Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Черная» пятница 19 августа

Насколько качественное жилье гражданам предложат под соусом небывалых скидок?

16989

Российское риелторско-девелоперское сообщество во второй раз в новейшей истории рынка недвижимости устраивает распродажу недвижимости по сниженным ценам под брендом «Черная пятница». Чем нынешняя акция будет отличаться от предыдущей и есть ли в ней какие-то подвохи для неискушенных покупателей? Разбираемся вместе с экспертами.

Первая подобная акция, прошедшая также прошлым летом (правда, с 17 по 19 июля, а не с 19 по 21 августа, как сейчас), взбудоражила отечественный рынок недвижимости и расколола экспертов на два принципиальных лагеря как во взглядах на нужность и своевременность этого мероприятия, так и в оценке его последствий для рынка (см. материалы «СП» «Осторожно, черная пятница» и «Стоила ли овчинка выделки»).

Коль скоро раздававшаяся с разных сторон критика в адрес инициативы (от опасений зампреда правительства Московской области Германа Елянюшкина о новой волне обманутых дольщиков до недопонимания «коллег по цеху») не испугала организаторов, возникает естественный вопрос — а внесены ли на сей раз какие-то изменения в процесс проведения нынешней «черной пятницы»? И если да, то в чем конкретно они заключаются и чем обусловлены?

В этом году, отмечает управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, организаторы акции сделали упор на широком освещении акции. На этот раз информацию о «черной пятнице» распространяют 9 телеканалов, 4 радиостанции, а также масса электронных СМИ и тематических порталов. И результаты не заставляют себя ждать: по словам эксперта, только за первую неделю рекламной кампании получено свыше 10 000 первичных заявок.

Читайте по теме

«СП»: — Почему акция вновь устраивается именно летом? Ведь еще не закончился сезон отпусков. Или это не более чем попытка стимуляции рынка в «низкий сезон»?

— Действительно, период с мая по сентябрь — это не самый «горячий» сезон на рынке жилья, поэтому акция, призванная стимулировать продажи, и проводится в это время. Организовывать акцию весной или осенью нет смысла, ведь в это время продажи идут самыми высокими темпами и дополнительного стимулирования не требуется. Тем не менее, отмечу, что на начальных этапах увеличение продаж хоть и является целью акции, но все же не первостепенной. Главное сейчас — привлечь внимание к «Черной пятнице» и превратить ее в традицию рынка.

На фоне последних экспертных заявлений о падении покупательского спроса и о том, что сейчас жилье продается практически по себестоимости, с минимальной маржинальностью, в отличие от прошлого года. Вызывает неподдельный интерес еще один момент: в чем же сейчас заключаются выгоды для застройщиков, устраивающих на этом фоне распродажи со значительными скидками? Или ситуация уже настолько плоха, что главное — не цена объекта, а сам факт его продажи? А, может быть, скидки на этот раз будут не значительными?

«Да, — соглашается Петр Машаров, гендиректор агентства недвижимости „Century 21 Еврогруп Недвижимость“, — многие объекты подмосковной и столичной недвижимости продаются уже этим летом с максимальными скидками, которые только может позволить себе застройщик. Как раз самая маленькая маржа приходится на объекты эконом-класса, поэтому на них вряд ли стоит ожидать значительных скидок. В этом плане немного лучше обстоят дела с жильем категории „комфорт“ и бизнес-класса, поэтому именно в „черную пятницу“ тем покупателям, которые „нацелены“ на приобретения жилья в этих сегментах, стоит повнимательнее рассмотреть предлагаемые варианты. Возможно, при удачном стечение обстоятельств они смогут приобрести заветное жилье немного дешевле, чем планировали».

По сравнению с прошлым годом, уточняет Мария Литинецкая, максимальный размер скидки в «Черную пятницу» снизился с 17% до 15%.

— Это говорит о том, что ситуация на рынке, по сравнению с действительно сложным 2015 годом, улучшилась. С начала 2016 года показатели спроса демонстрируют устойчивый рост, и в такой ситуации девелоперы уже не пытаются завлекать клиентов чрезмерными скидками. Если в прошлом году некоторые застройщики в индивидуальном порядке предлагали дисконты, достигавшие 20%, то в 2016 году они, как правило, в два раза ниже. Соответственно, максимальный размер скидок в рамках «Черной пятницы» (15%) — это «золотая середина».

Но не стоит забывать и о том, напоминает Петр Машаров, что для застройщиков данная акция — это еще и хороший способ сбыть так называемый «неликвид», квартиры с неудачной планировкой, плохим видом из окна, неразвитой инфраструктурой или плохой транспортной доступностью района, с не лучшим качеством отделочных работ и т. п. Кроме того, дополнительные скидки могут привлечь покупателей к квартирам, расположенным на втором этаже (при условии, что первый отдан под объекты нежилой недвижимости — торговые и сервисные точки, офисные помещения и т. д.), цена которых традиционно ниже остальных лотов в многоэтажках.

Однако все равно непонятно, на что же рассчитываю участники «Черной пятницы», ведь уже давно всем известно — у населения элементарно кончились деньги, а продажи держатся исключительно на ипотеке. Своевременна ли тогда вообще эта акция для рынка недвижимости в его нынешнем состоянии?

«Что касается самих покупателей, — говорит гендиректор IKON Development Евгения Акимова, — то данные о росте спроса в 2016 году говорят об обратном — люди начали приобретать даже больше жилья, чем в относительно спокойные 2013 и 2014 годы. Кстати, большинство аналитиков, среди которых есть представители Минэкономразвития, Всемирного Банка и МВФ, придерживаются мнения, что уже в 2017 году ВВП России покажет рост. Так что в благоприятных экономических условиях акции, подобные „Черной пятнице“, безусловно, дадут еще больший эффект».

«Да и говорить о том, что у населения совсем нет сбережений, не стоит, — поддерживает коллегу Мария Литинецкая. — По данным Центробанка, объём средств на депозитах физических лиц в Москве увеличился с 5,91 трлн рублей в 2014 году до 8,71 трлн в 2016-м. Это говорит о том, что у покупателей еще есть скрытые резервы, которые можно мобилизовать именно с помощью таких необычных акций».

«В западных странах, констатирует управляющий партнер ГК „ВекторСтройФинанс“ Андрей Колочинский, — акции, подобные „Черной пятнице“, проводятся регулярно. И в каком бы состоянии ни была экономика, каждый год они имеют бешенный успех. Люди любят скидки, независимо от своего благосостояния и экономической ситуации, поэтому подобные мероприятия будут актуальны всегда».

Возможно, за рубежом все так и есть на самом деле, только вот в России, предупреждает Петр Машаров, акции такого плана скопировали по кальке с Запада далеко не самым лучшим образом, чему яркой иллюстрацией могут стать результаты прошлогодней «Черной пятницы» (КПД которой не превысил отметки в 25% - авт.). Плюс еще торговые сети своим неумелым проведением подобных акций уже выработали в людях недоверие к такого рода мероприятиям, что тоже следует принимать во внимание.

Что ж, раз уж речь зашла о российском менталитете, осталось лишь понять, не боятся ли участники акции так называемого «августовского синдрома», поскольку именно в этом месяце в России случаются грандиозные катаклизмы. Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года, обвал межбанковской биржи в 1995-м или дефолт в 1998-м годах.

Читайте по теме

На этот вопрос практически все эксперты, опрошенные «СП», ответили одинаково: все совпадения дат случайны, и никаких скрытых подтекстов и параллелей с финансовыми и политическими катастрофами не прослеживается.

«Могу лишь предположить, — добавляет Андрей Колочинский, — что организаторы „Черной пятницы“ решили прервать цепь неудачных событий, происходящих в России почти каждый август, именно в этот месяц проводя яркую и позитивную акцию. Кто знает, возможно через несколько лет август будет ассоциироваться у россиян не с путчем, а самым удачным временем для покупки квартиры».

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня