28 сентября 1956 года скончался американский авиаконструктор Уильям Боинг. Именно он основал The Boeing Company, которая продолжает строить одни из крупнейших в мире лайнеров. Предлагаем вашему вниманию три легенды авиастроения из США, Европы и СССР.
«Boeing-747»
На момент создания (первый полет в 1969 году) — самый большой, тяжелый и вместительный двухпалубный пассажирский самолет. Оставался таковым на протяжении 37 лет.
Две палубы в первоначальном проекте планировалось устроить во всем самолете, но в итоге два этажа оставили только в носовой части, из-за чего лайнер приобрел узнаваемую горбинку. Предполагалось, что со временем такие самолеты вытеснят сверхзвуковые модели. Тем не менее, в начале 90-х был продан уже тысячный «Боинг».
Авиазавод, выпускавший предыдущие модели «Боингов» при строительстве 747-го испытывал серьезные технические трудности. Поэтому пришлось строить новый завод, который расположился в штате Вашингтон, в небольшом городке Эверетт. Сегодня здесь проживает более ста тысяч человек. Здание цеха, где собирают самолёты «Boeing», имеет рекордный объём — 13,3 млн. кубометров.
Топливный кризис в 70-е годы на какое-то время сделал полеты на «Боинге-747» нерентабельными. Самолеты летали полупустыми, что заставляло владельцев компаний-перевозчиков искать оригинальные способы привлечения пассажиров. Иногда, например, в передней части салона ставили пианино.
Модель «Боинг-747−8» длиннее обычной на пять с половиной метров. Первый полет состоялся в 2010 году. Новый самолет способен вместить до пятисот пассажиров.
Технические характеристики модели «Боинг-747−8»
Длина 76,3 м
Размах крыла 68,5 м
Ширина фюзеляжа 6,5 м
Высота 19,4 м
Площадь крыла 554 м²
Вес пустого самолёта 214,5 т
Максимальный взлётный вес 442,2 т
Максимальная скорость 988 км/ч
Дальность с максимальной нагрузкой 14 815 км
Запас топлива 242 470 л
Ширина салона 6,1 м
«Airbus A380»
Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт, созданный концерном Airbus. На сегодня — самый крупный серийный авиалайнер в мире.
Проект разрабатывался более десяти лет. На программу было потрачено 12 миллиардов евро. Главная сложность заключалась в необходимости снижения массы конструкции, которая получалась слишком тяжелой. Потому при строительстве широко применялись легкие сплавы из алюминия и углепластик.
Считается, что «Airbus» самый экономичный из всех больших лайнеров, поскольку на одного пассажира расходуется по три литра топлива на каждые сто километров пути. Меньше сжигается горючего — меньше вредных выбросов в атмосферу. Получается, что и в плане экологии «Airbus» опережает своих одноклассников.
Строит «Airbus» вся Европа. Задействованы предприятия Франции, Великобритании, Германии, Испании. Какие-то узлы доставляются по воздуху, какие-то к месту сборки приходится везти по воде. Собирают лайнеры в Тулузе, красят и устанавливают оборудование в Гамбурге.
Первый испытательный полет был совершен в 2005 году, первый трансатлантический — спустя два года.
Уровень шума в салоне в «Airbus» в два раза ниже, чем в «Боинге». На рулежную дорожку «Airbus» также оказывает меньше давления, нежели американский конкурент, поскольку у него на четыре колеса больше.
Технические характеристики «A380−800F»
Длина 72,75 м
Размах крыла 79,75 м
Площадь крыла 845 м²
Высота 24,09 м
Колёсная база 30,4 м
Ширина фюзеляжа 7,14 м
Длина разбега 2050 м
Длина пробега 2900 м
Крейсерская скорость 900 км/ч
Максимальная скорость 1020 км/ч
Дальность полёта 10 400 км
Практический потолок 13115 м
Максимальное количество топлива 296 тонн
Вместимость:
— 525 пассажиров в салоне трёх классов
— 853 пассажира в одноклассовой конфигурации.
«Ан-225» «Мрия» (По кодификации НАТО: Cossack — «Казак»)
Самый крупный транспортный реактивный самолёт. Спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе. Первый полёт совершен в 1988 году. В настоящее время только один самолет «Ан-225» находится в летном состоянии. Справедливости ради, заметим, что всего было заложено два самолета.
Задачи перед «Ан-225» ставились довольно специфические. Его должны были использовать для перевозки многоразового космического корабля «Буран». Блоки ракет-носителей, которые тоже собирались перевозить на «Ан-225», имели габариты, превышающие размеры грузового отсека гиганта, потому была предусмотрена возможность закрепления грузов снаружи.
Без посадки «Ан-225» перевозил грузы до 150 тонн между континентами. Внутри континента самолет мог перенести до 200 тонн. Грузовая кабина «Ан-225» способна вместить до 50 легковых автомобилей.
В общей сложности на счету самолета около 250 мировых рекордов. В 2004 году «Ан-225» перевез 250 тонн спецтехники из Праги в Ташкент. «Мрия» занесена в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку генератора весом в 174 тонны. Транспортировался он из немецкого Франкфурта в Ереван…
Технические характеристики
Длина 84 м
Высота 18,2 м
Площадь крыла 905 м²
Размах крыла 88,4 м
Масса:
пустого самолёта 250 тонн
максимальная взлётная 640 тонн
Масса топлива, нормальная: 300 тонн
Крейсерская скорость 850 км/ч
Дальность полёта: 15 400 км
с максимальной нагрузкой 4500 км
Практический потолок 11000 м
Полезная нагрузка дo 250 тонн
Снимок в открытие статьи: Boeing-747 Фото: ИТАР-ТАСС/ EPA