программа высадки человека на Луну была принята еще в 1961 году. Даже когда дело еще не дошло до орбитальных пилотируемых полетов.

Параллельно велись работы по созданию космического корабля «Аполлон» массой 47 тонн и трехступенчатой ракеты-носителя «Сатурн-5», обладавшей необходимой мощностью, чтобы доставить корабль на окололунную орбиту.

«Аполлон» существенно отличался по параметрам от предыдущих американских кораблей и по функциональной сложности, и по приборному оборудованию, и по габаритам (длина превышала 15 метров), и по используемым материалам. Он имел два отсека: командный отсек (для пребывания в нем трех космонавтов и управления кораблем) и служебный отсек (для размещения аппаратуры жизнеобеспечения и двигательной установки). К кораблю был прикреплен 15-тонный спускаемый модуль длиной 7,6 метра.

Спускаемый, лунный, модуль имел две ступени — посадочную и взлетную. Посадка могла осуществляться в автоматическом, в ручном и в смешанном режимах.

«Тренировки», то есть испытание ракет и различных модификаций корабля в беспилотном режиме, начались еще в 1963 году. Первый же полет экипажа к заветной цели состоялся в 1969 году. Но перед этим произошла трагедия: во время подготовки к первому пилотируемому полету 27 января 1967 года при пожаре на борту корабля погибли Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи.

Затем состоялось нескольких пилотируемых испытательных облетов Земли и Луны. И, наконец, 16 июля 1969 года к Луне стартовала экспедиция «Аполлон-11», в которую вошли Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. 20 июля Армстронг и Олдрин впервые в истории человечества ступили на Луну. При этом Армстронг произнес историческую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Покинули Луну они спустя 21 час и 36 минут.

После этого состоялось еще пять высадок — с ноября 1969 года до декабря 1972 года. Последняя экспедиция пробыла на Луне 75 часов, из них 22 часа — вне лунного модуля. Практическим результатом программы «Аполлон» стал большой объем лунной породы, доставленный на Землю.

При этом был и один неудачный полет на корабле с несчастливым номером 13. Из-за аварии высадка была отменена, и корабль вернулся на Землю с окололунной орбиты.

3. «Скайлэб»

NASA запустила свою первую и единственную орбитальную космическую станцию «Скайлэб» в 1973 году. Произошло это на два года позже, чем это сделал Советский Союз. При этом «Салютов» у нас было 7 штук, а «Скайлэб» был изготовлен в единственном экземпляре. Однако американская программа оказалась уникальной с точки зрения объема станции и количества исследовательской аппаратуры на ее борту. Если самый крупный «Салют» имел объем 90 куб.м., то американцы запустили на орбиту целый «хилтон» объемом 352 куб.м.

Причем это была цельная конструкция, доставленная в космос одной ракетой. Появившаяся у нас станция «Мир» собиралась на орбите из модулей. Ее полезный объем был почти таким же — 376 куб.м.

Станция просуществовала до июля 1979 года.

4. «Спейс шаттл»

Разработку космического корабля многоразового использования компания North American Rockwell (сейчас Boeing) начала в 1971 году. В качестве субподрядчиков выступило еще несколько фирм, работающих как на мир, так и на войну.

Было запланировано построить 5 челноков — «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор», каждый из которых должен был выполнять 24 старта в год, начиная с 1981 года. При этом предполагалось, что ресурс каждого корабля составит около 100 запусков. Однако реальность с планами не совпала. Было произведено лишь 135 запусков.

Суммарная стоимость разработки, производства и запуска челноков составила $ 196 млрд. При этом стоимость одной космической миссии оценивается приблизительно в полмиллиарда.

Американский челнок — уникальное инженерное сооружение. (Кстати, у нас был такой же, преступным образом выброшенный на свалку).

До высоты около 50 км он разгоняется двумя твердтопливными ракетными ускорителями. Затем они отделяются от корабля и на парашютах спускаются в океан. После чего ремонтируются, заправляются и используются при следующих стартах.

Затем включаются три маршевых двигателя корабля и работают до высоты 115 км, получая жидкие водород и кислород из подвесного бака. После отработки бак отстыковывается, и большая его часть сгорает в атмосфере.

На орбите траектория корректируется за счет двигателей системы орбитального маневрирования. На землю корабль возвращается как планёр, приземляясь на ВПП.

Количество членов экипажа достигает восьми человек. В некоторых рейсах на борту присутствовали лишь два астронавта.

Стартовая масса — 2030 тонн, масса полезной нагрузки — 25 тонн.

Корабли эксплуатировались с 1981 по 2011 год.

Из 135 запусков 2 закончились трагически. 28 января 1986 года корабль «Челленджер» взорвался на 73-й секунде полета. Погибли 7 астронавтов.

1 февраля 2003 года корабль «Колумбия» разрушился в плотных слоях атмосферы при посадке. Погибли 7 астронавтов.

Программа была закрыта в 2011 году. За 30 лет эксплуатации пять челноков совершили 135 полётов. В общей сложности они совершили 21 152 витка вокруг Земли и пролетели 872,7 млн. км. На шаттлах в космос было поднято 1,6 тыс. тонн полезных грузов, на этих аппаратах слетали 355 астронавтов и космонавтов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Каковы основные проблемы Российской армии сегодня?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня