16 апреля 1891 года император Александр III утвердил образец знаменитой русской винтовки-«трехлинейки». Приказ по военному ведомству от 11 мая возвестил о «введении новой пачечной винтовки уменьшенного калибра».
Создателем этого оружия был Сергей Иванович Мосин. Детище русского конструктора стало верным и надежным спутником наших солдат в пяти войнах: Русско-японской, Первой мировой, Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной. Ее выпуск был начат в 1891-м, а завершился в 1944-м. Более полувека солдаты разили врага из «трехлинейки»!
1. Первый опыт конструктора
Сергей Иванович родился 2 апреля (14-го по новому стилю) 1849 года в Рамони (ныне пригород Санкт-Петербурга Сестрорецк) в семье отставного поручика и крестьянки. Будущий оружейник с отличием окончил Воронежскую военную гимназию, затем — Михайловское артиллерийское училище. Был выпущен в звании капитана, да с золотой медалью. Как выяснилось позже, высокая награда оказалось первой, но не последней в жизни Мосина.
В 1875 году Сергей Иванович был командирован на Тульский оружейный завод, где возглавил инструментальную мастерскую. Впервые свои конструкторские способности он проявил в 1878 году, приняв участие в конкурсе по диагностике верности прицельной линии для винтовок образца 1870 года. Преуспел ли в этом штабс-капитан? Увы, неизвестно — результаты испытаний не сохранились.
2. Пять новых вариантов
В конце XIX века основным стрелковым оружием русской армии была винтовка системы Хайрема Бердана, в простонародье — «берданка». При многих достоинствах она имела один минус: была однозарядной. Мосин взялся исправить этот недостаток и летом 1883 года представил несколько образцов винтовок, снабженных реечно-прикладными магазинами на восемь патронов. Комиссия положительно отозвалась о винтовке, однако конструктору было указано на ряд недоработок.
Сергей Иванович продолжил работу и в 1885 году показал пять (!) новых вариантов. Проекты Мосина были одобрены, после чего военное министерство заказало Тульскому оружейному заводу тысячу образцов винтовки для испытаний.
3. Миллион за магазин
Иностранцы, прослышав об изобретении Мосина — реечно-прикладном магазине для винтовок, решили его заполучить. Агенты парижской оружейной фирмы «Рихтер» предложили конструктору за новинку сначала 600 тысяч франков, потом и вовсе миллион. Сумма по тем временам колоссальная! Остаток жизни конструктор мог провести в приятной, беззаботной роскоши… Однако Мосин отказался от выгодного предложения. Он был русским и трудился только для России.
4. В компании знаменитостей
К концу XIX столетия вопрос о перевооружении Русской армии был решен окончательно. В 1889 году в Российское военное министерство стали поступать работы известных конструкторов Европы. Комиссия ведомства, кроме чертежей русского оружейника Сергея Мосина, рассматривала работы знатных иностранцев: француза Никола Лебеля, австрийца Фердинанда Мандихера, бельгийца Леона Нагана.
…На полигон стали привозить винтовки различных модификаций. Солдаты по команде выходили на огневой рубеж и начинали стрельбу. Оружие проверяли не только на скорострельность и меткость. Винтовки намерено засоряли, потом заряжали чистыми патронами. Обливали соленой водой, клали в сырой погреб. Придумывали и другие испытания — на войне ведь случается всякое.
Все зарубежные образцы оказались, как гласил вывод комиссии, «неудовлетворительны или по устройству магазина или по непрочности и неудобству затвора». Лишь винтовка Мосина не сплоховала. Ее предохранительный механизм, устранявший риск подачи сразу двух патронов, был сделан в виде пружины-отсечки, приклад разбирался без отвертки. Винтовка стала значительно легче, надежнее и скорострельнее. Увеличилась и дальность поражения.
5. Мосин против Нагана
Странно, но фамилия Мосина в названии винтовки не отразилась. Чиновники сочли, что использование идей и наработок других конструкторов, пусть и незначительных, не дает такого права именно этому конструктору. Сам же Сергей Иванович считал иначе — все главные части и механизмы винтовки разработаны им самим, и именно они определяют систему в целом.
Мало того. Император Александр III собственноручно вычеркнул из названия слово «русская». И винтовка Мосина стала просто «трехлинейной винтовкой образца 1891 года».
Винтовку приняли на вооружение Русской армии, автора наградили премией в тридцать тысяч рублей. Сумма солидная, однако… Мало того, что соавтором изобретателя признали Нагана, его же одарили двумя сотнями тысяч целковых! За что?
Ответ на этот вопрос дал сам Мосин в письме военному министру Алексею Куропаткину: «Моя винтовка принята на вооружение, но 200 000 рублей выдано конкуренту только за его обойму к моему магазину, а мне только 30 000 рублей за проект и построение всего ружья, которому даже не дано названия его изобретателя».
Наверняка и сам Сергей Иванович догадывался, почему его «отодвинули». Главную роль сыграли известность Нагана и традиционное «низкопоклонство» России перед Западом
6. Длинный, длинный роман
Мосин, тем не менее, обрел заслуженную славу: его грудь увенчали награды — ордена Святого Владимира двух степеней, Святой Анны, бухарская Золотая Звезда. Конструктору присудили высшую военно-техническую награду Русской армии — Михайловскую премию. Но главное, он, наконец, обручился с Варварой Николаевной Арсеньевой. Их роман длился более полутора десятков лет…
Женщина, с которой Мосин познакомился в 1875 году, была замужем за тульским помещиком Арсеньевым и воспитывала двоих детей. Сергей Иванович влюбился в нее, однако супруг воспротивился разводу. Дважды Мосин вызывал его на дуэль, но тот уклонялся от поединка. В конце концов, Арсеньев согласился на развод, потребовав изрядные отступные. Однако таких денег у Мосина не было. И лишь в 1891 году, спустя шестнадцать лет после знакомства Варвара Николаевна и Сергей Иванович сыграли свадьбу.
7. Рядом с Калашниковым
В 1894 году Мосин назначается начальником Сестрорецкого оружейного завода, командиром городского гарнизона и становится членом Артиллерийского комитета. А «трехлинейка» удостаивается Гран-При на Всемирной выставке в Париже.
Казалось, живи, да радуйся… Но, увы, Мосин, которому присвоили звание полковника, а потом и генерала, в начале 1902 года тяжело заболел и вскоре скончался. На крышку гроба положили изобретенную им винтовку. Славному русскому оружейнику было всего 42 года…
О Мосине надолго забыли. Вспомнили лишь в 1930 году, когда модернизированное оружие получило, наконец, имя своего создателя. Уже в Советском Союзе модернизированный образец оружия назвали «трехлинейной винтовкой Мосина образца 1891/1930 гг.» В память о конструкторе в 1960 году в нашей стране была учреждена премия.
«Винтовка образца 1891 года» и спустя многие десятилетия считается одним из лучших видов стрелкового оружия. И славы у трехлинейки не меньше, чем у автомата, изобретенного другим русским умельцем — Михаилом Калашниковым…
Фото: Винтовка Мосина 7,62-мм образца 1891−1930 годов/ РИА Новости