
Сегодня Одесса провожает в последний путь легендарного историка, археолога, краеведа Олега Губаря, скончавшегося на 67 году жизни от последствий коронавирусной инфекции.
В 11 часов в Преображенский парк Одессы, реконструированный, в том числе, благодаря активному участию Губаря, на прощание с ним пришло множество горожан с цветами.
Несмотря на открытую травлю после 2014 года не только со стороны украинских радикалов, но и крайне малочисленной, но активной части местного краеведческого сообщества, Олег Губарь оставался принципиальным защитником исторической памяти города-героя.
«Если мы говорим русский этот город, украинский или китайский, то мы должны определиться, что мы имеем в виду. Если в историко-культурном смысле, то, конечно, русский.
Если территориально, то получилось так, что он оказался после Беловежского сговора в этой стране…", — неоднократно указывал опальный историк.
По его убеждению, от которого он ни разу не отрёкся, Одесса была и остаётся «исторически русским проектом».
«Мы должны понимать, что Одесса — это имперский проект, бюджетный, финансируемый.
Всё, что здесь создано, оно главным образом создано за государственный счёт или в результате запущенного государством Россия механизма отчислений от торговли. Исторически одесский проект осуществлялся из Петербурга», — констатировал Губарь.
Он замечал, что миф о «многонациональном городе» имеет под собой основания, но совсем не с той стороны, на которую идеологически «напирали» все последние годы, исключая, собственно, русскую составляющую.
«И когда у нас говорят, что, дескать, собрались пассионарии со всех городов и весей, что здесь руководили французские администраторы, то надо понимать, что они были чиновники российские! Они находились в течении многих лет на государственной службе.
И, что, в частности, Ришелье [Арман Эммануил дю Плесси, герцог де Ришелье, градоначальник Одессы начала XIX века — ред.] был конфидентом и очень близким человеком к Александру Первому. Это касается всех администраторов», — подчеркивал кравевед.
Он призывал не отрекаться от исторического термина «Новороссия», так как делать вид, что её не было — «откровенная ложь», хотя бы потому, что Новороссийский край зафиксирован во многих документах и на памятниках.
«Я всегда говорю, что у нас всё поставлено с ног на голову. Утверждение о том, что Одесса такая, потому что она многонациональная, это всё прямо наоборот
Просто здесь были созданы условия для того, чтобы себя могли реализовать немецкие колонисты, православные переселенцы из массы стран и областей. Евреи здесь могли себя реализовать, потому что была создана черта оседлости, имевшая прогрессивное значение. Т.е. они обитали в Польше в местечках, а здесь им дали возможность жить на огромной территории. Всё это позволило имперское руководство", — отмечал Олег Губарь.
По его данным, основанным на многолетней работе в местных и центральных архивах, Одесса за короткое время превратилась в тот знаменитый «город у Чёрного моря» исключительно благодаря усилиям России/СССР.
«Кто формировал городской бюджет таким образом, чтобы Одесса могла за очень короткое время превратиться в город европейского масштаба? Российская империя!
Мы ведь таких примеров больше не знаем! А теперь эти условия не создаются и город умирает…» — сетовал в 2016 году историк.
Добавим также, что уже на следующий день после известия о смерти легендарного краеведа было составлено обращение к мэрии города-героя с просьбой присвоить площади, улице или скверу имени Олега Губаря.
Одесский историк Александр Васильев написал на своей странице в соцсети: