3 мая 1932 года первый полет совершил гидросамолет МБР-2. С этого момента за КБ Георгия Михайловича Бериева утвердилось негласное звание разработчика лучших летающих лодок не только в СССР, но и в мире
1. Рекордный старт
Ближний разведчик МБР-2, который выпускался также и как пассажирский самолет, поступил на вооружение ВМФ СССР в 1933 году. Решение о его серийном производстве было принято на совещании у Сталина, на которое были приглашены ведущие авиаконструкторы страны. Машина понравилась Сталину, несмотря на то, что Туполев, распознав в молодом конструкторе своего конкурента, обозвал самолет «деревяшкой». Такая его реакция объясняется тем, что КБ Туполева в то же самое время пыталось поставить на вооружение ВМФ свою летающую лодку МДР-2, которая в конечном итоге была отклонена.
МБР-2, действительно, был изготовлен из дерева, укрепленного металлическими элементами. После каждой посадки на воду его необходимо было просушивать около трех часов, обложив мешками с нагретым песком. Но при этом летные качества разведчика превосходили показатели лучших иностранных гидросамолетов.
Имея двигатель мощностью 750 л.с., он развивал скорость 250 км/ч, имел потолок — 7500 м и дальность полета — 700 км. Был вооружен двумя пулеметами калибра 7,62 мм и двумя 600-килограмовыми бомбами.
МБР-2 обладал фантастической устойчивостью на воде. Совершая пассажирский рейс по маршруту Одесса — Батуми, он выполнил аварийную посадку и в штормовых условиях дрейфовал 9 суток.
Всего было построено 1500 экземпляров МБР-2, которые прекрасно зарекомендовали себя во время войны.
На пассажирской модификации самолета был установлен ряд мировых рекордов. В частности, женский экипаж, в который вошли Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова, совершили рекордный беспосадочный полет протяженностью 2416 км по маршруту Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск.
2. Корабельный разведчик
В конце 40-х годов ВМФ СССР выдал КБ Бериева ТЗ на разработку корабельного разведчика, который мог бы не только базироваться на прибрежных аэродромах, но и запускаться с тяжелых кораблей при помощи катапульты. Помимо разведывательных задач на новую машину возлагали функцию противолодочного самолета, способного уничтожать неприятельские субмарины. Машина получила название Бе-4.
У КБ уже существовал опыт создания такого рода машин. В 1937 году был запущен в серийное производство Бе-2. Однако к концу десятилетия стало понятно, что его летно-технические характеристики не позволяют машине эффективно решать боевые задачи, характерные для приближающейся войны.
Самолет был разработан в рекордно короткий срок. Уже в 1941 году началось его серийное производство. Конструкторам удалось создать машину небольших размеров (длина 10 м, размах крыльев — 12 м) и оснащенную 1100-сильным двигателем, обладающую рекордными показателями для данного класса самолетов. Он развивал скорость в 360 км/ч и имел дальность 1150 км. Стрелковое вооружение было представлено 2 пулеметами. На 4 подвесах размещались 4 бомбы: как фугасные, так и противолодочные.
Главной задачей, которая возлагалась на Бе-2, являлась защита крейсеров, на которых они базировались. Уникальность этой машины состоит в том, что она была единственным гидросамолетом, серийно выпускавшимся в годы войны.
3. Самый быстрый
В 1956 совершил первый полет первый в мире реактивный гидросамолет Бе-10, на котором были установлены 12 мировых рекордов. И, в частности, не побитый до сих пор рекорд скорости для гидросамолетов, равный 912 км/ч.
Бе-10 предусматривался как многоцелевая летающая лодка, осуществляющая дальнюю разведку в открытом море, выполняющая высотное торпедометание и бомбометание по кораблям и подводным лодкам противника, а также устанавливающая минные заграждения. Рассматривался также вариант оснащения Бе-10 глубинной ядерной бомбой, который, впрочем, был отклонен.
Тактико-технические характеристики:
Длина — 33 м
Высота — 11 м
Размах крыла — 22,3 м
Угол стреловидности крыла — 35 град.
Масса пустого — 24100 кг
Максимальная взлетная масса — 48500 кг
Тяга двигателей — 2×7500 кгс
Максимальная скорость — 880 км/ч
Практическая дальность — 3000 км
Практический потолок — 12500 м
Экипаж — 3 человека
Вооружение — четыре 23-мм пушки
Боевая нагрузка — 3300 кг, торпеды, бомбы
В 1957 году самолет поступил в серийное производство. Было изготовлено 27 машин, которые поступили на вооружение Черноморского флота. Выведен из эксплуатации в 1968 году.
4. Затянувшаяся сенсация
К наиболее уникальным разработкам КБ Бериева следует отнести многоцелевой реактивный самолет-амфибию А-40 «Альбатрос». Он самый крупный в мире в своем классе.
Летно-технические характеристики:
Длина — 45,7 м
Высота — 11 м
Размах крыла — 52,5 м
Максимальная взлетная масса — 90000 кг
Полезная нагрузка — 10000 кг
Основные двигатели — 2хТРДД Д-30ТКПВ, тяга 2×118 кН
Взлетные двигатели — 2хТРД РД-60К, тяга 2×24,5 кН
Максимальная скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 4000 км
Практический потолок — 13000 м
В военном варианте способен переносить 6500 кг бомб, ракет, торпед.
Были изготовлены два опытных образца самолета. Первые полеты А-40 начались летом 1987 года. Эта уникальная машина установила 143 мировых рекордов. Неоднократно экспонировалась на крупнейших авиационных салонах, становясь сенсацией. Намерения о приобретении А-40 в начале 90-х годов высказывали Китай, Сингапур, Индия. Представители ВМФ Великобритании вели переговоры о замене своих патрульных противолодочных гидросамолетов на А-40. Однако проект в связи с отсутствием финансирования был заморожен. В 1995 году ВМФ РФ уведомили Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева о том, что более не нуждается в самолетах такого класса.
Многоцелевой самолет-амфибия А-40, 1996 г.
КБ разработало и гражданскую модификацию А-40. Пассажирское исполнение «Альбатроса» имеет салон на 105 пассажиров. Существуют транспортный и спасательный варианты. Однако заказчики на эти машины пока не находятся. Правда, руководство КБ считает, что ситуация должна измениться, поскольку рекордный гидросамолет более чем уместен в условиях шельфовой добычи нефти и газа.