Как это было
6 августа 1945 года в 8:15 американский самолет В-29 сбросил в центре Хиросимы урановую бомбу мощностью 13 килотонн. Взрыв произошел на высоте 600 метров над поверхностью земли. В радиусе километра от эпицентра мгновенно погибли 90% людей. Уцелевших испепелил огненный смерч, вскоре охвативший площадь в 11 кв.км. Было разрушено 80% зданий, преимущественно деревянных.
Непосредственно от взрыва погибло 80 тыс. человек из 240-тысячного населения города. В течение следующих пяти лет от лучевой болезни умерли еще 120 тыс.
В-29 с бомбой шел в сопровождении пяти самолетов: трех разведчиков и двух «научно-исследовательских» бомбардировщиков с аппаратурой, фиксировавшей физические процессы, с фотографическими камерами.
9 августа в 11:02 на Нагасаки упала плутониевая бомба мощностью в 21 килотонну. Мгновенно погибли 74 тыс. человек. В течение следующих пяти лет от лучевой болезни умерли 60 тыс. На расстоянии 1 км от эпицентра не выжил никто. В радиусе 2 км были полностью уничтожены все здания и постройки. Всего же в городе были превращены в руины 14 тыс. домов из 54 тыс. Столь «низкий» по сравнению с Хиросимой процент объясняется тем, что в Нагасаки преобладали каменные строения.
Преступление посчитали подвигом
Экипаж «хиросимского» В-29 состоял из 11 человек. Экипаж второго бомбардировщика, наносившего удар по Нагасаки, - из 13. Никто из них ни разу не высказал сожаления о содеянном. Более того — подавляющее большинство этих людей считали, что совершили подвиг.
Например, командир первого бомбардировщика Пол Тиббетс в многочисленных интервью, будучи уже человеком преклонных лет, не уставал повторять: «Я горд, что был способен, начав с ничего, распланировать операцию и привести её в исполнение так безукоризненно, как я сделал… Я сплю спокойно каждую ночь… Если вы поставите меня в такую же ситуацию, то да, чёрт побери, я сделаю это снова».
Бомбардировка Хиросимы сделала этого пилота персоной нон-грата практически во всем мире за пределами США. Когда его собирались послать военным атташе в Индию, страна ответила серией демонстраций протеста. Неслучайно в завещании Тиббетс потребовал, чтобы ему не устанавливали мемориальную доску, тело кремировали, а пепел развеяли. Сомневаться не приходится — ему в могиле было бы весьма неспокойно от протестных акций.
Командир второго бомбардировщика Чарльз Суини, вышедший в отставку генерал-майором, до конца своих дней выступал перед американскими студентами, страстно доказывая позитивную роль ядерных бомбардировок. Кстати, он принимал участие и в первом налете, но сидел за штурвалом самолета-разведчика.
Единственным, для кого гибель десятков тысяч мирных жителей стала трагедией, был пилот самолета-разведчика Клод Изерли. Именно он навел В-29 Тиббетса на цель и отдал команду сбросить бомбу на Хиросиму. Душевные страдания в конечном итоге привели его в психиатрическую лечебницу, где он пребывал до конца своих дней. Все свои деньги Изерли перечислял в фонд детей Хиросимы.
Сентиментальный убийца
Выбор целей для бомбардировок состоялся за два месяца до того, как были проведены первые испытания американской бомбы. В начале мая специальный комитет, заседавший в Лос-Аламосе, составил «черный» список". В него вошли Хиросима (центр армейских складов), Киото (индустриальный центр), Иокогама (центр военной промышленности), Нагасаки (морской порт, судостроительная верфь и сталелитейное производство), Ниигата (военный порт и машиностроительный центр), Кокура (военный арсенал).
Среди критериев отбора объектов нанесение урона боеспособности японской армии было не единственным требованием. И, можно сказать, не самым существенным. Главная задача ядерных бомбардировок состояла в психологическом давлении на японское правительство и провоцирование в стране паники. Так, например, в протоколе заседания комитета было указано, что бомбардировка Киото желательна в связи с высоким образовательным уровнем среди его жителей. И, следовательно, они лучше поймут силу нового оружия.
Однако министр обороны США Генри Стимсон вычеркнул Киото из списка. Поскольку у него были теплые воспоминания об этом городе в связи с проведенным в нем в 20-е годы медовом месяце.
О нацеленности двух «устрашающих» акций против именно гражданского населения свидетельствует отказ от нанесения ядерных ударов по военным целям, не окруженным обширными городскими кварталами. Можно было промахнуться, да и эффект получился бы не тот.
Остановить Советский Союз
США объяснили неизбежность бомбардировки двумя обстоятельствами.
Во-первых, благодаря им Япония экстренно капитулировала.
Во-вторых, если бы их не было, пришлось бы начинать наземную военную операцию на территории Японии. В результате американская армия понесла бы большие потери, прежде всего человеческие. При этом приводятся «строгие» выкладки. Во время операции по захвату острова Окинава погибли 12 тыс. американских солдат. Следовательно, при широкомасштабной сухопутной операции должно погибнуть до миллиона или больше.
Конечно, к своим солдатам американские президенты относятся бережно. И Трумэн не был исключением. Однако никогда президенты не действовали и против национальных интересов. А они в тот исторический момент в значительной мере заключались в ограничении советского влияния на Востоке. То есть в недопущении ситуации, которая сложилась в Восточной Европе, где Советский Союз намеревался приступить к «строительству коммунизма».
Хронологически события развивались следующим образом.
6 августа на Хиросиму сброшена первая бомба.
8 августа СССР объявил Японии войну.
9 августа на рассвете Красная армия начала в Маньчжурии операцию по уничтожению Квантунской армии, самой мощной японской группировки.
9 августа ближе к полудню была сброшена вторая бомба.
Следует особо отметить, что вторая американская ядерная бомбардировка была намечена на 11 августа. Однако сроки были экстренно сдвинуты якобы в связи с плохим прогнозом погоды.
Так что небезосновательно можно предположить, как это делает целый ряд авторитетных историков, что вторая бомба предназначалась для того, чтобы остановить победное продвижение Красной армии. Поскольку ее боевой потенциал после разгрома фашистской Германии был прекрасно известен американцам.
В научных интересах
Еще одна причина второй бомбардировки — ведь никто не торопил американцев экстренно начинать сухопутную операцию! — была чисто «научная».
6 августа уже прошли испытания в реальных боевых условиях урановой бомбы. Но осталась еще плутониевая. Да, она нормально «сработала» в июле на полигоне. Но ведь необходимо было проверить, на что эта бомба способна в городе с многотысячным населением.
Испытания прошли по задуманному сценарию. Более того, они обеспечили на долгие годы работой американских исследователей. В 1948 году по указанию президента Трумэна была создана Комиссия по изучению последствий ядерных взрывов на выживших в Хиросиме и Нагасаки.
Снимок в открытие статьи: в мемориальном музее мира в Хиросиме, Япония 4 августа 2012 года / Фото: ИТАР-ТАСС / EPA