Стоила ли овчинка выделки?

Чего в реальности добились организаторы и участники «черной пятницы недвижимости»

3313
Стоила ли овчинка выделки?
Фото: Zuma/ ТАСС

В минувшее воскресенье закончилась первая в истории российского рынка недвижимости масштабная распродажа жилой недвижимости в онлайн-режиме. Оправдала ли «черная пятница» ожидания продавцов, и с какими проблемами им пришлось столкнуться в ходе акции? Подводим первые итоги.

Бочка меда…

Неделю назад «СП» уже рассказывала о планах пула игроков рынка недвижимости организовать распродажу жилья и земли с высокими скидками (по аналогии с западной Black Friday) и знакомила читателей с отношением некоторых компаний к подобному начинанию (см. материал от 16 июля «Осторожно, „черная пятница“!»).

В общей сложности акция длилась целый уик-энд. Стартовав в полночь пятницы 17 июля, завершилась она воскресным вечером 19-го. Желание принять участие в столь масштабной распродаже недвижимости изъявили 47 компаний, входящих в пул наиболее весомых и значимых игроков недвижимости столичного региона (при этом, по словам управляющего партнера некоммерческой ассоциации REPA Филиппа Третьякова, за право выставить свои объекты на торги в режиме онлайн всем участникам пришлось сделать определенный финансовый взнос).

Как сообщается в распространенном пресс-службой организаторов «черной пятницы» пресс-релизе, на реализацию в рамках распродажи было выставлено 2707 объектов, находившихся в высоких стадиях готовности. В это число вошло 34 таунхауса, 47 коттеджей, 60 лофтов, 388 апартаментов, 419 земельных участков и 1759 квартир. Все имели необходимые разрешительные документы и реализовывались в полном соответствии с требованиями земельного и гражданского законодательства, а также Федерального закона № 214-ФЗ.

Филипп Третьяков, один из вдохновителей мероприятия, особо подчеркнул: реально полученный от «черной пятницы» эффект превзошел даже самые смелые ожидания. И эти слова эксперта имеют под собой серьезные основания.

Во-первых, отмечает эксперт, пользовательский трафик ресурса, который выступал в качестве торговой площадки, не только во время проведения акции, но и после ее окончания оставался весьма высоким. А это беспрецедентный случай для ресурса, посвященного недвижимости.

Во-вторых, говорит Третьяков, участники, не решившиеся выставлять на подобные торги большое количество лотов и ограничившиеся парой объектов, из-за наплыва покупателей были вынуждены расширять свой объем предложения.

В-третьих, все продавцы, принявшие участие в «черной пятнице», высказываются об акции исключительно в восторженных тонах. И Андрей Патрушев, директор департамента маркетинга и PR компании «KR Properties», и Евгения Старкова, директор департамента маркетинга и связей с общественностью «MR Group», как и многие другие эксперты, называют акцию креативным и полезным инструментом, сгенерировавшим всплеск активности в период традиционного летнего затишья.

И действительно, согласно статистике сайта, ведомой представителями REPA, подписались на получение уведомлений о старте распродажи до начала акции и оставили заявки на лоты до опубликования скидочных цен 47 295 человек. При этом 30 236 заявки поступили на конкретные объекты экспозиции. И в этом не последнюю роль сыграло то, что генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая назвала синергетическим эффектом от рекламы, эффектом новизны. По мнению эксперта, «черной пятнице» на руку также была и шумиха, поднятая в средствах массовой информации.

Также представители ассоциации профессионалов рынка недвижимости сообщают, что за все время акции было получено 2009 текстовых сообщений, подтверждающих выбор клиентов.

Наибольший интерес покупателей был сосредоточен на квартирах (1462 полученных запроса). На втором месте по востребованности апартаменты (270 запросов). «Бронзовую» ступень заняли земельные участки (195 запросов). На четвертое место отошли коттеджи (46 запросов), на пятое — лофты (22 запроса). Аутсайдерами покупательского спроса стали таунхаусы (14 запросов на 34 объекта).

И ложка дегтя

Однако сказать, что «черная пятница» принесла всем один только позитив, было бы не совсем правильно.

Несмотря на то, что пресс-служба организаторов сообщает о двух с лишним тысячах СМС-сообщений (и эту цифру некоторые СМИ с восторгом позиционировали как итоговую), реально сделок было гораздо меньше. Статус «продано» получили в период прохождения акции только 196 лотов. Еще 511 объектов, сообщается в пресс-релизе, были просто забронированы (и совсем не факт, что такая бронь в ближайшее время превратится в закрытую сделку). Если разделить общее количество экспонировавшихся объектов на «сухой остаток» в 707 объектов, «выхлоп» от распродажи получается не такой уж и впечатляющий — КПД всего лишь в 26 с небольшим процентов.

Причем не исключено, что в течение ближайшего времени он еще сократится. Например, и Мария Литинецкая, и Андрей Патрушев, и заместитель гендиректора ЗАО «Дон-Строй Инвест» Ирина Прачева в один голос признаются: конкретные итоги стоит подводить не раньше, чем через 2−3 недели, поскольку люди ожидают решения банка по ипотечному кредиту. А успешно ли пройдут поданные заявки андеррайтинг и устроят ли граждан предлагаемые банками условия кредитования — большой вопрос.

Но, вероятно, такой низкий коэффициент полезного действия обусловлен всего лишь тем, что акция стартовала в не слишком удобное время. Как подчеркивает председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова, начинать распродажи надо не в полночь, а в рабочие часы, поскольку речь идет не о продуктах массового спроса, а об объектах недвижимости. Чтобы таковые приобрести, подчеркивает эксперт, нужно, во-первых, время, во-вторых, юристы и, в-третьих, внимание.

Почему профессионалы (!) рынка недвижимости, организуя распродажу, не учли этот момент в процессе планирования?

Кроме того, Филипп Третьяков отмечает, что за время распродажи выявлено примерно 10 сайтов-клонов с похожей тематикой и юзабилити. Конечно, организаторы настоящей «черной пятницы» считают их незаконными и несанкционированными, пообещав разобраться с ними «по вопросу защиты интеллектуальной собственности». Но кто возьмется предсказать ущерб репутации инициаторов и участников настоящей «черной пятницы», если вдруг выяснится, что на ресурсах-копиях имели место быть случаи откровенного мошенничества или нечестной игры?

Последние новости
Цитаты
Денис Ильин

Директор Агентства по туризму Ульяновской области

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Олег Комолов

Доцент РЭА им. Плеханова

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня