Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
История
6 июля 2014 16:06

Рекордные перелеты через Ла-Манш

3262

7 июня 1981 года состоялся первый перелет через Ла-Манш самолета на солнечных батареях. Преодоление водной преграды между Англией и Францией по воздуху началось в 1785 году. С тех пор пролив был многократно покорен при помощи самых разнообразных летательных аппаратов.

Электростанция с крыльями

Самолет на солнечных батареях назывался Solar Challenger. Его разработал и изготовил в 1980 году частным образом американский инженер Пол МакКриди, сотрудник компании AeroVironment. Это был одноместный самолет с размахом крыла 14,3 м и длиной 8,8 м. Масса пустого самолета равнялась 90 кг, в воздух он был способен поднять 70-килограммовый груз, то есть пилота.

Всю верхнюю поверхность крыла занимали 16128 ячеек солнечных батарей, которые вырабатывали мощность 2,24 кВт, что эквивалентно примерно 3 л.с. Батареи питали два электродвигателя. Solar Challenger развивал скорость в 64 км/ч и имел потолок 4300 м. Вполне понятно, что продолжительность полета зависела от метеорологических условий. В ясный летний день МакКриди удавалось продержаться в воздухе до 11 часов.

Пересечение Ла-Манша американский инженер совершил в процессе перелета из Кормей-ан-Вексен (около Парижа) на аэродром Мэнстон (графство Кент), продолжавшийся 5 час. 23 мин. За это время Solar Challenger преодолел расстояние в 302 км.

В новом тысячелетии самолеты на солнечных батареях стали более совершенными. «Солнцеплан» HB-SIB швейцарской компании Solar Impulse, основанной Бертраном Пикаром, обладает мощностью в 30 кВт. За счет использования аккумуляторов большой емкости он способен держаться в воздухе более суток. В планах у Пикара совершить кругосветный перелет с пятью посадками.

Не покладая рук

Все началось в 1785 году, когда французский механик Жан Пьер Бланшар перелетел через Ла-Манш на усовершенствованном воздушном шаре. Изобретенный и испытанный Этьеном Монгольфье шар перемещался по воздуху в зависимости от направления ветра. Бланшар же применил для управления полетом специальные машущие крылья — своего рода «воздухоплавательные весла».

Тренировки с целью перелета на английский берег Бланшар начал в 1784 году. А 7 января 1785 года он осуществил мечту, взяв в экипаж своего американского друга — доктора Джеффри. Во время полета воздушным путешественникам пришлось трудиться изо всех сил, управляясь с веслами. После приземления их руки были покрыты кровавыми мозолями.

Традиционалисты

Более ста лет в воздушном пространстве между Францией и Англией ничего принципиально нового не происходило. И лишь 25 июля 1909 года протарахтел 70-сильным мотором биплан Blériot XI, ведомый опытным авиатором Луи Блерио. 38-километровый отрезок над проливом по пути из Кале в Дувр самолет преодолел за 36,5 мин.

Надо сказать, что это достижение для самого самолета было пустячной прогулкой. Потому что это была серьезная для своего времени машина. Blériot XI был самолетом-разведчиком, выпущенным в количестве 100 экземпляров. Его скорость равнялась 106 км/ч, а продолжительность полета превышала 3,5 часа.

После исторического полета самолет был приобретен у Луи Блерио газетой Le Matin. А затем он навечно переселился в Музей искусств и ремесел.

Как ни странно, первый планер перелетел через Ла-Манш значительно позже — 30 лет спустя. Хоть планеры уже давным-давно освоили куда более длинные трассы. 22 апреля 1939 года перелет совершил пилот Джеффри Стефенсон на планере Слингсби «Галл».

К безмоторному типу перелетов относилась и акция шести британских военных парашютистов, которую возглавлял бравый сержант Боб Уолтер. Покинув самолет над Дувром на высоте 7620 метров, они приземлись в Сангатте.

Оседлавший хай-тек

26 сентября 2008 года 49-летний бывший военный пилот Ив Росси из Швейцарии на высоте 2500 метров на французской стороне пролива выпрыгнул из самолета. К спине у него был прикреплен ранец-фюзеляж с монокрылом. Стабилизировав тело в пространстве, он включил 4 турбореактивных двигателя, работающих на авиационном керосине. И на скорости 190 км/ч устремился к британскому берегу. Полет занял меньше 10 минут. На британской территории Росси «попозировал» теле- и фотокамерам, совершив несколько пилотажных фигур. После чего раскрыл парашют и спокойно приземлился.

Надо сказать, что это был не предел скорости реактивного ранца, она может превышать 300 км/ч. К недостатку такого способа передвижения следует отнести непродолжительность полета, поскольку реактивные двигатели сжигают огромное количество топлива.

Опора на собственные силы

К созданию мускулолетов — летательных аппаратов, приводимых в движение мышечной силой человека, изобретатели подступались давно. Процесс подогрел промышленник Генри Кремер, в 1977 году назначивший приз в 100 тыс. фунтов тому, чей мускулолет перелетит через Ла-Манш.

12 июня 1979 года приз завоевала команда американских конструкторов во главе с Полом Макриди. Созданный коллективными усилиями мускулолет самолетного типа Gossamer Albatross преодолел кратчайшее расстояние между Англией и Францией за 2 часа 49 минут. Вел «Альбатроса» к французским берегам, то есть изо всей силы вращал педали, американский велосипедист-любитель и дельтапланерист Брайан Аллен. Он летел на высоте до двух метров над водой, его скорость на некоторых участках достигала 29 км/ч. При этом в равномерном режиме Аллен развивал мощность в 0,4 л.с. Но при возникновении даже небольшой турбулентности нагрузка существенно возрастала.

Создателям Gossamer Albatross удалось решить одну из наиболее актуальных проблем создания мускулолетов - снизить вес летательного аппарата до 30 килограммов. И это при том, что машина имела внушительные размеры: длина — 10 м, высота — 4,9 м, размах крыла — 30 м, площадь крыла — 45,3 кв.м. Это удалось за счет использования в конструкции углеродистого волокна и вспененного полистирола, упакованного в тончайшую пластиковую пленку.

Погоня за химерой

Существует категория изобретателей, которые намереваются перелететь Ла-Манш на махолете — летательном аппарате, приводимом в движение взмахами крыльев. Причем в роли «махателя» выступает не двигатель, а человек. И это очень похоже на проблему создания вечного двигателя.

Серьезные люди, вооружившись математическим аппаратом и учитывая фундаментальные физические законы, посчитали, что для поднятия в воздух махолета с человеком на борту необходимо махать крылом площадью 12−16 кв. м. с частотой 1 Гц. Для этого требуется развивать мощность, превышающую 10 л.с. В то же время некоторые спортсмены экстра-класса могут генерировать мощность не более 2,5 л.с., удерживая такой уровень нагрузки до 5 минут.

Поэтому серьезные люди пытаются строить махолеты с двигателями. Но и в этом случае летают лишь небольшие модели. Ни один пилотируемый махолет с двигателем ни разу самостоятельно не поднялся в воздух.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня