Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Улицы после авиаударов, огороды на Исаакиевской площади, целлофан вместо стекол, эвакуация, Дорога жизни: Блокада Ленинграда

Почтальоны по всей стране на этой неделе вручат около 60 тыс. персональных открыток с поздравлениями от президента лично в руки почетным адресатам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Житель блокадного Ленинграда»

2232
9 / 48
 Фото: Всеволод Тарасевич/ТАСС
На фото: обоз с продовольствием для осажденного немецко-фашистскими захватчиками Ленинграда на зимней дороге, проложенной по льду Ладожского озера, во время Великой Отечественной войны, декабрь 1942 года. Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. Помощь блокадникам осуществлялась по льду Ладожского озера. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». В городе продолжали работать предприятия, школы и учреждения культуры.

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 годы), общее количество ее жертв, по последним данным, превышает 1 млн человек, в том числе более 600 тыс. — от голода.

Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и окончательно отрезали Ленинград от Большой земли. Это повлекло за собой чудовищные последствия, и дело было не только в невозможности снабжения города продовольствием.

Ленинград — крупнейший промышленный центр, центр судостроения, там находились практически все крупнейшие заводы Советского Союза. На 1941 год именно в Ленинграде, на Кировском заводе планировалось построить 800 танков КВ.

«Производство артиллерийских систем, боеприпасов, авиадвигателей, приборов, центр оборонной промышленности, самых современных видов вооружения, и конечно же, он должен был сыграть ключевую роль в том, чтобы обеспечивать обороноспособность», — пояснил историк, профессор Европейского университета Санкт-Петербурга, автор ряда книг о блокаде Ленинграда Никита Ломагин.

Промышленные предприятия Ленинграда удалось эвакуировать лишь частично, поэтому город, несмотря ни на что, должен был продолжать работать, поставлять на фронт орудия и технику. Кначалу осени ситуация с продовольствием в Ленинграде стала критической. Приближалась суровая зима. Уже с января столбики термометров будут редко подниматься выше -20 °С, а иногда и опускаться до -30 °С. Городские системы отопления были практически выведены из строя.

В сентябре был подписан приказ о создании Военно-автомобильных дорог (ВАД) 101 и 102, которым предстояло соединить деревню Коккорево на западном берегу Ладожского озера с деревней Кобона — на восточном. Для оценки масштаба планируемых работ озеро методом аэрофотосъёмки было отснято с воздуха.

С начала ноября Ладога затянулась льдом, на маршруте начали работать разведчики, связисты и гидрографы. Будущую трассу проверяли на прочность. За двое суток исследовательская группа прошла почти 60 км и составила карту магистрали с указанием толщины льда на разных участках. Затем было несколько пробных выездов: не больше десяти автомобилей за раз.

Первый «рабочий» конвой выдвинулся 22 ноября от мыса Осиновец в сторону Кобоны: 60 грузовиков 389-го отдельного автотранспортного батальона перевозили детей, больных и раненых. Водителям предстояло преодолеть около 30 км по льду крупнейшего в Европе Ладожского озера.

Ценой невероятных усилий и сложнейших расчетов за счет Дороги жизни наладили поставки в город продовольствия и других необходимых запасов, а из города везли продукцию предприятий и вели эвакуацию жителей, не задействованных в обороне Ленинграда и на производствах.

Этот узкий коридор постоянно подвергался атакам, но он обеспечивал только минимум огромной потребности связи Ленинграда со страной, и задачей военных было освободить город как можно скорее.

В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, а его население полностью уничтожить. Однако ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников. Уже в июле — сентябре 1941 в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения.

С осени 1941 года было предпринято пять попыток прорвать блокаду, однако удачной оказалась лишь шестая — операция «Искра» в январе 1943 года. Полностью снять блокаду воинам Советской армии удалось год спустя, 27 января 1944 года.

В этот день ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий, о котором поэтесса Анна Ахматова написала такие строки:

И в ночи январской беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе!

Основные даты блокады:

8 сентября 1941 года — День начала блокады

18 января 1943 года — День прорыва блокады

27 января 1944 года — День полного снятия блокады

5 июня 1946 года — День прорыва морской минной блокады Ленинграда

Смотрите также
Последние новости