17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.
Это событие имеет мировое значение и давно отмечается моряками-полярниками многих стран, как профессиональный праздник. Не все знают при этом, сколь непрост был путь «Арктики» к полюсу, а также о том, как сложилась судьба ледокола после выхода на «пенсию». Вот несколько малоизвестных фактов из его биографии.
1. В том легендарном походе экипаж ледокола долго не знал о том, куда и зачем судно идет. В пути радиооператору запретили выходить в эфир, чтобы не обнаружить себя. О том, что цель — Северный полюс морякам сказали лишь после того, как «Арктика» прошла пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. Кстати, первый иностранный корабль достиг полюса только спустя пятнадцать лет после советской «Арктики».
2. В течение четырех лет — с 1982 по 1986 гг. — «Арктика» носила имя «Леонид Брежнев». Переименование случилось вскоре после смерти многолетнего генсека СССР. Как потом говорили, это произошло по ошибке. Поначалу увековечить незабвенного Леонида Ильича, правившего страной восемнадцать лет, предполагалось, дав его имя другому, ещё только строящемуся ледоколу того же проекта 1052. Но в спешке или по невнимательности чиновников в соответствующем постановлении была указана для переименования «Арктика», к тому времени уже десять лет как спущенная на воду.
Технические характеристики первенца проекта: длина — 148 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 23000 т, скорость хода по открытой воде — 20 узлов. Заложили ледокол 3 июля 1971 года на Балтийском заводе Ленинграда. В создании принимали участие более 350 объединений и предприятий СССР, около ста научно-исследовательских, проектно-конструкторских и эксплуатационных организаций. Государственный флаг подняли на «Арктике» в апреле 1975 года. Позднее на Балтийском заводе по тому же проекту было построено ещё пять атомных ледоколов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал»,"50 лет Победы".
3. В конце 1983 года экипажу «Арктики» (тогда — «Леонида Брежнева») выпало серьезное испытание в ситуации, случающейся, как говорили моряки, раз в столетие. Караваны судов торгового флота застряли во льдах. Пробиться в восточный район Северного морского пути казалось невозможным. Но команда атомохода рискнула, пробилась, и вывела из ледового плена в Айонском массиве транспортные суда и дизель-электрические ледоколы.
4. «Арктике» до сих пор принадлежит уникальное мировое достижение: с мая 1999-го по май 2000 года, т.е. ровно год, ледокол отработал без захода в порты. К тому времени судно отслужило уже 25 лет (проектный срок его эксплуатации), а было всё «как новенькое». Одна из главных причин — продление ресурса реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при проектном ресурсе 100 тысяч часов).
5. Первым капитаном «Арктики» стал Юрий Кучиев. Он отдал арктическому флоту более 40 лет жизни. Начал служить в 1941 году матросом на буксире «Василий Молоков» в порту Диксон. В 2006 году, через 29 лет после легендарного похода 1977 года, и спустя год после смерти Юрия Сергеевича, в Мурманске побывала его дочь Татьяна. Приезжала она с миссией — доставить к северным льдам прах отца, как просил незадолго до кончины он сам. Волю капитана помогли исполнить моряки атомохода «Ямал». В районе Северного полюса с борта этого ледокола поднялся вертолет, высадивший родственников и близких капитана Кучиева на льдине, где прошел траурный митинг, после которого урну с его прахом опустили в полынью.
6. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011-м с судна сняли экипаж, а потом исключили из Регистровой книги судов. Морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики» Были также предложения продать «Арктику» за рубеж. Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе, военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И — победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.
Снимок в открытие статьи: атомный ледокол «Арктика"/ ИТАР-ТАСС/ Фотохроника/ Семен Майстерман