22 апреля 1864 года во льдах Финского залива приступило к работе первое в мире российское паровое судно ледокольного типа «Пайлот». Геометрия и основные принципы построения этого судна до сих пор используются в ледокольных флотах северных стран.
1. Первый «Опыт»
Проводка судов через льды занимала умы изобретателей с незапамятных времен. Однако возможность для ее эффективной реализации появилась, когда в промышленности и на транспорте начали внедряться достаточно мощные паровые машины.
Первая попытка создания ледокольного буксира была предпринята в 1861 году. По проекту инженера Эйлера броненосная канонерская лодка «Опыт» была перестроена в ледокольное судно. Нос лодки был укреплен носовым тараном. На борту установили несколько кранов с лебедками для сбрасывания на лед 40-килограммовых гирь. Подводную часть оснастили шестами с взрывчаткой для подрыва льда.
Испытания проводились во льдах Финского залива. Они продемонстрировали неэффективность предложенного метода борьбы со льдами. И в 1866 году «Опыт» был переоборудован в канонерскую лодку, получившую название «Мина».
2. Учитель адмирала Макарова
«Пайлот» (что означает «Лоцман») изначально также не был ледоколом. До 1864 года он был спасательным винтовым буксиром, принадлежавшим судовладельцу Михаилу Осиповичу Бритневу (1822 — 1889).
Этот человек сделал немало для развития российского флота. Родившись в Кронштадте в купеческой семье, он, достигнув совершеннолетия, начал строить плавучие краны для разгрузки судов. Чего до него никто не делал. Вскоре Морское ведомство воспользовалось его идеей, приступив к постройке такого рода судов.
В 1864 году по чертежам самоучки Бритнева был создан первый в мире ледокол. Он оказался настолько удачным, что ледоколы такого типа в 70-е годы позапрошлого века начали строить в Германии, Дании, Швеции, Канаде и США. В связи с чем Бритнев должен был бы озолотиться. Однако этого не произошло: он продал чертежи «Пайлота» немцам всего за 300 рублей.
Адмирал Макаров, создатель арктического ледокола «Ермак», высоко ценил вклад Бритнева в отечественное судостроение и считал его своим предшественником.
В конце 60-х годов Бритнев построил в Кронштадте свой судостроительный завод. Созданные на нем пароходы ходили по Енисею, Лене и озеру Байкал.
Был Бритнев пионером и в водолазном деле. В 1869 году он открыл первую в стране водолазную школу.
3. Давить лучше, чем ломать
Бритнев срезал у «Пайлота» носовую часть под углом в 20 градусов ниже ватерлинии. Эту геометрию изобретатель позаимствовал у торосных лодок поморов. Что позволило существенно снизить силу удара при соприкосновении со льдами. Но главная идея такого решения состояла в том, что ледокол получил возможность заползать на лед и ломать его своей массой.
Ледокол позволил удлинить на несколько недель судоходный сезон для судов, осуществлявших почтово-пассажирское сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом.
Во время сравнительных испытаний «Пайлота» и «Опыта» ледокол Бритнева оказался выше на голову переделанной канонерской лодки, которая в конечном итоге безнадежно застряла во льду.
Через некоторое время Бритнев построил еще два точно таких же ледокола — «Буй» и «Бой». Все они имели в качестве силовой установки паровую машину мощностью 60 л.с. Длина судов равнялась 26 метрам, осадка — 2,5 метра. Они были оснащены гребным винтом.
«Пайлот» был выведен из состава флота в 1880 году. Его братья-близнецы несли ледовую вахту до конца 90-х годов.
4. «Пайлот» завоевывает мир
Однако довольно долго Морское ведомство полагало, что будущее ледокольного флота за колющими лед форштевнем судами. В 1871 году недоверие к ледоколам типа «Пайлот» было сломлено. Произошло это в связи с тем, что немецкие судостроители начали эксплуатировать ледоколы, сделанные по чертежам Бритнева. Они как нельзя лучше пришлись ко двору в связи с тем, что из-за сильных холодов замерзла Эльба и акватория Гамбургского порта.
Имя Бритнева, прозвучавшее в Европе, наконец-то расслышали и в России.
В 1880-е годы опыт кронштадского изобретателя начал внедряться в России. Ораниенбаумская пароходная компания построила по образу и подобию «Пайлота» ледоколы «Луна» и «Заря» установив на них более мощные 250-сильные паровые машины.
В конце позапрошлого века российские пароходства делали значительное количество заказов на ледоколы на иностранных верфях. И, в частности, в Дании. При этом каждая из зарубежных компаний должна была бы приобретать патент у Бритнева, если бы он об этом в свое время позаботился. Размеры судов, конечно, были различными. Но все пропорции были практически неотличимы от предложенных Бритневым.
В 1892 году по заказу Дальневосточного пароходства в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» был изготовлен ледокол «Надежный». По образу и подобию судов Бритнева. Хотя, конечно, у него были свои конструкторы — В.А.Афанасьев и В.И.Рунеберг при участии капитана I ранга К.П.Иессена. Это было очень солидное судно водоизмещением 1700 тонн с 3500-сильной паровой машиной. Его длина равнялась 58 метрам, а дальность плавания достигала 3000 миль.
Особенность «Надежного», впоследствии нашедшая применение на всех последующих ледоколах, состояла в наличии «ледового пояса», проходящего вдоль ватерлинии. Он представлял собой металлическую полосу толщиной 25 мм, которая защищала корпус судна от 600 мм ниже ватерлинии до 1200 мм выше нее.
Столь мощное судно справлялось со льдом толщиной до 75 см.
Скорость «Надежного» на чистой воде равнялась 14 узлам.
В команду входило 80 офицеров и матросов.
5. А у русских собственная гордость
В XIX веке с задачей оснащения флота ледокольными судами начали справляться уже отечественные производители. В 1908 и 1909 годах на Невском судостроительном заводе были построены два «парных» ледокола «Вайгач» и «Таймыр».
Их водоизмещение составляло 1360 т, длина — 60 м, ширина — 12 м, осадка — 6,7 м. Паровая машина имела мощность 1200 л.с. Максимальная скорость — 9 узлов. При этом дальность плавания составляла 7700 миль.
Эти ледоколы прославились тем, что в 1914—1915 годах первыми из российских судов прошли Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
Их судьбы сложились по-разному. В 1918 году «Вайгач» потерпел аварию в Енисейском заливе. После чего в строй не вводился. В 1924 году был сдан в металлолом.
«Таймыр» «служил» в Балтфлоте до 1950 года. Принял участие в двух мировых войнах. В 1938 году участвовал в эвакуации полярной станции «Северный полюс-1».
6. Легенда флота
Но главная реликвия российского ледокольного флота появилась раньше — в 1898 году. Это первый ледокол арктического класса «Ермак», который справлялся со льдами двухметровой толщины.
Во главе комиссии, которая занималась выработкой технических требований и приемкой документации на него, стоял адмирал Степан Осипович Макаров. «Ермак» по заказу России изготавливался в Ньюкасле на стапелях британской судостроительной компании Armstrong Whitworth. На воду он был спущен в конце 1897 года.
9 марта 1899 года ледокол вышел на первое задание, освободив из ледяного плена 11 пароходов в районе Ревеля.
Технические характеристики «Ермака»:
Водоизмещение — 8730 т
Длина — 97,5 м
Ширина — 22 м
Осадка — 7,3 м
Мощность паровой машины — 9000 л.с.
Скорость — 12 узлов
Дальность плавания — 4400 миль
Экипаж — 102 человека
За 64 года службы на флоте «Ермак» продемонстрировал свои уникальные возможности, заложенные конструкторами. Ни один из существовавших ледоколов не был способен столь длительно проходить льды без заметного ущерба для корпуса. Он был задуман как непотопляемый, для чего на борту находились помпы рекордной производительности. «Ермак» был снабжен системой, уменьшающей трение при соприкосновении со льдом.
Он провел бессчетное количество караванов в северных морях. Многократно участвовал в спасательных операциях. В 1938 году «Ермак» вывел на чистую воду практически весь советский ледокольный флот, скованный льдами Арктики. Участвовал в двух мировых войнах.
В 1963 году был выведен из состава флота. Попытки энтузиастов превратить его в музей успеха не имели. И в 1965 году легенда русского флота была затоплена.
Иллюстрация на открытии: ледокол «Пайлот». Почтовая марка СССР. 1976.