Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 годы), общее количество ее жертв, по последним данным, превышает 1 млн человек, в том числе более 600 тыс. — от голода.
Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и окончательно отрезали Ленинград от Большой земли. Это повлекло за собой чудовищные последствия, и дело было не только в невозможности снабжения города продовольствием.
Ленинград — крупнейший промышленный центр, центр судостроения, там находились практически все крупнейшие заводы Советского Союза. На 1941 год именно в Ленинграде, на Кировском заводе планировалось построить 800 танков КВ.
«Производство артиллерийских систем, боеприпасов, авиадвигателей, приборов, центр оборонной промышленности, самых современных видов вооружения, и конечно же, он должен был сыграть ключевую роль в том, чтобы обеспечивать обороноспособность», — пояснил историк, профессор Европейского университета Санкт-Петербурга, автор ряда книг о блокаде Ленинграда Никита Ломагин.
Промышленные предприятия Ленинграда удалось эвакуировать лишь частично, поэтому город, несмотря ни на что, должен был продолжать работать, поставлять на фронт орудия и технику. Кначалу осени ситуация с продовольствием в Ленинграде стала критической. Приближалась суровая зима. Уже с января столбики термометров будут редко подниматься выше -20 °С, а иногда и опускаться до -30 °С. Городские системы отопления были практически выведены из строя.
В сентябре был подписан приказ о создании Военно-автомобильных дорог (ВАД) 101 и 102, которым предстояло соединить деревню Коккорево на западном берегу Ладожского озера с деревней Кобона — на восточном. Для оценки масштаба планируемых работ озеро методом аэрофотосъёмки было отснято с воздуха.
С начала ноября Ладога затянулась льдом, на маршруте начали работать разведчики, связисты и гидрографы. Будущую трассу проверяли на прочность. За двое суток исследовательская группа прошла почти 60 км и составила карту магистрали с указанием толщины льда на разных участках. Затем было несколько пробных выездов: не больше десяти автомобилей за раз.
Первый «рабочий» конвой выдвинулся 22 ноября от мыса Осиновец в сторону Кобоны: 60 грузовиков 389-го отдельного автотранспортного батальона перевозили детей, больных и раненых. Водителям предстояло преодолеть около 30 км по льду крупнейшего в Европе Ладожского озера.
Ценой невероятных усилий и сложнейших расчетов за счет Дороги жизни наладили поставки в город продовольствия и других необходимых запасов, а из города везли продукцию предприятий и вели эвакуацию жителей, не задействованных в обороне Ленинграда и на производствах.
Этот узкий коридор постоянно подвергался атакам, но он обеспечивал только минимум огромной потребности связи Ленинграда со страной, и задачей военных было освободить город как можно скорее.
В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, а его население полностью уничтожить. Однако ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников. Уже в июле — сентябре 1941 в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения.
С осени 1941 года было предпринято пять попыток прорвать блокаду, однако удачной оказалась лишь шестая — операция «Искра» в январе 1943 года. Полностью снять блокаду воинам Советской армии удалось год спустя, 27 января 1944 года.
В этот день ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий, о котором поэтесса Анна Ахматова написала такие строки:
И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе!
Основные даты блокады:
8 сентября 1941 года — День начала блокады
18 января 1943 года — День прорыва блокады
27 января 1944 года — День полного снятия блокады
5 июня 1946 года — День прорыва морской минной блокады Ленинграда