Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

4 лучших гидросамолета КБ Бериева

9496

3 мая 1932 года первый полет совершил гидросамолет МБР-2. С этого момента за КБ Георгия Михайловича Бериева утвердилось негласное звание разработчика лучших летающих лодок не только в СССР, но и в мире

1. Рекордный старт

Ближний разведчик МБР-2, который выпускался также и как пассажирский самолет, поступил на вооружение ВМФ СССР в 1933 году. Решение о его серийном производстве было принято на совещании у Сталина, на которое были приглашены ведущие авиаконструкторы страны. Машина понравилась Сталину, несмотря на то, что Туполев, распознав в молодом конструкторе своего конкурента, обозвал самолет «деревяшкой». Такая его реакция объясняется тем, что КБ Туполева в то же самое время пыталось поставить на вооружение ВМФ свою летающую лодку МДР-2, которая в конечном итоге была отклонена.

МБР-2, действительно, был изготовлен из дерева, укрепленного металлическими элементами. После каждой посадки на воду его необходимо было просушивать около трех часов, обложив мешками с нагретым песком. Но при этом летные качества разведчика превосходили показатели лучших иностранных гидросамолетов.

Имея двигатель мощностью 750 л.с., он развивал скорость 250 км/ч, имел потолок — 7500 м и дальность полета — 700 км. Был вооружен двумя пулеметами калибра 7,62 мм и двумя 600-килограмовыми бомбами.

МБР-2 обладал фантастической устойчивостью на воде. Совершая пассажирский рейс по маршруту Одесса — Батуми, он выполнил аварийную посадку и в штормовых условиях дрейфовал 9 суток.

Всего было построено 1500 экземпляров МБР-2, которые прекрасно зарекомендовали себя во время войны.

На пассажирской модификации самолета был установлен ряд мировых рекордов. В частности, женский экипаж, в который вошли Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова, совершили рекордный беспосадочный полет протяженностью 2416 км по маршруту Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск.

2. Корабельный разведчик

В конце 40-х годов ВМФ СССР выдал КБ Бериева ТЗ на разработку корабельного разведчика, который мог бы не только базироваться на прибрежных аэродромах, но и запускаться с тяжелых кораблей при помощи катапульты. Помимо разведывательных задач на новую машину возлагали функцию противолодочного самолета, способного уничтожать неприятельские субмарины. Машина получила название Бе-4.

У КБ уже существовал опыт создания такого рода машин. В 1937 году был запущен в серийное производство Бе-2. Однако к концу десятилетия стало понятно, что его летно-технические характеристики не позволяют машине эффективно решать боевые задачи, характерные для приближающейся войны.

Самолет был разработан в рекордно короткий срок. Уже в 1941 году началось его серийное производство. Конструкторам удалось создать машину небольших размеров (длина 10 м, размах крыльев — 12 м) и оснащенную 1100-сильным двигателем, обладающую рекордными показателями для данного класса самолетов. Он развивал скорость в 360 км/ч и имел дальность 1150 км. Стрелковое вооружение было представлено 2 пулеметами. На 4 подвесах размещались 4 бомбы: как фугасные, так и противолодочные.

Главной задачей, которая возлагалась на Бе-2, являлась защита крейсеров, на которых они базировались. Уникальность этой машины состоит в том, что она была единственным гидросамолетом, серийно выпускавшимся в годы войны.

3. Самый быстрый

В 1956 совершил первый полет первый в мире реактивный гидросамолет Бе-10, на котором были установлены 12 мировых рекордов. И, в частности, не побитый до сих пор рекорд скорости для гидросамолетов, равный 912 км/ч.

Бе-10 предусматривался как многоцелевая летающая лодка, осуществляющая дальнюю разведку в открытом море, выполняющая высотное торпедометание и бомбометание по кораблям и подводным лодкам противника, а также устанавливающая минные заграждения. Рассматривался также вариант оснащения Бе-10 глубинной ядерной бомбой, который, впрочем, был отклонен.

Тактико-технические характеристики:

Длина — 33 м

Высота — 11 м

Размах крыла — 22,3 м

Угол стреловидности крыла — 35 град.

Масса пустого — 24100 кг

Максимальная взлетная масса — 48500 кг

Тяга двигателей — 2×7500 кгс

Максимальная скорость — 880 км/ч

Практическая дальность — 3000 км

Практический потолок — 12500 м

Экипаж — 3 человека

Вооружение — четыре 23-мм пушки

Боевая нагрузка — 3300 кг, торпеды, бомбы

В 1957 году самолет поступил в серийное производство. Было изготовлено 27 машин, которые поступили на вооружение Черноморского флота. Выведен из эксплуатации в 1968 году.

4. Затянувшаяся сенсация

К наиболее уникальным разработкам КБ Бериева следует отнести многоцелевой реактивный самолет-амфибию А-40 «Альбатрос». Он самый крупный в мире в своем классе.

Летно-технические характеристики:

Длина — 45,7 м

Высота — 11 м

Размах крыла — 52,5 м

Максимальная взлетная масса — 90000 кг

Полезная нагрузка — 10000 кг

Основные двигатели — 2хТРДД Д-30ТКПВ, тяга 2×118 кН

Взлетные двигатели — 2хТРД РД-60К, тяга 2×24,5 кН

Максимальная скорость — 800 км/ч

Практическая дальность — 4000 км

Практический потолок — 13000 м

В военном варианте способен переносить 6500 кг бомб, ракет, торпед.

Были изготовлены два опытных образца самолета. Первые полеты А-40 начались летом 1987 года. Эта уникальная машина установила 143 мировых рекордов. Неоднократно экспонировалась на крупнейших авиационных салонах, становясь сенсацией. Намерения о приобретении А-40 в начале 90-х годов высказывали Китай, Сингапур, Индия. Представители ВМФ Великобритании вели переговоры о замене своих патрульных противолодочных гидросамолетов на А-40. Однако проект в связи с отсутствием финансирования был заморожен. В 1995 году ВМФ РФ уведомили Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева о том, что более не нуждается в самолетах такого класса.

Многоцелевой самолет-амфибия А-40, 1996 г.

КБ разработало и гражданскую модификацию А-40. Пассажирское исполнение «Альбатроса» имеет салон на 105 пассажиров. Существуют транспортный и спасательный варианты. Однако заказчики на эти машины пока не находятся. Правда, руководство КБ считает, что ситуация должна измениться, поскольку рекордный гидросамолет более чем уместен в условиях шельфовой добычи нефти и газа.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня