31 июля 1954 года вышло закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1559−699 о создании Северного испытательного полигона на островах Новой Земли. Полигон прославился на весь мир благодаря испытаниям самой мощной в истории человечества бомбы. И поныне «Объект 700» поддерживается в работоспособном состоянии.
1. Размером с Нидерланды
Первый советский ядерный полигон был открыт в 1949 году в Семипалатинской области Казахстана. На нем длительное время проводились испытания ядерных и термоядерных зарядов, мощность которых была не столь велика, чтобы вызвать серьезные катаклизмы по части разрушений и радиоактивного заражения за пределами полигона, площадь которого составляла 18500 кв. км.
Но советским ядерщикам необходимо было испытывать куда более мощное оружие, которое могло разворотить половину братской республики. Поэтому к новому полигону предъявлялся целый ряд требований по обеспечению безопасности «окружающего мира»: максимальное удаление от крупных населенных пунктов и коммуникаций, минимальное влияние на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона после закрытия полигона. Также требовалось проводить исследование влияния ядерного взрыва на корабли и подводные лодки, чего Семипалатинские степи обеспечить не могли.
Острова Новой Земли наилучшим образом удовлетворяли этим и ряду другим требованиям. Их площадь была более чем в четыре раза больше Семипалатинского полигона и равнялась 85 тыс. кв. км., что примерно равно площади Нидерландов.
Проблему населения, которое может пострадать от взрывов, решили радикально: 298 коренных ненцев выселили с архипелага, предоставив им жилье в Архангельске, а также в поселке Амдерма и на острове Колгуев. При этом переселенцев трудоустроили, а пожилым назначили пенсию, несмотря на то, что никакого трудового стажа у них не имелось.
Им на смену пришли строители.
2. Зимовье на Черной Губе
Ядерный полигон — это отнюдь не чистое поле, на которое бомбардировщики сбрасывают свой смертоносный груз, а целый комплекс сложных инженерных сооружений и административно-хозяйственных служб. К ним относятся опытно-научная и инженерная служба, службы энерго- и водоснабжения, истребительный авиационный полк, транспортный авиационный отряд, дивизион кораблей и судов специального назначения, отряд аварийно-спасательной службы, узел связи, части тылового обеспечения, жилые помещения.
На полигоне были созданы три испытательных площадки: Черная Губа, Маточкин Шар и Сухой Нос.
Летом 1954 года на архипелаг были доставлены 10 строительных батальонов, которые начали возводить первую площадку — Черную Губу. Строители провели арктическую зиму в брезентовых палатках, подготавливая Губу к намеченному на сентябрь 1955 года подводному взрыву — первому в СССР.
3. Испытания — дело непредсказуемое
С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года, когда вступил в действие мораторий на ядерные испытания, на Новой Земле было проведено 132 ядерных взрыва: 87 атмосферных, 3 подводных и 42 подземных. Это совсем немного по сравнению с семипалатинской статистикой, где испытаний было 468. На них были взорваны 616 ядерных и термоядерных зарядов.
Однако суммарная мощность всех северных взрывов составляет 94% от мощности всех испытательных взрывов, проведенных в Советском Союзе.
Но при этом вреда окружающей природе было нанесено существенно меньше, поскольку первые семипалатинские взрывы были чрезвычайно грязными. В то время сильно торопились с выпуском бомбы и на такие «мелочи», как заражение почвы, атмосферы, водоемов и поражение не только участвовавших в испытаниях военнослужащих, но и жителей окрестных деревень, внимания не обращали. Точнее, считали это «делом десятым».
Сравнительная радиационная безопасность северных взрывов объясняется тем, что подавляющая их часть была термоядерная, они не рассеивали в окружающее пространство тяжелые радиоактивные изотопы.
Однако без аварий такие сложные технические мероприятия, к которым относятся испытания новейших видов вооружения, не обходится. В октябре 1969 года во время проведения двух подземных ядерных взрывов произошел выброс радиоактивного облака на высоту до 150 метров. При этом в штольне аппаратура сразу же после взрыва зафиксировала уровень радиации в десятки тысяч рентген.
Облако двинулось в сторону пришвартованного малого десантного корабля. Был получен приказ о срочном его отходе. Но на берегу оставались люди, которые не могли вернуться на судно в связи с тем, что были отрезаны от него радиоактивным облаком. Их экстренно эвакуировали, на максимальной скорости проскочив радиоактивный слой воздуха, в центре которого радиоактивность превышала 500 рентген в час. Спасенных, получив при этом изрядную дозу, спасатели вывели в тундру. А корабль, отойдя от берега, не мог целых 40 минут оторваться от преследовавшего его радиоактивного облака. Выйдя в безопасную зону, моряки, охваченные паникой, сбрасывали с себя верхнюю одежду и бросали ее в воду.
Люди получили до 70 бэр. В качестве компенсации им, военнослужащим, предоставили 30-дневный отпуск.
4. Явление Кузькиной матери народу
Полигон прославился испытанием супербомбы мощностью 58 мегатонн, которое состоялось 30 октября 1961 года. Бомбу называют и «Кузькиной матерью», и «Царь-бомбой», в то время как разработчики в НИИ 1011 именовали ее РН202.
И разработчики, и военные специалисты в связи с уникальной мощностью бомбы могли лишь с определенной долей вероятности предсказать результаты испытаний. Потому что даже в отношении того, какой силы будет взрыв, ясной картины не было. Расчетная мощность равнялась 51,5 Мт. Но после взрыва бомбы 8-метровой длины, которая еле влезла в бомбоотсек Ту-95, выяснилось, что она рванула с мощностью 58,6 Мт.
Большим откровением для испытателей стал эффект, при котором ударная волна, отразившись от поверхности земли, не дала опуститься на землю гигантскому шару раскаленной плазмы.
Разнообразные эффекты были чудовищными. Сейсмическая волна трижды обогнула земной шар. Световое излучение было способно вызвать ожоги третьей степени на расстоянии 100 км. Грохот от взрыва был слышен в радиусе 800 км. Из-за ионизирующего воздействия в Европе наблюдались помехи при радиосвязи в течение 40 минут.
При этом испытание оказалось на удивление чистым. Радиоактивное излучение в радиусе трех километров от эпицентра через два часа после взрыва составляло всего лишь 1 миллирентген в час.
О разрушении объектов ничего не сообщалось. Известно лишь, что Ту-95, сбросивший бомбу на парашюте с высоты 10500 метров, успел уйти от места ее взрыва, высотность которого составила 3700 метров, на 39 километров. Ударной волной его сбросило в пике, и пилот смог восстановить управление самолета, лишь потеряв 800 метров высоты. Бомбардировщик был покрашен белой светоотражающей краской. При его осмотре после посадки было установлено, что планер обгорел, а некоторые элементы конструкции оплавились и деформировались.
5. Попытка поспорить с природой
После 1990 года в соответствие с мораторием никаких ядерных взрывов на полигоне не производится. Однако Объект 700 продолжает поддерживаться в боеспособном состоянии. И это отнюдь не консервация «до лучших времен». (Хотя, глядя на развитие мировой политики, кажется, что они не за горами). На полигоне производятся неядерные эксперименты для обеспечения надёжности, боеспособности и безопасности хранения российских ядерных боеприпасов. О чем заявил в 2004 году руководитель российского Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев.
Правда, судя по количеству хранящихся на Новой Земле ядерных отходов такого рода эксперименты должны распространяться на методы утилизации «отбросов ядерного производства».
Необходимо отметить, что и прежде, когда на испытательных площадках архипелага вовсю грохотали взрывы, не все они были ядерными.
Капитан первого ранга Е.М.Ломовцев, служивший в 60-е годы на Новой Земле, вспоминает об одном проекте, который назывался «Лавина». После испытания 58-мегатонной бомбы стали высказываться идеи о том, что взрыв нескольких таких зарядов у побережья Северной Америки может вызвать мощную волну типа цунами, которая будет способна затопить большую часть побережья США.
Эта идея понравилась Хрущеву, в связи с чем было принято решение о моделировании цунами при помощи тротилового заряда весом 10 тонн.
В 1964 году было проведено 8 экспериментов. На первом присутствовал Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков.
Вот как описывает первый эксперимент Ломовцев:
«Внешне развитие взрыва было необычайно красиво. Над эпицентром взрыва образовался купол из воды. Из купола вертикально вверх вырвался светлый султан, на вершине которого стало образовываться грибовидное облако. У основания купола из воды образовалась базисная волна и к берегу пошла поверхностная волна.
Главнокомандующему ВМФ очень понравился короткий и чёткий доклад и организация работ по проведению опыта. В этот приезд он выделил деньги на строительство на полигоне спортивного комплекса".
Однако после восьмого моделирующего взрыва стало понятно, что при помощи подводных ядерных взрывов зародить цунами невозможно. И, следовательно, США крупно повезло.
Снимок в открытие статьи: /Фото Владимир Веленгурин / Фотохроника ТАСС