Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Недвижимость / Проблемы ЖКХ
3 августа 2016 08:40

Хорошей питьевой воды в стране нет?

Выясняется, что ее качество в принципе никто гарантировать не может

6332

Кому и как предъявлять претензии за плохую воду из-под крана? Почему такой простой вопрос ставит специалистов в затруднительное положение? Где, в конечном счете, искать потребителю защиты и справедливости, и как дорого это ему обойдется?

Многие поставщики тепла неоднократно заявляли о том, что для них в принципе гораздо предпочтительнее взаимодействовать с потребителями на основе прямых договоров, чем через «посредническую прослойку» в виде разного рода управляющих организаций.

Однако отдельные специалисты в этой сфере считают, что при всех очевидных экономических плюсах у этой схемы есть и один очень серьезный недостаток, фактически сводящий на нет все ее позитивные нюансы. Суть его заключается в следующем: в силу действующего законодательства за состояние внутренних инженерных систем любого многоквартирного дома отвечает либо ТСЖ, либо УК, но ни в коем случае не ресурсоснабжающая организация. И поскольку состояние этого участка коммуникаций в большинстве случаев, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то даже самый качественный ресурс (в частности, тот же теплоноситель для системы центрального отопления) по этой причине практически полностью потеряет свою эффективность.

Когда в июле этого года о перспективе введения прямых договоров для отрасли в очередной раз заговорили представители сферы водоснабжения, то «СП» задала им вполне резонный вопрос: если представить, что эта инициатива будет претворена в жизнь, то кто именно и каким образом будет нести ответственность перед конечным потребителем за то, что у последнего из крана течет не соответствующая санитарным нормативам вода?

Это очень своевременный, важный и хороший вопрос, подчеркнула исполнительный директор российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. В той конструкции, уточнила она, которая сейчас подразумевается под прямыми договорами ресурсоснабжения, подразумевается, что управляющие компании никуда не денутся и по-прежнему будут выполнять свои функции по обслуживанию и содержанию внутридомовых инженерных сетей. Так что ответственность за качество их работы лежит именно на УК. И качество ресурса есть вопрос взаимодействия этих организаций с поставщиками.

Но вот что интересно: некоторые близко знакомые с ситуацией специалисты, и в том числе — первый заместитель председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной Палаты РФ Артем Кирьянов, говорят о том, что в настоящее время существует очень серьезная проблема качества питьевой воды непосредственно в самих источниках водоснабжения. То есть получается, что поставляемый ресурс уже изначально может не в полной мере соответствует требованиям действующих СанПиНов. «Хорошо, например, Красноярску, где местный водоканал забирает воду со дна водохранилища при стабильной температуре в 4 градуса, у них там даже металл не коррозирует, — отмечает Елена Довлатова. — А вот в Астрахани вода для питья берется в низовьях Волги в конце сезона, когда в реку уже сходит все, что только может туда сойти».

Тогда вполне может сложиться классическая для нашей страны ситуация: несчастный потребитель с некачественной водой из крана предъявит претензии своей управляющей компании, а она в ответ разведет руками — дескать, подконтрольные нам системы в полном порядке, идите жалуйтесь поставщикам, последние же, в свою очередь, скажут — а это вообще-то не к нам, проверяйте состояние домовых коммуникаций. Что же, гражданину всю жизнь теперь бегать по замкнутому кругу в поисках справедливости? Ведь просто так, по справедливости, перестать платить за заведомо некачественный ресурс наше законодательство, увы, не позволяет, автоматически переводя пользователя в разряд «злостных неплательщиков» (а как с ними собираются расправляться — «СП» уже рассказывала в вызвавшем бурное обсуждение материале от 7 июля).

— Да, к сожалению, это проблема неоднозначная, — соглашается коммерческий директор ГК «Росводоканал» Сергей Прокофьев. — И причин, по которым из крана у потребителя течет некачественная вода, может быть множество. Тут и неудовлетворительное состояние коммуникаций, и проблемы при транспортировке ресурса. Наконец, проблемы могут быть и в самом водоносном пласте.

«СП»: — Так что же конкретно делать гражданину?

— В принципе, причины довольно легко устанавливаются. Приезжает лаборатория, делает забор воды и проводит анализ.

«СП»: — А потом?

— А потом, на мой взгляд, нужно обращаться в суд. И эта инстанция, выслушав, что называется, отговорки всех сторон, уже и определит меру и степень ответственности каждой стороны.

«СП»: — Но ведь судебные заседания занимают по 7−8 месяцев, и это еще при благоприятном раскладе. Получается, что тем временем некачественный ресурс…

— Совершенно верно, все это время некачественный ресурс будет поставляться, потребляться, и за него будет начисляться и взиматься соответствующая плата. Насколько сложен, разумен или неразумен такой порядок, это уже второй вопрос, но сегодня он именно таков.

При этом Сергей Прокофьев отмечает: если бы все управляющие компании работали честно, то все эти новации с введением прямых договоров никому бы не были нужны.

— Нам, если честно, гораздо проще работать, скажем, с пятью сотнями юрлиц, добросовестно выполняющих свои обязанности, чем с десятками тысяч разрозненных потребителей. Ведь по тому же, например, Омску, нам приходится печатать и доставлять по адресам порядка 450 тысяч абонентских счетов. А это накладно. Но, к сожалению, избежать этого невозможно. Давайте посмотрим правде в глаза и назовем вещи своими именами — в любом городе-миллионнике, где в среднем работает 500−800 УК, всегда находится 40−60 «больных», как я их называю, организаций. А уж сколько способов, как не заплатить за ресурс и убежать!!! Если бы сектор не был настолько болен, повторюсь, не пришлось бы ничего нового выдумывать, работали бы как работали, по привычным схемам.

Но конечно, обо всем этом легко теоретически рассуждать в компании экспертов, однако простому гражданину, который вынужден пользоваться некачественным ресурсом, все они не интересны, резюмирует Елена Довлатова. Каждый раз обращаться в суд и проводить соответствующие экспертизы (еще, кстати, отдельно нужно выяснять, за чей счет они будут в каждом случае проводиться) — неправильно. Эксперт считает, что должны быть какие-то другие механизмы решения подобных проблем и надеется, что в скором времени они будут разработаны.

Но пока этого не сделано, вопрос об ответственности за некачественный ресурс остается открытым. Как и вопрос о том, где же брать потребителю питьевую воду, соответствующую всем нормам.

Может быть, в магазинах?

Но это лет 10 назад люди по всей стране спокойно относились к водопроводной воде, а сегодня, утверждает Артем Кирьянов, многие граждане категорически не доверяют даже тем фильтрам, которые приобретают и устанавливают самостоятельно. Более того, доверия нет даже к бутилированной питьевой воде, реализуемой через розничные сети.

И, в общем-то, это правильно, констатируют эксперты. Потому что сейчас наши потребительские сети не могут в полной мере гарантировать качество этого продукта. Придет некто, предъявит некую бумажку-сертификат, и пожалуйста, продавай, а где взята эта самая вода? Вполне возможно, из того же водопровода. Но это в лучшем случае. Как уверяет Елена Довлатова, качество бутилированной воды 15 разных торговых марок по результатам контрольных закупок во Владимирской области не дотягивало даже до местного водопровода.

Тогда где же? В родниках?

Но широко распространенное мнение о том, что из-под земли бьет по-настоящему «живая» вода, ошибочно, вновь свидетельствует Елена Довлатова. На основании анализов, которые проводились сотрудниками Ассоциации водоснабжения и водоотведения, выходит, что в такой воде в большом количестве присутствуют соли тяжелых металлов, особенно если источник располагается неподалеку о поселений или автотрасс.

Что ж, где брать людям качественную питьевую воду, по-прежнему неизвестно. Но зато, похоже, известно, что этому виной.

«Я бы не стала говорить, что вода из-под крана так уж смертельно опасна, — утверждает Елена Довлатова. — По сути, до санитарных норм не дотягивает порядка 60%. Но тут есть важный нюанс — у нас в стране довольно жесткие СанПиНы. Которые требуют, чтобы из кранов текла практически минеральная вода». Но это, подытоживает эксперт, в силу определенных причин, невозможно.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня