Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

День Рождения московского трамвая

В XIX веке для общественного передвижения в столице использовались конки (конные трамвайные экипажи), управляемые кучерами, по специально проложенным путям. Им на смену пришли первые электрические машины.

1175
14 / 24
 Фото: Екатерина Матюшина/ТАСС
113 лет назад в столице появился знаменитый кольцевой трамвайный маршрут А, или «Аннушка». Сегодня он связывает три района Центрального административного округа. Заменив в 1911 году одну из последних в городе линий конки (трамвая на конной тяге), маршрут А огибал исторический центр по Бульварному кольцу и набережным Москвы-реки. Неоднократно меняя трассу, «Аннушка» перевозила пассажиров вплоть до 1991-го, когда ее отменили. В августе 1997 года к 850-летию Москвы трамвайный маршрут решили возродить как один из символов города. На фото: трамвайный вагон № 2170 («Аннушка») на фоне памятника «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.

6 апреля 126 лет назад, в 1899 году состоялось открытие первой линии трамвая в Москве. Она прошла от Бутырской заставы до Петровского парка. Трамваи могли развивать невиданную прежде скорость около 27 километров в час, а потому стали вытеснять медленные конки.

Как в городе появился трамвай, рассказали в Главархиве Москвы. Здесь хранятся документы, посвященные истории общественного транспорта, среди которых обязательные постановления городской управы, рапорты московского обер-полицеймейстера и другие материалы.

Решение о создании линии, по которой должны были курсировать вагоны на электрической тяге, городские власти приняли еще в 1898 году. Для первых опытов предполагалось использовать линии конно-железных дорог — основного вида общественного городского транспорта того времени.

В апреле 1899 года в рапорте полковника Дмитрия Трепова московскому генерал-губернатору князю Сергею Александровичу было отмечено, что согласно решению специальной комиссии движение вагонов на электрической тяге должно проводиться на загородном участке от Бутырской Заставы до Петровского парка.

В октябре 1903 года городская дума рассмотрела проект обязательных постановлений, в которых, в частности, содержались правила пользования трамваем. Так, в вагон нельзя было заходить арестантам в сопровождении конвойных, заболевшим заразной болезнью, людям в грязной и пачкающей одежде, а также находящемся в нетрезвом виде. Кроме того, в трамвае запрещалось курить, в том числе и транспортным служащим. В связи с большим количеством любителей щелкать семечки и сплевывать шелуху на пол был введен специальный пункт, запрещавший плевать в вагоне, а также мусорить.

В марте 1904 года на заседании Московской городской думы был рассмотрен проект обязательных постановлений о порядке содержания рельсового транспорта, в том числе и трамвая. Согласно документу, зимой снег и сколотый лед должны были сгребать в кучи по обеим сторонам пути. От тротуаров до остановок трамвая требовалось расчищать специальные проходы. Также в темное время суток обязательно зажигались наружные фонари, прикрепленные на трамвае спереди. Для удобства пассажиров зимой в неотапливаемых вагонах клали подстилку из соломы для ног, а металлические поручни обматывали сукном.

В сентябре 1904-го открылось движение по Марьинской линии (Сухаревская площадь — Марьина Роща), позже были электрифицированы Садовническая, Богородская и Воробьевская линии. После революции трамвай становится любимым видом транспорта москвичей. В 1918 году протяженность путей достигает 323 километра. В 1922 году работает уже 13 регулярных маршрутов.

Современная трамвайная сеть насчитывает 418 километров путей, на балансе основного городского оператора наземного транспорта Москвы — ГУП «Мосгортранс» — более 800 трамваев.

Смотрите также
Последние новости